Просмотр содержимого документа
«Статья "Бездумное чтение"»
.
Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать?
В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг. Однако, главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Ребенок растет. Каждый возраст приносит свои радости и огорчения. Среди радостей, которые приносит младший школьный возраст, несомненно можно назвать начало самостоятельного чтения. В некоторые семьи эта радость как бы приходит сама собой. Вот ребенок начал учить буквы, а вот он уже сидит в уголке с книжкой, глаза светятся. И нет более приятного зрелища, чем увлеченный чтением ребенок. Да и это понятно! Ребенок с книжкой значит занят делом, значит не шалит, значит не в плохой компании. Ребенок с книжкой значит кто-то умный и добрый, кто то знающий и понимающий в наше отсутствие за нас, дарит ребенку радость, учит и воспитывает его.
Но гораздо чаще происходит по-другому: чтение становится для семьи на все годы школьного обучения поводом для беспокойства, напоминания, взаимных обид и ссор.
Бездумное чтение- достаточно распространенная проблема, но малоизученная особенность читательского поведения младших школьников, которая проявляет себя в поверхностном, фрагментарном, непродуктивном и незаинтересованном чтении- чтение по принципу «что поймется»
Все кто столкнулся с этой проблемой, знают, что обнаруживает она себя далеко не сразу. Вначале, когда тексты еще очень просты по содержанию, а ребенок читает громко, внятно и достаточно быстро, у взрослых не возникает и тени сомнения в том, он хорошо понимает читаемое. Ребенок же на самом деле при чтении решает другую задачу, ту решения которой так старательно добивались взрослые- он быстро и безошибочно озвучивает текст и считает на этом свою читательскую работу выполненной.
Однако по мере усложнения предлагаемых для чтения материалов, недостатки в понимании ребенком смысла прочитанного становится все более и более очевидным .Объяснения этому часто видят в особенностях текста ( слишком объемный, много непонятных слов, сложное построение предложений) или в том что ребенок устал, недостаточно сосредоточился.
Но постепенно взрослые начинают замечать, что ребенок практически не прикладывает усилий, чтобы понять содержание текста, читает по принципу « что поймется»
Когда подобная ситуация начинает повторятся изо дня в день, и все попытки добиться от ребенка более вдумчивого и продуктивного чтения привычными мерами ( уговорами, упреками, наказаниями, многократным перечитыванием текста) оказываются безуспешными, взрослые бывают вынуждены признать, что поверхностное, незаинтересованное, бездумное чтение уже вошло в привычку маленького человека.
Чтобы оценить последствия такой привычки для дальнейшего читательского развития школьника, рассмотрим те различия, которые обнаруживаются при сравнении бездумного чтения ребенка и бездумного чтения взрослого квалифицированного читателя.
Квалифицированный читатель обладает целым арсеналом способов и приемов решения разнообразных читательских задач, многие из которых он может решать автоматически, в уме по ходу чтения. Вот почему в ряде случаев он может позволить себе находиться в режиме бездумного чтения, т. е. « скользить по поверхности текста», читать по принципу «что поймется».Но как только появляется сигнал о недостаточном понимании- он переходит в « режим» вдумчивого чтения. Разобравшись в сложной ситуации, читатель опять может перейти в режим чтения «что поймется.» Совмещение разных режимов в читательской работе обеспечивает минимализацию затрат при достаточной продуктивности чтения, его эффективности экономичность. Иногда, правда даже у опытных читателей происходят сбои в работе механизма переключения из одного режима чтения в другие, соответствующие типу текста и уровню его сложности.. однако взрослый человек, имеющий богатый опыт, продуктивного чтения, пусть не сразу, но заметит этот сбой и попытается его преодолеть отдохнуть или изменить свое отношение к читаемому. Тогда вновь возвращается установка на понимание текста. Таким образом, можно сказать, что бездумное чтение взрослого читателя-это только один из целого ряда освоенных режимов читательской работы, который используется в определенных условиях при автоматическом контроле за продуктивностью понимания.
Совсем другое дело-бездумное чтение начинающего читателя, у которого опыт самостоятельного чтения очень не велик. Такой ребенок будет читать по принципу что поймется всегда предлагаемые тексты, независимо от уровня их сложности и степени понимания.
В этом случае доступными пониманию будут тексты уже освоенных типов, т. е. именно на которых эта привычка и успела сформироваться. Понимание более сложных текстов окажется не достаточно продуктивным. Тогда привычка к чтению что поймется постепенно перерастет в привычку к чтению без понимания. Такое чтение не приносит радости не стимулирует освоение приемов решения новых читательских задач, затрудняет развитие контроля за продуктивностью понимания. Если не зачем понимать , то и не зачем учиться это делать. Вот почему чем раньше привычка к чиению без понимания складывается у ребенка, тем более искаженным может оказаться дальнейший ход его читательского развития.
Как не прискорбно в этом признаваться, но условия для появления бездумного чтения у детей мы создаем сами, когда, пытаясь ускорить обучение ребенка чтению, лишаем его возможности разумно приспособиться к новым задачам и условиям читательской деятельности. Особенно часто это происходит как раз на этапе обучения грамоте, когда система требований к читательскому поведению ребенка сильно сдвигается в сторону требований к качеству почитанного
Представим себе ребенка дошкольника успешно прошедшего школу восприятия детской литературы на слух. Мы заразили его своей своей любовью к чтению , научили его воспринимать чтение как радость как подарок, мы сделали его читателем- слушателем.По сути мы научили его с удовольствием и творчески выполнять всю читательскую работу, необходимую для понимания текстов, с которыми он встретится в школьных учебниках для начальных классов. И именно такого ребенка ждет школа, чтобы помочь ему начать осваивать самостоятельное чтение. Казалось бы в этом случае понимание учебных текстов не должно стать проблемой ведь в ходе совместного чтения ребенок понимал гораздо более сложные произведения, чем те, с которыми ему предстоит встретиться на этапе обучения грамоте.
Действительно программные тексты в самом начале обучения очень просты для ребенка, которому читали перед школой волшебные сказки, повести, просты и мало интересны. И если по воле взрослых ребенок при этом лишается совместного чтения для удовольствия, то в скором времени интерес к чтению начинает угасать, Чтение становится для ребенка лишь обязательной часть домашнего задания, с которой надо побыстрее справиться., чтобы перейти к более увлекательным занятиям. Не удивительно, что по мере нарастания объема текстов для самостоятельного чтения и при параллельном снижении интереса к чтению у ребенка складывается привычка к чтению без понимания. .
Предотвращение бездумного чтения у детей предполагает ряд согласованных диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий.
Традиционные способы проверки читательских умений тут вряд ли смогут помочь. Чтобы не использовали в качестве стимулирующего материала для такой проверки: тексты учебника или специально отработанные психологами так называемые рассказы со скрытым смыслом, эта проверка будет ориентирована на комплексную оценку результата деятельности, направленной на понимание. ( в ходе ее может быть установлено понял или не понял ребенок данный текст, понял самостоятельно или с помощью. О деятельности ребенка, которая привела его к определенному результату, а тем более о способности ребенка к решению тех или иных конкретных читательских задач можно судить лишь косвенно.
В связи с этим на первый план выступает проблема предотвращения бездумного чтения у детей, начиная с самых ранних этапов читательского развития.
Регулярный мониторинг уровня развития читательской компетентности
Оценку соответствия выявленного уровня развития читательской компетентности требованиям учебных программ и материалов. Используемых в обучении чтению детей
Согласование программ усложнения текстов и расширения круга доступного чтения, с одной стороны. И программ развития читательской компетентности с другой.
Одним и з вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление облучением чтению- коррекционные (индивидуальн-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся.
Читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями.
Умение читать видится широко-как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать ( понимать) тексты и произведения разных жанров.
Умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения.
Ряд приемов и упражнений используется на занятиях, чтобы обеспечить
Совершенствование процесса смысловой переработки текста
Расширение фиксационного поля зрения
Развитие превосходящего восприятия текста предотвращение возвращения глазами к прчитанным словам.
Целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения.
Развитие контроля и самоконтроля при чтении.
Формирование у детей умения воспринимать тексты разных видов.
Формирование у детей способов действия с текстом.
Для обучения техники чтения со смыслом выделяются следующие группы упражнений, направленные
На развитие речевого аппарата
Расширение оперативного поля зрения
Развитие правильности, безошибочного восприятия текста
Развитие догадки на различных уровнях
Развитие скорости чтения вслух и молча
Развитие внимания и памяти в процессе восприятия
Преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладели разными приемами чтения, можно им определенные ориентиры, составить памятки, правила.
Например.
Памятка
« Учись читать правильно»
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2.старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.