Просмотр содержимого документа
«Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке»
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, развитие мотивации учащихся в приобретении знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы
Мамонтова Елизавета Михайловна
Современная школа ориентирована на развитие личности каждого ученика. Именно поэтому приоритетными являются принципы личностно ориентированного обучения, которые способствуют саморазвитию, самореализации, социализации личности. Самодостаточная социально адаптированная личность сформируется только в том случае, если в процессе образования и воспитания педагоги будут учитывать её психолого-педагогические особенности. В свою очередь, чтобы такую личность воспитать современному учителю в основу своих методов работы следует положить такие педагогические приёмы как развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, моделирование ситуации успеха, организация взаимосотрудничества учителя и ученика. Мне кажется, что одним из важнейших условий реализации личностно ориентированного подхода к ученику, является активизация его познавательной деятельности. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению её на практике. Формированию осознанной мотивации к усвоению предлагаемой информации способствует целый ряд приёмов и методов. Особое внимание я хочу уделить моделированию ситуации успеха.
Основной стратегией образования, я считаю, является совершенствование ведущего вида деятельности в школе - учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы убедиться, правильно ли он выбрал способы их преодоления.
Я считаю, что учитель должен не только вести ребёнка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальнейших проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что «не курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально -психологическая атмосфера урока. На мой взгляд, ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учётом многих факторов. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмётся за подобную работу. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее:
- переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;
- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.
Задача учителя - создать максимально комфортные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлииский писал: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
В своей работе стараюсь использовать комплекс оптимальных приёмов, способствующих включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей.
Приём «Эмоциональное поглаживание». Стремлюсь искать пути эмоционального контакта с детьми.
«Анонсирование». Заранее предупреждаю ученика о предстоящей проверке знаний. Иначе этот приём можно было бы обозначить, как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребёнок. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».
«Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, то скрытых до сих пор способностей.
Приём «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребёнка, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Приём «Эмоциональный всплеск». Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Важную роль в повышении учебно - познавательной деятельности учащихся играет процесса учения, усвоение коммуникативной стороныт.е. использование диалоговых форм в организации урока. Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.
Развитию коммуникативных навыков способствует работа в паре. Работа в паре - это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Они обучаются разным способом получения и обработки информации; дети в общении между собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения; процесс обучения приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать; смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.
Чтобы воспитывать ребят успехом, пробуждать в них старание к достижениям я опираюсь на их потенциальные возможности. Дети с активной динамикой основных психических процессов быстро включаются в работу, быстро переключаются с одного задания на другое, любят устные ответы, обсуждения, с удовольствием работают в парах и микрогруппах, не боятся высказываться. Как правило они быстро заканчивают работу. Однако эти дети не любят слушать учителя, планировать свою работу, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Они устают от однотипных заданий. Эти дети не всегда прилежны.
Дети с инертной динамикой психических процессов медленно включаются в работу, медленно переключаются с одного задания на другое, боятся внезапных ответов, лучше выполняют письменные задания. Они не могут работать в шумной обстановке, затрудняются при выполнении одновременно сложных и разнообразных по содержанию и способам выполнения заданий. Стараюсь давать им сначала серию заданий с постепенным усложнением, а затем серию заданий разнообразных по форме и содержанию. Эти учащиеся могут долго слушать учителя, работать с текстом, с одним и тем же материалом, вникать в суть, в детали. Они любят читать, расширять кругозор, умеют рассчитывать свои силы. У них склонность к самостоятельной работе. Эти дети хорошо запоминают, достаточно прилежны, но работают медленно. Наблюдая за детьми и выявляя их различия я установила, что дети одного к другого генотипа имеют много положительных особенностей, значит, могут быть успешными. В то же время и те и другие испытывают затруднения, но эти затруднения разные. Поэтому я обязана обеспечить учащимся условия для успешного выполнения задания, осуществить индивидуальный и дифференцируемый подход к обучению. При этом в пары и микрогруппы я объединяю детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задания своим темпом. Достижения подкрепляю словами: «Уверена, что у тебя сегодня всё получится», «Ты на совесть потрудился, я тобой горжусь», «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично», «Ты сделаешь это не хуже других».
Использование технологии развивающего обучения позволяет включить учащихся в творческую деятельность. С этой целью планирую на уроках вопросы общего характера, которые позволяют выразить разные точки зрения. Постановка общих вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспекта анализа, более близкого ребёнку. Отвечать на проблемные вопросы начинают неуверенные дети, таким образом они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации урока каждый ребёнок может и должен иметь успех деятельности, контролировать свои знания, свои возможности.
На мой взгляд, одним из наиболее эффектных методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектов. Именно при создании и защите творческих проектов легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности».
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, загадка, спектакль, викторина, кроссворд… Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, развивает творчески. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Технологические операции создания ситуации успеха:
Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2.Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в его силы и возможности.
3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания.
4.Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных деталей.
7.Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Личностно - ориентированное обучение ставит в центр всей школьной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных и безопасных условий её развития. При планировании уроков применяю такие формы работы, которые способствуют активизации учебной деятельности, созданию на уроке атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Использую развивающие упражнения, дифференцированные задания, игровые, групповые формы работы.
При проектировании урока всегда учитываю следующие моменты:
1.Должно обеспечиваться саморазвитие личности;
2.Применение ситуации выбора, вариативности;
3.Создание на уроке «ситуации успеха».
В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:
•Организуется на всех этапах учебного процесса;
•Усложняет учебные и воспитательные задачи;
•Реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приёмов и средств.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "статья по теме " Создание ситуации успеха в учебно- воспитательном процессе как средство реализации здоровьесберегающих технологий" "
["seo_title"] => string(155) "stat-ia-po-tiemie-sozdaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "112346"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1408537122"
}
}