kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Бездумное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Бездумное чтение"»

.


Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать?


В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг. Однако, главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Ребенок растет. Каждый возраст приносит свои радости и огорчения. Среди радостей, которые приносит младший школьный возраст, несомненно можно назвать начало самостоятельного чтения. В некоторые семьи эта радость как бы приходит сама собой. Вот ребенок начал учить буквы, а вот он уже сидит в уголке с книжкой, глаза светятся. И нет более приятного зрелища, чем увлеченный чтением ребенок. Да и это понятно! Ребенок с книжкой значит занят делом, значит не шалит, значит не в плохой компании. Ребенок с книжкой значит кто-то умный и добрый, кто то знающий и понимающий в наше отсутствие за нас, дарит ребенку радость, учит и воспитывает его.


Но гораздо чаще происходит по-другому: чтение становится для семьи на все годы школьного обучения поводом для беспокойства, напоминания, взаимных обид и ссор.


Бездумное чтение- достаточно распространенная проблема, но малоизученная особенность читательского поведения младших школьников, которая проявляет себя в поверхностном, фрагментарном, непродуктивном и незаинтересованном чтении- чтение по принципу «что поймется»

Все кто столкнулся с этой проблемой, знают, что обнаруживает она себя далеко не сразу. Вначале, когда тексты еще очень просты по содержанию, а ребенок читает громко, внятно и достаточно быстро, у взрослых не возникает и тени сомнения в том, он хорошо понимает читаемое. Ребенок же на самом деле при чтении решает другую задачу, ту решения которой так старательно добивались взрослые- он быстро и безошибочно озвучивает текст и считает на этом свою читательскую работу выполненной.

Однако по мере усложнения предлагаемых для чтения материалов, недостатки в понимании ребенком смысла прочитанного становится все более и более очевидным .Объяснения этому часто видят в особенностях текста ( слишком объемный, много непонятных слов, сложное построение предложений) или в том что ребенок устал, недостаточно сосредоточился.


Но постепенно взрослые начинают замечать, что ребенок практически не прикладывает усилий, чтобы понять содержание текста, читает по принципу « что поймется»


Когда подобная ситуация начинает повторятся изо дня в день, и все попытки добиться от ребенка более вдумчивого и продуктивного чтения привычными мерами ( уговорами, упреками, наказаниями, многократным перечитыванием текста) оказываются безуспешными, взрослые бывают вынуждены признать, что поверхностное, незаинтересованное, бездумное чтение уже вошло в привычку маленького человека.

Чтобы оценить последствия такой привычки для дальнейшего читательского развития школьника, рассмотрим те различия, которые обнаруживаются при сравнении бездумного чтения ребенка и бездумного чтения взрослого квалифицированного читателя.


Квалифицированный читатель обладает целым арсеналом способов и приемов решения разнообразных читательских задач, многие из которых он может решать автоматически, в уме по ходу чтения. Вот почему в ряде случаев он может позволить себе находиться в режиме бездумного чтения, т. е. « скользить по поверхности текста», читать по принципу «что поймется».Но как только появляется сигнал о недостаточном понимании- он переходит в « режим» вдумчивого чтения. Разобравшись в сложной ситуации, читатель опять может перейти в режим чтения «что поймется.» Совмещение разных режимов в читательской работе обеспечивает минимализацию затрат при достаточной продуктивности чтения, его эффективности экономичность. Иногда, правда даже у опытных читателей происходят сбои в работе механизма переключения из одного режима чтения в другие, соответствующие типу текста и уровню его сложности.. однако взрослый человек, имеющий богатый опыт, продуктивного чтения, пусть не сразу, но заметит этот сбой и попытается его преодолеть отдохнуть или изменить свое отношение к читаемому. Тогда вновь возвращается установка на понимание текста. Таким образом, можно сказать, что бездумное чтение взрослого читателя-это только один из целого ряда освоенных режимов читательской работы, который используется в определенных условиях при автоматическом контроле за продуктивностью понимания.


Совсем другое дело-бездумное чтение начинающего читателя, у которого опыт самостоятельного чтения очень не велик. Такой ребенок будет читать по принципу что поймется всегда предлагаемые тексты, независимо от уровня их сложности и степени понимания.


В этом случае доступными пониманию будут тексты уже освоенных типов, т. е. именно на которых эта привычка и успела сформироваться. Понимание более сложных текстов окажется не достаточно продуктивным. Тогда привычка к чтению что поймется постепенно перерастет в привычку к чтению без понимания. Такое чтение не приносит радости не стимулирует освоение приемов решения новых читательских задач, затрудняет развитие контроля за продуктивностью понимания. Если не зачем понимать , то и не зачем учиться это делать. Вот почему чем раньше привычка к чиению без понимания складывается у ребенка, тем более искаженным может оказаться дальнейший ход его читательского развития.


Как не прискорбно в этом признаваться, но условия для появления бездумного чтения у детей мы создаем сами, когда, пытаясь ускорить обучение ребенка чтению, лишаем его возможности разумно приспособиться к новым задачам и условиям читательской деятельности. Особенно часто это происходит как раз на этапе обучения грамоте, когда система требований к читательскому поведению ребенка сильно сдвигается в сторону требований к качеству почитанного


Представим себе ребенка дошкольника успешно прошедшего школу восприятия детской литературы на слух. Мы заразили его своей своей любовью к чтению , научили его воспринимать чтение как радость как подарок, мы сделали его читателем- слушателем.По сути мы научили его с удовольствием и творчески выполнять всю читательскую работу, необходимую для понимания текстов, с которыми он встретится в школьных учебниках для начальных классов. И именно такого ребенка ждет школа, чтобы помочь ему начать осваивать самостоятельное чтение. Казалось бы в этом случае понимание учебных текстов не должно стать проблемой ведь в ходе совместного чтения ребенок понимал гораздо более сложные произведения, чем те, с которыми ему предстоит встретиться на этапе обучения грамоте.


Действительно программные тексты в самом начале обучения очень просты для ребенка, которому читали перед школой волшебные сказки, повести, просты и мало интересны. И если по воле взрослых ребенок при этом лишается совместного чтения для удовольствия, то в скором времени интерес к чтению начинает угасать, Чтение становится для ребенка лишь обязательной часть домашнего задания, с которой надо побыстрее справиться., чтобы перейти к более увлекательным занятиям. Не удивительно, что по мере нарастания объема текстов для самостоятельного чтения и при параллельном снижении интереса к чтению у ребенка складывается привычка к чтению без понимания. .



Предотвращение бездумного чтения у детей предполагает ряд согласованных диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий.

Традиционные способы проверки читательских умений тут вряд ли смогут помочь. Чтобы не использовали в качестве стимулирующего материала для такой проверки: тексты учебника или специально отработанные психологами так называемые рассказы со скрытым смыслом, эта проверка будет ориентирована на комплексную оценку результата деятельности, направленной на понимание. ( в ходе ее может быть установлено понял или не понял ребенок данный текст, понял самостоятельно или с помощью. О деятельности ребенка, которая привела его к определенному результату, а тем более о способности ребенка к решению тех или иных конкретных читательских задач можно судить лишь косвенно.

В связи с этим на первый план выступает проблема предотвращения бездумного чтения у детей, начиная с самых ранних этапов читательского развития.

  • Регулярный мониторинг уровня развития читательской компетентности

  • Оценку соответствия выявленного уровня развития читательской компетентности требованиям учебных программ и материалов. Используемых в обучении чтению детей

  • Согласование программ усложнения текстов и расширения круга доступного чтения, с одной стороны. И программ развития читательской компетентности с другой.

Одним и з вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление облучением чтению- коррекционные (индивидуальн-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся.

  • Читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями.

  • Умение читать видится широко-как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать ( понимать) тексты и произведения разных жанров.

  • Умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения.

Ряд приемов и упражнений используется на занятиях, чтобы обеспечить

  • Совершенствование процесса смысловой переработки текста

  • Расширение фиксационного поля зрения

  • Развитие превосходящего восприятия текста предотвращение возвращения глазами к прчитанным словам.

  • Целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения.

  • Развитие контроля и самоконтроля при чтении.

  • Формирование у детей умения воспринимать тексты разных видов.

  • Формирование у детей способов действия с текстом.

Для обучения техники чтения со смыслом выделяются следующие группы упражнений, направленные

  • На развитие речевого аппарата

  • Расширение оперативного поля зрения

  • Развитие правильности, безошибочного восприятия текста

  • Развитие догадки на различных уровнях

  • Развитие скорости чтения вслух и молча

  • Развитие внимания и памяти в процессе восприятия

  • Преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладели разными приемами чтения, можно им определенные ориентиры, составить памятки, правила.

Например.





Памятка

« Учись читать правильно»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4.Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и про себя.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Бездумное чтение"

Автор: Федорова Елена Викторовна

Дата: 18.12.2021

Номер свидетельства: 595273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества""
    ["seo_title"] => string(78) "stat-ia-chtieniie-eto-shans-dlia-riebionka-niechtieniie-risk-dlia-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "308558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458619677"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413050054"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "конспект урока  на тему: И.А.Крылов "Свинья под дубом". Осмеяние невежества и неблагодарности "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-na-tiemu-i-a-krylov-svin-ia-pod-dubom-osmieianiie-nieviezhiestva-i-nieblaghodarnosti"
    ["file_id"] => string(6) "226498"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440331380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Классный час-театрализация "Сохраним  зелёную планету""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastieatralizatsiiasokhranimzielionuiuplanietu"
    ["file_id"] => string(6) "257904"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448399326"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока литературы  по  произведению  М. А. Булгаков «Собачье сердце». Обзор содержания "
    ["seo_title"] => string(101) "razrabotka-uroka-litieratury-po-proizviedieniiu-m-a-bulghakov-sobach-ie-sierdtsie-obzor-sodierzhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "112615"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408785841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства