kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему « Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится о применении технологии развития критического мышления на уроках в современной школе и о каких знаниях получат ученики при использовании учителями на уроках разнообразных приемов технологии развития критического мышления. Эта статья будет очень полезна учителям которые применяют в своей педагогической работе данную технологию по развитию у учащихся критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему « Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся» »

Статья на тему

« Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся»


Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

(Конфуций)

Современное обучение требует использования на уроках новых информационных и педагогических технологий, позволяющих учащимся формировать инновационное поведение учеников, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, способствующей в дальнейшем правильному выбору профессии. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом и анализировать полученную информацию.

Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.

Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий мыслить критически, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника; рассматривать проблемы с разных точек зрения; самостоятельно находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы; активно воспринимать информацию.

"Критическое мышление" - это технология, которая дает освоение нового способа познания. Данная технология представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

- умение учащихся работать с большим объёмом информации и анализировать её;

- умение правильно составлять вопросы и задавать их;

- умение самостоятельно решать проблемы;

- умение высказывать собственное мнение;

- умение выражать свои мысли ясно и уверенно;

-умение сотрудничать и работать в группах или парах.

Но не все у всех учащихся эти умения развиты, поэтому учителям приходится постепенно развивать эти умения с помощью различных приемов технологии развития критического мышления, поэтому большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что я хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания. На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к уроку.

Применение учителем данных приемов на уроках позволяет учащимся получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Для учителя основной задачей является научить детей "слушать и слышать друг друга".

И еще две очень важные задачи этой технологии:

*Ученикам – не повторять мысли одноклассников. С одной стороны, теряется время, а с другой – дети не научатся слышать, если учитель всегда будет "переводить" их ответы. Дети отвечают тихо, невнятно – но они так и будут отвечать, зная, что их ответ всегда "переведут".

*Не допускается унижение личности отвечающего – ни учитель, ни дети не показывают своих отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой. Учащиеся во всем разбираются самостоятельно. Эта технология действительно работает. Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, нравственному и интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для формирования основ критического мышления. Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи – как устной, так и письменной.

Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям с использованием технологии критического мышления, является самостоятельное осмысление информации. Исходя из этого, уже в начальных классах возможно организовывать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников

Существует еще немало приемов технологии развития критического мышления. Практика показала, что все эти приемы действенны и результативны, они помогают учащимся конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, критическое мышление – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.



Учитель начальных классов

«КГУ Афанасьевская средняя школа района Шал акына»

Жанбекова Ж.Б.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему « Критическое мышление - точка опоры для мышления учащихся»

Автор: Жанбекова Жулдыз Батыровна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока по истории Казахстана в 5 классе по теме: "Абылай хан" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-5-klassie-po-tiemie-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "162232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422337864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "151954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420791964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока обществознания с применением  технологии критического мышления по теме: «Угрозы и вызовы для России в ХХI веке» "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-s-primienieniiem-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-ughrozy-i-vyzovy-dlia-rossii-v-khkhi-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "126800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212483"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Статья «Творческая инициатива педагога» "
    ["seo_title"] => string(45) "stat-ia-tvorchieskaia-initsiativa-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "169644"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423449742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства