Просмотр содержимого документа
«"Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров"»
Тема: "Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров"
Формирование социально активной личности - сложный противоречивый процесс. Первые вопросы, которые возникли в начале исследования: что такое социально - активная личность?Норма (модель) социально активной личности - это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего следующие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее: внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни. "Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений", - такое определение дает психологический словарь и добавляет: ''В процессе социализации человек приобретает убеждения, обществен по одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе'1. В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает:
ценностный опыт: нравственные нормы, ценности;
операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;
опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;
опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным:
опыт рефлексии_- способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.
Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя, самоопределяется. Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, но не готовых и пе способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее, возможно более полной самореализации в процессе социализации"". Компоненты социально-педагогической деятельности я отразила в следующихзадачахих реализации: социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогические сопровождение.
Воспитание социально активной личности подрастающего поколения.
Задача классного руководителя — обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают
ожиданиям педагога. Необходимо убедить ученика в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Какие же реальные условия я создавала, чтобы способствовать развитию соц. активной личности.
Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Возрастание степени динамичности и изменчивости окружающего социума ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни.
Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.
А.В. Петровский, российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности, определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, профессор, кандидат педагогических наук Н.В. Савин в свое время, определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.
В настоящее время проблема формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности обусловлена потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, художественно-эстетическую.
Государственная молодежная политика ХМАО-Югры как отрасль социальной политики в целом сформирована не так давно. Югра - один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, активно включают молодежь в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность учреждений дополнительного образования, подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты. Однако, проблема формирования социальной активности подростков, как особой возрастной категории, исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания подростков, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.
Таким образом, можно зафиксировать ряд проблем:
между необходимостью развития у личности готовности к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой и недостаточным вниманием к проблеме целенаправленного формирования социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей;
между разработанностью сущности категории «социальная активность» и отсутствием целостных исследований по проблеме формирования социальной активности подростков;
между наличием оригинального опыта организации воспитания социальной активности подростков и недостаточным его научно-методическим осмыслением.
Художественно-эстетическая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности подростков и является фактором ее формирования. Между тем, с подобной деятельностью подросток практически не знаком, что понижает не только его социальную активность, но и уровень общей культуры в целом.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что организация социально значимой художественно-эстетической деятельности подростков, будет способствовать формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и края.
Художественно-эстетическая деятельность как фактор формирования социальной активности подростков представляет собой сложную многофункциональную социально значимую деятельность по освоению и распространению культурного наследия прошлого.
Комплекс педагогических условий формирования социальной активности подростков включает:
учет выраженности активности подростка в социально значимой деятельности;
ориентацию учебно-воспитательного процесса учреждения не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;
подготовку педагога к организации деятельности подростков;
систематизацию материалов;
разработку технологического сопровождения художественно-эстетической деятельности подростков в целях формирования социальной активности.
Модель формирования социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности - организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.
Формирование социальной активности заключается в поиске новых видов деятельности, способствующих формированию социальной активности личности подростков, новых форм организации художественно-эстетической деятельности молодежи разного возраста в целях формирования социальной активности; разработка новых технологий и создание педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.
Активность, связанная с творчеством, носит творческий характер, это свободная, творческая деятельность подростка. В этом случае большая роль принадлежит преподавателю, ведущему тот или иной предмет, т.е. зависит от методов используемых им.