Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Мишкинская средняя общеобразовательная школа
Создание доступной образовательной среды
для детей с нарушением интеллекта.
(Выступление на августовской педагогической конференции
учителя Наливайко Л. В.)
г. Аксай
2014 год
Создание доступной образовательной среды
для детей с нарушением интеллекта.
На одном педагогическом форуме я прочитала разные мысли учителей об инклюзивном обучении детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья).С них и начинаю своё выступление.
Дети 8-го вида, находящиеся на индивидуальном обучении на дому по окончании 9-го класса получают аттестаты, по которым продолжить своё образование им негде.
Эти ребята в большинстве своем не могут ни программу обычной школы усваивать, ни вести себя, ни адекватно реагировать на происходящее в классе и замечания учителя.
Да, много сейчас говорится о необходимости толерантного отношения к инвалидам, но представьте себя на месте учителя, который не менее 30% урока должен отнять у класса на объяснения и замечания ученику 8-го вида. А кроме того, на написание программ, КТП, поурочек и различного рода характеристик. И это абсолютно бесплатно.
Оказывается везде и всюду одна и та же проблема, и она упирается только в деньги...бумажную волокиту...У нас в районе на 3500 детей ни одного МСКОУ, все дети сидят в общеобр.классах, нет на бумаге таких детей - нет проблем у руководителей...Классов КРО на весь сельский район-2! В Отдел образования принимают такие отчеты - значит,что так оно и должно быть...Мы ничего не исправим, пока наверху этот вопрос не урегулируют...не разграничат СКО и ОУ.. В здравоохранении не занимается ЛОР врач попутно проблемами психиатрии или гинекологии , а мы простые учителя позволяем на нас экономить (в одном классе учим 3 программы!!)
Привет всем. Радует одно, что учителя это оптимисты, их хлебом не корми, они БУДУТ планы писать. Я уже 17 лет работаю в коррекционной школе 8 вида, сейчас преподаю физкультуру в нач. классах. Трудно, а больных детей с каждым годом всё больше и больше. Программа у нас облегчённая расчитана на 1 час в неделю в 1 классе, 5 лет назад ввели 3тий урок физ., администрация грамотная, сказала растягивайте.... сейчас 2 четверть учебного года, до нас дошёл САНПИН прибавили ещё 1 час в 1 классе и снова РАСТЯГИВАЙТЕ, а программа Воронковой расчитана на 1 час. Что делать, а завтра урок
Я работаю в коррекционной школе. воспитателем ГПД, обучаю ученика(надомное обучение). Конечно это очень тяжело, когда в группе 15 человек, каждому надо уделить внимание , с каждым сделать уроки. А это 2 половина дня, усталость, нервозность. А надомное обучение - 11 предметов, на которые пишу рабочие программы.5 лет работы с ребенком на дому это титанический труд. Были минуты, когда думаешь, что все напрасно. Но сейчас вижу разницу, что было и что имеем сейчас-огромна. Значит то, что мы делаем не зря!
Инклюзивное образование - это издевательство над детьми и педагогами, придуманное людьми не проводившими ни одного урока в школе. Работаю в начальной школе 8 вида по двум программам (1 и 3 класса) одновременно третий год, ещё пару лет и останусь без голоса, а доплачивают 5% от ставки на 18 часов, около 300 рублей.
Здравствуйте! С новым учебным годом! Я сегодня увидела во всей `красе` своего ученика (8 вид), в ШОКЕ! Мальчик семи лет, д-з: глубокая умств. отсталость. Родителей обязали обучать ребёнка в 1 классе(хотели ещё год подождать), Пришлось взять на инд. обуч.(оплачивают из школы-интерната совместительство). Пришёл не в настроении, делать ничего `не хочу, не знаю, не буду` Я и `плохая, и папе расскажу, и уйди нехорошая.и хочу домой и т.д., т.п. Что только не делала, чтобы отвлечь, хоть чуть-чуть позаниматься. Пришла мысль, что лучше отказаться и зарплата не нужна, выкладываешься больше, чем за 5 уроков с обычными детками. А увидев глаза мамочки, понимаешь, что не смогу отказать. Вот и пишу планы на 2-4 (малокомплектка) и на Димулю. Успехов всем и терпения с такими детками.
Очень много проблем, противоречий, препятствий для осуществления инклюзивного обучения. Но время бежит вперёд, с каждым годом растёт количество больных детей, и нам, учителям приходится работать в таких условиях.Развитие инклюзивного образования требует терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.
Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Существует много разных специальных методик, приёмов, технологий для обучения детей с нарушенным интеллектом. На некоторых я сегодня остановлюсь, которые использую в своей работе.
Специальные методики:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
-Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
-Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Используемые методы работы:
Словесные методы обучения
Наглядные методы
Метод графических работ
Метод наблюдения
Практические методы
Технические средства обучения и др.
Используемые технологии:
1. Информационно-коммуникативные технологии :
текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые
2. Компьютерные (информационные)
3. Обучение в сотрудничестве
4. Ролевая игра
Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся
5. Проблемное обучение - для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике. Суть его в том, что перед учениками ставится проблема (учебная задача) и вместе с ними она рассматривается.
6. Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников. Групповая работа – это
полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Использую разные приёмы здоровьесберегающих технологий
2
Здоровье
У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье.Важнейшим направлением развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
– формирование установок на здоровый образ жизни;
– развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
– профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающимся половым путём, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Поэтому я провожу разные виды работы по сохранению здоровья школьников.
Минутки здоровья.Подвижные игры. Игры-упражнения
Например, "Мусорное ведро" (дети выбрасывают "тёмные" мысли в ведро),
"Мостик дружбы" (дети должны придумать и показать какой-нибудь мостик – это упражнение способствует групповому сплочению).
Нравится детям и работа с музыкальными отрывками, когда надо определить настроение мелодий.
Игровая ситуация “Пересядьте все, кто...” Ведущий говорит: “Вы должны поменяться местами, сесть на освободившийся стул”.
“Итак, начнем, пересядьте все, кто любит мороженое, … у кого день рождение летом, ... любит купаться в море, ... ложиться спать вовремя, … любит ходить в цирк, … любит рисовать, … любит читать книги, ... занимается спортом и … кто учится в кадетском классе”. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Постоянно подвожу детей к тому, что они должны принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. Детям нравится играть в такие игры, как
"Телефон эмоций" (по принципу традиционной игры "Испорченный телефон" дети передают друг другу эмоции с помощью мимики и жестов),
"Корзинка добрых слов" (необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку, которую дети передают друг другу по кругу),
"Мешок хороших качеств" (дети заполняют мешочек хорошими качествами человека),
"Мне нравится, что ты…" (дети передают друг другу мяч, продолжая фразу:"Мне нравится, что ты…"), "Спасибо тебе",
Дети учатся принимать участие в групповых дискуссиях и, конечно же, знакомятся с приёмами релаксации – упражнениями на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например,упражнение "Олени" – поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом «бросить».
Учимся делать комплименты, поддерживать человека, противостоять негативному и навязчивому влиянию, отказывать, когда это необходимо. Также проводится работа по пропаганде здорового образа жизни.
Где мне это удаётся, там я это и провожу. И на занятиях по риторики, и на уроках литературнного чтения и др.
3
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
. Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:
Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
Группа направлена на развитие координации движений;
Группа развивает ловкость пальцев;
Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики
Игры с пластилином;
Игры с конструктором, мозаикой;
Тренажеры для развития мелкой моторики;
Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
Заполнить просторную коробку пуговицами.
Перетереть пуговицы между ладонями.
Пересыпать их из ладошки в ладошки.
Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами:
Шнуровки;
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
Рисование:
Игры с бумагой:
Упражнения с мячами:
Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
Катать мяч по часовой стрелке;
Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Игры со счетными палочками:
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в практической жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира.
Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом
Конечно большая трудность для учителя это подготовка к уроку и сочетание задач, тем уроков, построение самого урока.
Ребята 7 и 8 вида в моём классе обучаются вместе с остальными ребятами без всяких акцентов на их заболевания.
Использую форму организации работы с такими детьми, как «Работа в кругу» Сидим, стоим у доски кружком, все друг друга видим. Читаем, высказываем свои мнения, вместе создаём рисунок и др.
Работа с сильным учеником, когда ребёнок может обратиться за помощью. Или, когда сильный справился со своим заданием, может помочь другому. Сигналят карточками, что готовы-зелёным цветом, Нужна помощь- синим. Пересаживаются, работают.(Это всякая работа и чтение и примеры и русский язык)
И конечно вовлечение детей во всю воспитательную работу.
Участие во всех мероприятиях, экскурсиях, как школьных так и внешкольных. Привлечение к внеурочной деятельности 100%,
Снова выезд в город профессий «Кидбург»
Привлечение к школьному оздоровительному лагерю «Светлячок» и в детские оздоровительные лагеря. Из 18 детей-4 в ДОЛ на море, 10чел в ЛОУ «Светлячок»
Участие во всеобуче по плаванью.( С разрешения администрации по просьбе родителей Фёдоров Владимир (1 класс)участвовал в всеобуче по плаванью. И это так его стимулировало, что к концу учебного года он научился преодолевать свою несдержанность, недисциплинированность. На комиссии показал свои достижения. (Даже бабушка не узнала своего внука в поведении)
И конечно работа с родителями и их помощь. Демьяненко занятие плаваньем, занятие у психолога, лечение у невролога, помощь в учёбе, консультации с учителем.
(При выступлении использована презентация )