kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Советы и принципы Макаренко А.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы и принципы великого педагога, которые пригодятся современному учителю, - в этой статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Советы и принципы Макаренко А.С.»

Советы и принципы Макаренко А. С.

Советы и принципы великого педагога, которые пригодятся современному учителю, — в этой статье.

Личность

Педагогика Макаренко была гуманистической — она утверждала ценность каждого ребёнка как личности, ставила цель проявить и развить его способности, но не была основана на излишней мягкости. Сам Макаренко часто говорил, что любовь должна быть требовательной. У каждого воспитанника должно было быть несколько самых интересных предметов или занятий, но одним интересом дело не могло ограничиться:

«Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребёнка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива». 

Личностное взаимодействие педагога и ученика, основанное на взаимоуважении — это база для воспитательного процесса. А уважение к педагогу, по Макаренко, основано на профессионализме и честности, на примере искренней заинтересованности учителя в своём деле: «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств».

Коллектив

Система Макаренко А.С. воспитывала самостоятельную и мыслящую личность. Коллектив — не цель, а средство раскрытия способностей юного человека, которое учит его реализовывать свой потенциал, становиться самостоятельнее, ответственнее, а значит — более приспособленным ко взрослой жизни.

Важный постулат педагогической системы Антона Семёновича — принцип самоуправления коллектива, который учит детей находить компромисс, принимать решения и нести за них ответственность. Педагог задаёт тон, формирует атмосферу и ценности коллектива, и дети, объединённые этими ценностями, сами могут разрешать конфликты и противоречия (по крайней мере некоторые). Учителю остаётся направлять учеников и следить, чтобы отношения в коллективе оставались в рамках этики. Антон Семёнович писал: «…Каждый ребёнок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». 

В колонии Макаренко А.С. было введено обязательное перемещение «командиров» — должность «старосты», как мы бы её сейчас назвали, можно было занимать только полгода. 

Воспитание коллектива в современной школе — не пережиток ушедшего столетия, а возможность создать атмосферу защищённости в классе и помочь детям выстроить отношения поддержки и взаимопомощи.





Общее дело

В современных условиях трудовоспитание по Макаренко А.С. в чистом виде, конечно, невозможно. Но общее дело, которое способствует сплочённости коллектива, может быть любым — от спортивных, культурных, внеурочных и тематических мероприятий до волонтёрства. Главное, чтобы у каждого ребёнка была чётко определённая зона ответственности в общей деятельности.

Каждому ребёнку нравится, когда к нему относятся «как ко взрослому», но это отношение приносит не только статус и права, но и обязанности. Ребёнку легче выполнять эти обязанности, если он осознаёт свой вклад в общее дело, если он видит цель труда и его результат. Это меняет самосознание школьника и делает его более взрослым и самостоятельным.

Дисциплина и режим

Одна из основных и неизживаемых до конца проблем школы — дисциплина, а точнее, её недостаток. Антон Семёнович считал, что дисциплина — это нравственная категория, а не инструмент воздействия, результат, а не средство. Дисциплина в его системе не равна послушанию и не ограничивается им — это не только осознание, зачем и почему нужно что-то сделать, но и активное стремление сделать это хорошо, инициативность. 

Режим же, по Макаренко А.С., — «средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием». Основные свойства режима:

  • определённость — режим должен быть закреплён правилами, а ответственность за их соблюдение должна быть определена;

  • целесообразность — в правилах должны быть логика и смысл, понятные каждому ребёнку;

  • общность — правила работают для всех, а возможные исключения из них должны быть обоснованы.

Несмотря на то, что современного педагога и Макаренко А.С. разделяют почти 100 лет, всё-таки возможно плодотворно интегрировать идеи Антона Семёновича в современную школу для воспитания в ребёнке самостоятельности и ответственности.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Советы и принципы Макаренко А.С.

Автор: Алтынбаева Гаделия Мурадулловна

Дата: 19.08.2022

Номер свидетельства: 611891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация к педагогическому совету на тему: "Педагогическая этика в работе с учащимися"."
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiiakpiedaghoghichieskomusovietunatiemupiedaghoghichieskaiaetikavrabotiesuchashchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "296471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456028305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Родительское собрание      «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» "
    ["seo_title"] => string(76) "roditiel-skoie-sobraniie-rol-siem-i-v-vospitanii-nravstviennykh-tsiennostiei"
    ["file_id"] => string(6) "228825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441523037"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка родительского собрания на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_roditiel_skogho_sobraniia_na_tiemu_riebienok_uchitsi"
    ["file_id"] => string(6) "367763"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481300728"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Роль мастера в формировании профессиональной компетенции"
    ["seo_title"] => string(60) "rol_mastiera_v_formirovanii_profiessional_noi_kompietientsii"
    ["file_id"] => string(6) "380821"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484734331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства