Библиотека - это информационный центр. Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для учащихся.
Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения».
Для того, чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо соблюдение двух основных требований: надо внедрять новую технику и обучать персонал с ней обращаться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Библиотека - это информационный центр" »
Библиотека - это информационный центр.
Ляшок Светлана Васильевна
заведующий библиотекой МБОУ СОШ № 6, г. Югорск ХМАО-Югра
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию знаний"
Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО
Библиотека - это информационный центр. Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для учащихся.
Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения».
Для того, чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо соблюдение двух основных требований: надо внедрять новую технику и обучать персонал с ней обращаться.
Современные технологии позволяют многократно использовать информацию без ущерба для носителя, при этом стоимость хранения, копирования и предоставления ее, относительно низкая.
Для начала информатизации в библиотеку необходимо
- приобрести компьютер,
- подключиться к сети Интернет,
"Информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. За счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов необходимо обеспечить библиотеки всех регионов компьютерной техникой, оргтехникой и выходом в Интернет". Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года" (проект)
- купить соответствующее программное обеспечение и начать формирование фонда электронных носителей.
Фонд библиотеки должен содержать достаточное для удовлетворения реальных потребностей пользователей количество дисков по различным отраслям знаний. Прежде всего это базы данных энциклопедического, справочного, учебно-методического характера. Особое место занимают диски общекультурной тематики и диски по искусству, так как для них по большей части характерны обширное представление на одном носителе произведений конкретного автора, глубокий биографический и исторический комментарий, критические и другие дополнительные материалы по теме, прекрасное качество иллюстративного ряда.
Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы.
Информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки. Необходимо активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, своим читателям.
Входит в повседневную жизнь наших библиотек и становится обыденным делом работа с электронной почтой; сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; работа с электронным каталогом библиотеки; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств – таких как: телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты – способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра школы. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения», и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.
Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело нашу библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия библиотеки – привлечение учащейся молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Мы уверенно заявляем – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь молодёжь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной библиотеки.
Привлекает внимание школьников к книге и библиотеке и организация проектной деятельности на уроках информатики. Использование электронных средств в познавательных и творческих целях - это новый способ постижения культуры и книги.
Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению молодёжи к чтению. Существующие технические достижения помогают улучшить качество библиотечной работы, позволяют раздвинуть стены и поговорить о книгах и чтении не только в замкнутом пространстве библиотеки или школы, но пообщаться со сверстниками-читателями других школ страны в режиме реального времени.
Проводятся сетевые конкурсы по информационной культуре для учащихся школ. Как показывает опыт, организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств способствует консолидации всех усилий: школьного коллектива, СМИ, представителей местной администрации и других субъектов социума для поддержки библиотеки и популяризации чтения в молодёжной среде и формированию образа библиотеки как главного образовательно-культурного и информационного центра школы. Такие проекты удачны и интересны для всех субъектов образовательного процесса.
Поэтому необходимо и в дальнейшем продолжать работу в этом направлении, раздвигая горизонты общения читающей молодёжи ещё шире.
Увлекательное сотрудничество взрослых и детей на основе общего необычного дела и взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими технологиями выводит библиотечную деятельность на качественно иной, более продуктивный уровень, способствуя пропаганде книги и вызывая: всплеск читаемости среди подростков, активность самой «нечитающей» категории учащихся, интерес к библиотеке и тем событиям, что в ней происходят.
Сотрудничество библиотек двух образовательных учреждений позволяет удвоить интерес детей к происходящему в библиотеке, т.к. подросткам очень интересно выходить за рамки одной школы, «раздвигать» границы общения в процессе читательской и библиотечной деятельности. Имея возможность обмениваться интересными наработками, образцами печатно-рекламной и видео-цифровой продукции это помогает реализовывать такие проекты, на которые вряд ли бы решились без взаимной поддержки.
Совместные проекты являются катализаторами творческих замыслов и помогают в достижении общих целей.
Как сказал Уэбстер Даниел «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
РЕСУРСЫ
по теме «Информатизация. Медиатека…»
Бухаркина М.Ю. Формирование школьного информационного пространства на основе современных ИТ. — «Кирилл и Мефодий». http://edu.km.ru/sovet/tezisy_buharkina_0202.htm (02.2002)
Дашковская Ольга. Если медиатеки открывают, значит, это кому-то нужно... // Газета "Первое сентября" от 9 апреля 2002 года, #25(1101).
Козлова Ольга. Информатизация образования и школьная библиотека // народное образование 2002. №5.
Манифест школьной библиотеки ИФЛА / ЮНЕСКО //http://library.nie.by/sklib.htm
Стадник Н.М. История, проблемы и перспективы создания медиатек в системе образования. @П-2001, секция «Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы».
http://perm.psu.ru/school136/media_c/stadnik.htm
Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ. (Прилож. К жур. «Шк. Б-ка»: «Проф. б-ка шк. библиотекаря») – М.: БМУ, 2002. – 128 с.
РЕСУРСЫ в помощь библиотекарю
Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/cat/skazki/?page=4
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Мультики http://mults.spb.ru/
Мир моей души http://beautiful-all.narod.ru/Skazki/skazki.html
Владеешь информацией – владеешь миром!
Информатизация - ведущее направление деятельности библиотек // Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности / Л. С. Жаркова. - Москва: Литера, 2009. - С. 42-50.
Соколова Наталья. Об эволюции информационных технологий в библиотечном деле: от папируса до семантической Сети / Н. Соколова // Библиотечное дело. - 2010. - № 3 (спецвыпуск). - С. 2-4.
Редькина, Н. С. Эффективность библиотечных сайтов / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. - 2010. - N 9. - С. 56-66.
Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор / Е. А. Ефимова // Современная библиотека. - 2010. - № 1. - С. 77-79.
Грибков, Дмитрий Николаевич. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности: учебно-методическое пособие / Д. Н. Грибков. - Москва: Литера, 2010. - 127 с. - (Современная библиотека; вып. 83). - Библиогр.: с. 100-114.