В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, модернизации образования социальная роль учителя усложняется и возрастает. Идет перестройка работы средней общеобразовательной школы. В этих условиях усложняется социально-профессиональные функции учителя, остро встает вопрос о его методическом мастерстве, способности творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от «школы памяти» к «школе мышления и действия». Творческий подход к работе требует от учителя глубоких и прочных знаний методики своего предмета и умения организовать деятельность школьников. Путь к методическому мастерству длинный и трудный. Поэтому молодой учитель должен ориентироваться не столько на творчество «хотя и оно не исключается», сколько на то, чтобы овладеть азами методики обучения предмету. Оно помогает ему сохранить правильные ориентиры в сложном многообразии возникающих вопросов, относящихся к теории и практике, дают ясную перспективу и уверенность в работе, служат прочной базой для творчества. Одним из вопросов методики обучения географии является вопрос о функциях проверки в учебном процессе. Надеюсь, моя статья поможет молодым учителям в становлении их профессионального мастерства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль проверки в учебном процессе" »
Функции проверки в учебном процессе
Учитель географии ВКК
МБОУ СОШ №93 г. Воронежа Ирушкина Л.С.
«Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки на практике становится для ребенка источником радости или горя».
Ш.А. Амонашвили
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, модернизации образования социальная роль учителя усложняется и возрастает. Идет перестройка работы средней общеобразовательной школы. В этих условиях усложняется социально-профессиональные функции учителя, остро встает вопрос о его методическом мастерстве, способности творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от «школы памяти» к «школе мышления и действия». Творческий подход к работе требует от учителя глубоких и прочных знаний методики своего предмета и умения организовать деятельность школьников. Путь к методическому мастерству длинный и трудный. Поэтому молодой учитель должен ориентироваться не столько на творчество «хотя и оно не исключается», сколько на то, чтобы овладеть азами методики обучения предмету. Оно помогает ему сохранить правильные ориентиры в сложном многообразии возникающих вопросов, относящихся к теории и практике, дают ясную перспективу и уверенность в работе, служат прочной базой для творчества. Одним из вопросов методики обучения географии является вопрос о функциях проверки в учебном процессе. Надеюсь, моя статья поможет молодым учителям в становлении их профессионального мастерства.
Проверка и оценка, т.е. контроль уровня усвоения знаний являются неотъемлемой составной частью процесса обучения.
Учебный процесс это, прежде всего взаимосвязь, взаимодействие учителя и ученика. Учитель в этом процессе осуществляет обучающую функцию, а ученик в результате учебной деятельности усваивает некоторый объем учебного материала. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика. И единственный способ получения такой информации – осуществление обратной связи – проверки и контроля.
Проверка и контроль за знаниями учащихся являются важнейшим звеном учебного процесса. Без обратной связи учитель не может адекватно руководить учебной деятельностью учащихся.
Система проверки и контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процессов обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности в систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система проверки, контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Проверка, контроль и оценка имеют несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки школьника. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимся знаний – умений – навыков установленных государством стандартов, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). В конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает возможность прогнозировать направления развития образования на настоящем этапе и в перспективе; внесения изменений и корректировок в систему образования, оказание необходимой помощи и ученику и учителю.
Воспитательная функция связана с вопросами и заданиями формирующими любовь и уважение к своему региону, стране; толерантность к культуре других народов; бережное отношение к природе. Воспитательная функция проверки и контроля выражается также в формировании положительных мотивов учения и преодоления заниженной самооценки учащихся и их тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимает у школьника страх перед контрольными работами, снижает уровень тревожности, формирует правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
В процессе контроля ребята учатся логически мыслить, обосновывать высказываемые идеи. При этом развивается речь, мышление, память, внимание и т.д. – это развивающая функция.
Проверка и контроль выполняют в известной мере мотивирующую функцию. В психологии такого рода мотивацию называют отрицательной т. к. зная о предстоящей контрольной работе школьник вынужден готовиться к ней , чтобы избежать различных неприятностей. Некоторые школьники начинают учиться только при приближении такого рода контролирующих мероприятий. Так И.Ф. Харламов писал «Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку».
Еще одна функция проверки и контроля в учебном процессе – эмоциональная. Она проявляется в том, что любой вид оценки (включая отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Любую выставленную отметку или озвученную оценку необходимо мотивировать, чтобы у детей не возникла обида, что оценку выставили «ни за что», «несправедливо». Оценка может вдохновить, «окрылить», направить на преодоление трудностей, оказать поддержку. Оценка может огорчить, записать в разряд «отстающих». Усугубить низкую самооценку и т. д.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна совпадать с эмоциональной реакцией ученика. Радоваться успехам вместе с ним, огорчаться неудачам вместе с ним и ориентировать и направлять ребенка только на успех и удачу. Учитель должен создавать ситуацию успеха, выражать уверенность в том, что у ребенка все получится пусть не сразу, но обязательно получится. Школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Основой диагноза планирования и прогнозирования учебной деятельности является функция информационная. Главная ее особенность заключается в том, что она дает возможность прогнозировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Обратную связь между педагогом и обучающимся устанавливает еще одна функция проверки и контроля - функция управления. Эта функция очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить проблемы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности, осуществлять корректировку учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, проверка и контроль в учебном процессе выполняет много функций. Признание за проверкой какой-то одной или нескольких функций искажает природу проверки, делает ее односторонней. Только при гармоничном сочетании всех функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Просто функции проверки на разных этапах процесса обучения проявляются в разной степени.
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений учащихся, необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и контроля. Это выполнимо если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинно, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы. К этому должен стремиться каждый учитель!
Литература:
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. - М.,1984.-296с.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
Пятунин В. Б. Проверка и оценка результатов обучения географии. – М.,2003.