Просмотр содержимого документа
«Советы и принципы Макаренко А.С.»
Советы и принципы Макаренко А. С.
Советы и принципы великого педагога, которые пригодятся современному учителю, — в этой статье.
Личность
Педагогика Макаренко была гуманистической — она утверждала ценность каждого ребёнка как личности, ставила цель проявить и развить его способности, но не была основана на излишней мягкости. Сам Макаренко часто говорил, что любовь должна быть требовательной. У каждого воспитанника должно было быть несколько самых интересных предметов или занятий, но одним интересом дело не могло ограничиться:
«Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребёнка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».
Личностное взаимодействие педагога и ученика, основанное на взаимоуважении — это база для воспитательного процесса. А уважение к педагогу, по Макаренко, основано на профессионализме и честности, на примере искренней заинтересованности учителя в своём деле: «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств».
Коллектив
Система Макаренко А.С. воспитывала самостоятельную и мыслящую личность. Коллектив — не цель, а средство раскрытия способностей юного человека, которое учит его реализовывать свой потенциал, становиться самостоятельнее, ответственнее, а значит — более приспособленным ко взрослой жизни.
Важный постулат педагогической системы Антона Семёновича — принцип самоуправления коллектива, который учит детей находить компромисс, принимать решения и нести за них ответственность. Педагог задаёт тон, формирует атмосферу и ценности коллектива, и дети, объединённые этими ценностями, сами могут разрешать конфликты и противоречия (по крайней мере некоторые). Учителю остаётся направлять учеников и следить, чтобы отношения в коллективе оставались в рамках этики. Антон Семёнович писал: «…Каждый ребёнок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
В колонии Макаренко А.С. было введено обязательное перемещение «командиров» — должность «старосты», как мы бы её сейчас назвали, можно было занимать только полгода.
Воспитание коллектива в современной школе — не пережиток ушедшего столетия, а возможность создать атмосферу защищённости в классе и помочь детям выстроить отношения поддержки и взаимопомощи.
Общее дело
В современных условиях трудовоспитание по Макаренко А.С. в чистом виде, конечно, невозможно. Но общее дело, которое способствует сплочённости коллектива, может быть любым — от спортивных, культурных, внеурочных и тематических мероприятий до волонтёрства. Главное, чтобы у каждого ребёнка была чётко определённая зона ответственности в общей деятельности.
Каждому ребёнку нравится, когда к нему относятся «как ко взрослому», но это отношение приносит не только статус и права, но и обязанности. Ребёнку легче выполнять эти обязанности, если он осознаёт свой вклад в общее дело, если он видит цель труда и его результат. Это меняет самосознание школьника и делает его более взрослым и самостоятельным.
Дисциплина и режим
Одна из основных и неизживаемых до конца проблем школы — дисциплина, а точнее, её недостаток. Антон Семёнович считал, что дисциплина — это нравственная категория, а не инструмент воздействия, результат, а не средство. Дисциплина в его системе не равна послушанию и не ограничивается им — это не только осознание, зачем и почему нужно что-то сделать, но и активное стремление сделать это хорошо, инициативность.
Режим же, по Макаренко А.С., — «средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием». Основные свойства режима:
определённость — режим должен быть закреплён правилами, а ответственность за их соблюдение должна быть определена;
целесообразность — в правилах должны быть логика и смысл, понятные каждому ребёнку;
общность — правила работают для всех, а возможные исключения из них должны быть обоснованы.
Несмотря на то, что современного педагога и Макаренко А.С. разделяют почти 100 лет, всё-таки возможно плодотворно интегрировать идеи Антона Семёновича в современную школу для воспитания в ребёнке самостоятельности и ответственности.