Статья на тему « Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся»
Статья на тему « Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся»
В данной статье говорится о применении технологии развития критического мышления на уроках в современной школе и о каких знаниях получат ученики при использовании учителями на уроках разнообразных приемов технологии развития критического мышления. Эта статья будет очень полезна учителям которые применяют в своей педагогической работе данную технологию по развитию у учащихся критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему « Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся» »
Статья на тему
« Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся»
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
(Конфуций)
Современное обучение требует использования на уроках новых информационных и педагогических технологий, позволяющих учащимся формировать инновационное поведение учеников, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, способствующей в дальнейшем правильному выбору профессии. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом и анализировать полученную информацию.
Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий мыслить критически, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; самостоятельно находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию.
"Критическое мышление" - это технология, которая дает освоение нового способа познания. Данная технология представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
- умение учащихся работать с большим объёмом информации и анализировать её;
- умение правильно составлять вопросы и задавать их;
- умение самостоятельно решать проблемы;
- умение высказывать собственное мнение;
- умение выражать свои мысли ясно и уверенно;
-умение сотрудничать и работать в группах или парах.
Но не все у всех учащихся эти умения развиты, поэтому учителям приходится постепенно развивать эти умения с помощью различных приемов технологии развития критического мышления, поэтому большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что я хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания. На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к уроку.
Применение учителем данных приемов на уроках позволяет учащимся получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Для учителя основной задачей является научить детей "слушать и слышать друг друга".
И еще две очень важные задачи этой технологии:
*Ученикам – не повторять мысли одноклассников. С одной стороны, теряется время, а с другой – дети не научатся слышать, если учитель всегда будет "переводить" их ответы. Дети отвечают тихо, невнятно – но они так и будут отвечать, зная, что их ответ всегда "переведут".
*Не допускается унижение личности отвечающего – ни учитель, ни дети не показывают своих отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой. Учащиеся во всем разбираются самостоятельно. Эта технология действительно работает. Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, нравственному и интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для формирования основ критического мышления. Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи – как устной, так и письменной.
Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям с использованием технологии критического мышления, является самостоятельное осмысление информации. Исходя из этого, уже в начальных классах возможно организовывать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников
Существует еще немало приемов технологии развития критического мышления. Практика показала, что все эти приемы действенны и результативны, они помогают учащимся конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, критическое мышление – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Учитель начальных классов
«КГУ Афанасьевская средняя школа района Шал акына»