kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  статья предназначается учителям-дефектологам в работе с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ"»

Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ


 Цель:

Создание для дошкольников с ОВЗ специальных условий для проведения коррекции нарушений развития, социальной адаптации развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности,

Задачи:

1.Обеспечивать качество образования для дошкольников с ОВЗ.

2.Учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков воспитанниками с ОВЗ.

3.Способствовать раскрытию индивидуальных способностей детей с ОВЗ.

4. Поддерживать интерес к обучению и воспитанию дошкольников имеющими ОВЗ.

Принципы работы с детьми с ОВЗ

1. Принцип доступности заданий. (Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников).

2. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом.

3.Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.

4. Принцип интеграции.

Инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми, имеющими ОВЗ, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников , имеющих ОВЗ.

На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются следующие технологии для работы с детьми с ОВЗ

СКАЗКОТЕРАПИЯ

ИЗОТЕРАП ИЯ

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

КУКЛОТЕРАПИЯ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

СУ –ДЖОК ТЕРАПИЯ

КВЕСТТЕХНОЛОГИЯ

МНЕМОТЕХНИКА

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ

ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ

МНЕМОТЕХНИКА

Мы рассмотрим 5 технологий: мнемотехника, гарденотерапия, Су-Джок терапия, прищепкотерапия, куклотерапия.

Итак рассмотрим первую технологию:

I. Гарденотерапия

Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения) : терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями.

Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными

возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии ( сочувствию сопереживанию проблемам другого человека).

Цель: Социальная адаптация и реабилитация детей

с ограниченными возможностями посредством

использования элементов гарденотерапии.

Задачи:

1.Формировать знания о комнатных растениях.

растениях сада, огорода, умения в их уходе и содержании.

2.Развивать познавательную активность,

коммуникативные, творческие способности воображение.

4.Развивать интерес к окружающему миру, живой природе.

5.Воспитывать бережное отношение к природе

II.ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ

Цель:

1.Развитие мелкой моторики рук, формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений).

2.Развитие чувства ритма.

3.Развитие конструктивного мышления.

4.Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.

III. Куклотерапия

Цель

1.Развитие речи детей, мелкой моторики рук,

повышение качества коммуникации, развитие пространственной ориентации, координации движений

2.Формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.

В куклотерапии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья используются куклы, которые соответствуют возможностям самого ребёнка и помогут развивают его. 1.Петрушечные куклы – они одеваются на руку.

2.Пальчиковые куклы – маленькие куклы, связанные из плотной нитки, одевающиеся на пальцы.

3.Куклы, которые изображают разных животных.

4.Куклы-рукавички - на спине куклы пришита рукавичка, она играет роль держателя, чтобы ребёнок, который не имеет возможности фиксировать свою кисть руки, мог с легкостью держать эту куклу.

5.Комбинированная кукла - состоит из нескольких частей: стакан -служит как подставка или держатель, которая имеет прорезь для палки, на которую крепится голова куклы и одежда. Такой куклой ребёнок сможет показывать кукольный театр, а взамен сцены он может использовать стол или ширму.

6.Большая кукла (ростом в самого ребенка) – используется детьми в качестве друга, с которым можно поиграть, если ребенок не хочет играть с детьми, или рассказать о своих переживаниях, страхах.

IV.            МНЕМОТЕХНИКА(мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы)

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст. Изображения располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках , которые воспитатели или родители могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Цель:

1.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

2.Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

3.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

V. С У –ДЖОК ТЕРАПИЯ

Цель:

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах, развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе, коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга.

Задачи

1.Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.

2.Развивать координацию движений у ребенка.

3.Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую

моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

4.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ОУ и семье.

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение.

II. Практическая часть МО

ИГРА – ПРАКТИКУМ

«Психологическая зарядка».
Предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:
1. Если в вашей группе время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

2. Если вы считаете, что самым эффективным приёмом для усмирения шаловливых детей является похвала детей, которые хорошо ведут себя – кивните головой.
3. Если вы детей чаще хвалите, чем делаете замечание и журите - дотроньтесь до кончика носа.
4. Если вы считаете себя хорошим педагогом - постучите кулачком в грудь.
5. Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми - моргните правым глазом.
6. Бывает ли в вашей группе так: вы часто делаете замечание ребенку, а родители начинают упрекать вас в излишней строгости – то, топните ногой.
7. Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
8. Если вы делаете все возможное, чтобы вашим воспитанникам было комфортно в саду - погладьте себя по голове.

Такая несложная зарядка помогла нам лучше узнать друг друга.

3. УПРАЖНЕНИЕ – «БАРОМЕТР АСТРОЕНИЯ».

Предлагается показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение (не совсем в хорошем настроении) – ладони касаются друг друга, хорошее – руки вытянуты вверх.

4.Возьмите фигуры детей.

Ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете одежды, эмоциях, своих впечатлениях, жизненном опыте и т.д.

Первым о своем человечке рассказывает ведущий-педагог, например:

- Мой человечек в ярко-желтой футболке (брючках), он такой жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он берет куклу с одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек в одежде ярко-синего цвета, он особенный, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа… Его мечта – научиться рисовать красивый мир вокруг и т.д.

Ведущий-педагог:

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?

Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.

Спасибо всем участникам мастер класса, совместными усилиями мы смогли сделать это событие значимым, у нас получился мир детства, полный улыбок, дружбы и помощи.

Упражнение «Взаимодействие»

Ситуация 1. Человек с трудностями при передвижении уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь, чтобы он ее принял.

Ситуация 2. Расставлены стулья по комнате. Одному участнику завязываются глаза. Ему необходимо взять книгу у одного из присутствующих. Только с помощью речи провожаем его к необходимому объекту.

Ситуация 3. Развитие мимики, пантомимики, жестов. Несколько человек получают задания на карточках - небольшие фразы, которые необходимо передать по кругу без слов, используя только мимику, жесты («Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой-ой, как страшно, испугал!»)

Упражнение «Групповой рисунок»

Предлагается нарисовать ответное письмо детям с проблемами в развитии красками. Участвуют все. Можно включить спокойную музыку.

Обсуждение рисунка: по кругу каждый участник говорит по одному предложению о своем послании, в результате должен получиться связный рассказ.

4. Рефлексия.

- выразите свое мнение от участия в практической части встречи;

-что было наиболее интересным и запоминающимся

-что вы вынесли из участия;

-чего не хватало на ваш взгляд;

-пожелания участникам мероприятия

 

Выводы:

Использование современных технологий работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отвечает современным требованиям, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям воспитанники овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения.

 

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

3.Раздача практического материала.

Рекомендации для воспитателей в работе с детьми, имеющими ОВЗ
1.Прежде всего, необходимо установить контакт с родителями воспитанников, т.к. успешность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения и непосредственно в группе сверстников, во многом зависит от них самих. Родители должны в полной мере участвовать в коррекционной работе, которую проводят воспитатели и специалисты, выполнять все рекомендации педагогов. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку.
2.Приступая к работе с такой категорией детей, необходимо посоветоваться с врачами, узкими специалистами. Необходимо определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения и воспитания.
3.Разработать индивидуальную развивающую коррекционную цепочку для каждого ребенка, основанную на коррекционной программе ДОУ. При этом, основной упор делать на общие закономерности возрастного развития ребенка, как в норме, так и в условиях дефекта.
4.Организовать охранительный режим, который сбережет и в то же время поэтапно укрепит нервную систему ребенка.
5.Создать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологического комфорта и безопасности, в которой он перестанет ощущать себя не таким как все, где может реализовать не только свое право на образование, но и обрести право на обычное детство.
6.Создать условия для обеспечения мотиваций любой деятельности, а так же включать в занятия, или иную деятельность, всех детей группы, независимо от дефекта их развития.
7.Создавать ситуацию успеха и поощрять за выполненную работу. Тактично оценивать его, стремиться найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно сделать упор в дальнейшей работе. При оценке результатов ребенка сравнивать его не с другими детьми, а с самим с собой на предыдущей ступеньке развития.
8.Любую деятельность детей сопровождать их эмоциональной вовлеченностью. Важным условием организации деятельности служит игровая форма проведения. В игре ребенок
раскрепощается, раскрывается. У него формируются разнообразные игровые действия.
9.Для поднятия общего эмоционального тонуса ребенка, использовать музыкальное сопровождение любой деятельности, т.к. многие дети с ограничениями в здоровье очень чувствительны к музыке.
10.Важно учитывать, что внимание у таких детей неустойчивое, следовательно, необходима частая смена видов деятельности. Можно сочетать смену деятельности с повторяемостью программного материала. Повторение одних и тех же заданий возможно представить в новых ситуациях и на новых предметах, что даст ребенку ощущение новизны восприятия.
11. формировать активную и пассивную виды речи, умения высказывать свои желания и самостоятельно задавать вопросы как воспитателю, так и своим сверстникам. Вызывать желание и необходимость к общению. Важно поощрять речевую активность.
12.Активно формировать умения в продуктивных видах деятельности: рисовании,
конструировании, лепке, аппликации. Вызвать интерес к ним не только в организованной деятельности, но и в свободное от занятий время. Учить пользоваться различными изобразительными средствами для выражения своего эмоционального состояния.
13.Вовлекать ребенка к участию в коллективных мероприятиях в группе и в целом по детскому саду с учетом его интереса и собственных возможностей.
14.Целенаправленно привлекать воспитанника к овладению элементами трудовой деятельности, овладевая которые, он не только освоит конкретные операции, но и параллельно обогатит свой морально-этический опыт.

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему "Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Автор: Альфира Марсиловна Габделхакова

Дата: 24.10.2023

Номер свидетельства: 638721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства