Просмотр содержимого документа
«Современный урок в школе 21 века»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В ШКОЛЕ 21 ВЕКА
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра.
Дж. Дьюн.
Современный урок невозможно представить без ИКТ. В федеральных государственных образовательных стандартах перенесен акцент со знаниевой на деятельную составляющую.
Информация становится знанием тогда, когда мы способны использовать ее для решения жизненных и профессиональных задач. Подобное возможно только в том случае, если знание - результат учебной деятельности. Кроме знания результатом учебной деятельности являются навыки самообразования, сотрудничества, развитие ключевых компетентностей.
Современный урок в школе 21 века – это урок в условиях информационной образовательной среды.
В информационной образовательной среде выделяют следующие компоненты:
субъекты,
ресурсы,
коммуникации,
управление.
В широком смысле к ресурсам можно отнести электронные образовательные ресурсы:
справочного,
информационного
деятельностного характера.
ЭОР справочного и информационного характера относят к типам ресурсов, не приводящих к существенному изменению образовательного процесса. Это:
Демонстрационные
Информационно-справочные, информационно поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и др.
Контролирующие программы
Компьютерные тренажеры
Инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, электронные таблицы и т.д.)
Деятельностные ресурсы никогда не являются готовыми и информационно законченными продуктами. С ними необходима активная и самостоятельная работа учащихся, освоение их содержания невозможно без организации образовательного взаимодействия. К таким динамически расширяемым ресурсам можно отнести:
имитационные и моделирующие – создание и изучение информационных моделей, исследование их поведения (интерактивные графические схемы как средства визуализации мышления, интерактивные карты, технологии создания гипертекста, понятийные карты, микромиры);
автоматизированные обучающие системы – автоматизация процессов самоконтроля и контроля результатов учебной деятельности, самостоятельной творческой деятельности;
средства компьютерных телекоммуникаций – существенное дополнение информационных взаимодействий, позволяющие обогатить учебную деятельность, вести интерактивный диалог, повысить эффективность групповой и самостоятельной учебной деятельности;
интегрирующие среды обучения – возможности инновационного обучения, реализация проектной и исследовательской деятельности.
Простое наличие деятельностных ресурсов также не даст ожидаемых результатов. Для работы с ними необходимы учебные ситуации и задачи, решение и реализация которых побуждают учащихся самостоятельно искать, размышлять, анализировать, структурировать, создавать, проектировать, оценивать. Тогда ресурсы выступают в качестве средств, которые помогают учащемуся стать субъектом среды, то есть самостоятельным, несущим ответственность за свои образовательные результаты человеком.
Проектирование учебных ситуаций и задач, которые не ведут к простому воспроизводству знаний, является значимой и существенной целью для учителей .
Современный урок в школе 21 века – это урок с использованием интерактивных методов.
Существуют определенные правила применения интерактивных методов:
Тщательная подготовка к проведению занятий с использованием интерактивных методов:
определение темы занятия; определение прогнозируемых результатов: что узнают, чему научатся, к каким ценностям учащиеся должны выразить свое отношение в результате этого занятия; формулирование прогнозируемых результатов;
определение целей (ожидаемых результатов); отбор наиболее важных учебных результатов; выбор упражнений и методов, которые ведут к прогнозируемым результатам;
выбор критериев оценивания; определение методов оценивания;
составление поминутного развернутого плана занятия; подготовка ресурсов к занятию (пособия, раздаточный материал, подготовка аудитории);
Продумывание структуры занятия:
мотивация (5% времени, отведенного на занятие); объявление прогнозируемых учебных результатов (5%); предоставление необходимой информации (10%);
интерактивные упражнения - центральная часть занятия(60%), (не забыть про поощрения за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации учащихся, интерактивные физминутки);
подведение итогов – рефлексия.
В работу необходимо включить всех участников. Соблюдать регламент и процедуру:
занятие – общая работа; все участники равны; суммарный опыт группы больше опыта преподавателя;
каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; нет места критике личности (подвергаться критике может только идея).
Учитель от слова «учить». Если сегодня мы будем учить детей, так как вчера, то отнимем у них завтра.
Литература:
Материалы мастер – класса Оксаны Петровой «Учебная задача как элемент ИОС» http://edugalaxy.intel.ru/conf/capplication/view/2
Материалы сайта Образовательная галактика Intelhttp://edugalaxy.intel.ru