Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование инновационных технологий в образовании"»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Камашева Жанна Викторовна
Kamasheva Ganna Virtorovna
Аннотация
Рассмотрены инновационные методы, приемы и средства обучения, используемые в образовательной деятельности учебного заведения.
Ключевые слова: Инновации, образование.
Annotation
Keywords: Innovation, education.
По мнению специалистов, под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Развивающая среда рассматривается как организованное особым образом социокультурное и педагогическое пространство, основанное на взаимообусловленном и взаимодополняемом деятельностном общении всех участников образовательного процесса.
Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для развития личности.
Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента. В современное время подходы к теории и практике образования изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети Интернет, медиасредств, дистанционного и личностно-ориентированнного образования. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Если преподаватель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему, то этот процесс уже может считаться инновацией.
Распространенным направлением в области образования достаточно давно является применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала. Презентация - яркий, наглядный и один из самых эффективных способов донесения информации до обучающихся. Он позволяет усваивать информацию не только на слух, но и зрительно, а если особо важную информацию еще и записывать, то идет повторное запоминание.
Активно используются «уроки самостоятельной деятельности». Это может быть классическая форма самостоятельной работы - реферат или та же презентация по заданной теме, выполненные студентом (кстати, можно задать не только тему, но и определенный план презентации). Элементы самостоятельной работы необходимо использовать на аудиторных занятиях. Такие уроки играют воспитательную роль и их цель – утверждение самостоятельных качеств личности формирование и развитие механизмов независимости человека. Обучающийся должен самостоятельно справиться с задачей поставленной перед ними. При этом студентам должны выдаваться соответствующие рекомендации в письменной или устной форме. Примером самостоятельной деятельности может служить практическое занятие на тему «Разработка бизнес-план по определенному направлению». Группу можно разделить на несколько подгрупп (в каждой по 4-6 человек) и каждой дать определенное задание, например, открыть новое предприятие (это может быть, шиномонтаж или ремонт агрегатов), для которого требуется разработать бизнес-план. Разрешается использовать различные электронные ресурсы, студенты могут делить обязанности (т.е. кто за какой пункт плана отвечает). Здесь также можно использовать и такой инновационный метод, как «ролевая игра», т.е. распределить роли на открывающемся предприятии. В ходе этой работы можно дать студентам практически полную самостоятельность, но в результате они должны, например, представить презентацию своего плана и защитить ее.
Выше приведенное занятие можно использовать также как пример применения еще одного метода - исследовательского. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта обучающихся и их представлений о мире. Студенты сами ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, вырабатывают идеальный вариант конечного результата. Студенты должны использовать знания, полученные не только на занятиях по экономике, но и на занятиях других преподавателей (например, они должны знать виды ремонта, подбирать оборудование, необходимое для ремонта агрегатов и т.п.). Цель деятельности на данном занятии – получение конкретного результата (в нашем случае бизнес-плана). Защита своих работ - это оценка и себя и своих товарищей. Обучающийся может сравнить свою работу с другими работами, что дает возможность объективно оценить себя.
Почему выбрано в качестве примера именно это занятие? Потому что на данном примере можно показать использование сразу нескольких методов. Кроме выше перечисленных, здесь используются также элементы метода проектов - развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; системное закрепление знаний по другим учебным предметам (часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам); развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; развитие уверенности в своих силах (творческий подход к заданию). Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а студента – ответственным и целеустремленным. Работа в команде позволяет сразу же увидеть и оценить каждого более объективно.
Преподавателями часто используются элементы урока-тренинга, т.е. отработку определенных действий и закрепления учебного материала. Любое практическое задание, например, решение задачи - это уже тренинг. Элементы тренинга и самостоятельной работы ярко выражены на занятиях курсового проектирования. На этих занятиях студент должен применить и довести в какой-то степени до автоматизма все свои знания, умения и навыки.
Необходимо в образовательной деятельности использовать проблемное обучение. Здесь основная задача преподавателя - активизировать мышление учащихся на всех этапах урока. Например, урок экономики можно начать с вопроса - какие новости в экономике страны (региона, города и т.п.) сегодня? Если сначала эти вопросы может и будут вводить ребят в ступор, то потом, привыкнув к подобному началу урока, они уже заранее будут готовится к ним (опять же - самостоятельная работа дома!). Обязательно периодически ставить перед студентами различные ситуационные задачи. Эти задачи хороши тем, что каждый решает их по-своему: один - используя вопросы и ответы, другой – методом анализа ситуации; третий – подбором различных решений и т.д. Важно при этом обсудить максимальное количество вариантов и дать высказаться каждому. Вместе (опять команда!) можно найти наиболее оптимальное решение проблемы. Плюс проблемного обучение в том, что ребята учатся думать, размышлять и это помогает им в дальнейшем, например, при той же защите дипломного проекта, уметь не растеряться и найти нужный ответ на каверзный вопрос.
Давно и активно используется такой метод инновационных образовательных технологий, как электронное тестирование. В частности, этот метод очень удобно использовать, когда подводишь итог по определенной теме (или разделу) или на зачете. Можно воспользоваться как готовыми тестами, так и разработать самостоятельно.
Все активнее используется дистанционное обучение. Его любят за такие положительные моменты, как свобода и гибкость, мобильность, доступность. Нужно учитывать, что для применения только дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, самостоятельность и сознательность обучающихся. Дистанционный метод обучения предполагает отсутствие очного общения между преподавателем и обучающимся. Для обучающихся, если они еще достаточно молоды и им необходим контроль со стороны (например, в техникумах на очных отделениях студенты в возрасте от 15 до19 лет) применять полностью только дистанционное обучение невозможно. Но так как дистанционное обучение не исключает проведения учебных и практических занятий, текущего контроля, итоговой и промежуточной аттестации путем непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающегося, то дистанционная форма обучения вполне может быть представлена. Дистанционное образование может быть представлено различными библиотечными системами. Во многих учебных заведениях они давно используются (например, Znanium.com). В этих системах можно создавать свои книжные полки для каждой специальности и по каждой преподаваемой дисциплине. На этих полках преподаватель отбирает книги, учебники, по которым обучающиеся могут готовиться к аудиторным занятиям и самостоятельно работать (например, если студент пропустил какое-либо занятие, то он может почерпнуть необходимую информацию из отобранных книг). Использование различных нововведений всегда положительно влияет на развитие личности и преподавателя, и обучающегося. Новое заставляет поглядеть на даже на знакомую ситуацию с другой стороны, заставляет работать, мыслить по иному, изобретать, находить оригинальные пути решения поставленных задач и проблем. А пока человек думает, мыслит, он живет и развивается!
Список литературы:
1. Дубень Е. А., Копытич И. Г., Шило Е. В. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 680-683.
2. Долгих С.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин//Круглый стол 2. - 2011 г. - С.104.
3. Г.Н.Бирина Развивающая образовательная среда колледжа как условия успешной реализации требований ФГОС СПО [Электронный ресурс] Режим доступа: vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1282