kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ориентиров»

Проблемы построения демократического общества, определение способов взаимодействия человека с обществом, вопросы о правах и обязанностях граждан, о необходимости их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров»»



Тема «Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров»

Проблемы построения демократического общества, определение способов взаимодействия человека с обществом, вопросы о правах и обязанностях граждан, о необходимости их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства.

Кроме того, проблемы сопровождения социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики не только в силу необходимости привлечения детей и молодежи к участию в жизни общества, но и важности управления процессом социальной активности молодежи.

С одной стороны, подростки и молодежь являются одной из менее всего заинтересованной в общественной и политической деятельности группой населения, а с другой, молодежь не хочет оставаться безучастной к жизни общества и стремится решать свои проблемы и проблемы общества, проявить свою социальную активность.

Социальный заказ общества на формирование активных граждан обусловлен не только необходимостью социализации школьников, адаптации их к жизни в меняющемся обществе, но и формированием уже в образовательном учреждении у подростков и молодежи ответственности за свою личную судьбу, судьбу других людей, судьбу страны и общества.

Понятие активность (от латинского «aktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

В различных науках дается различное понимание активности: в социологии - социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.

Поскольку социальная активность составляет важнейшую сферу и особый уровень активности человека, разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В работах теоретиков социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект социального действия и общественных отношений.

В Педагогическом словаре социальная активность определена как деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; морально-волевое качество личности.

Кроме того, социальная активность как вид деятельности является сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период, и в качестве важнейшего фактора воздействия выделяются социум и местное сообщество.

Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным для ее понимания является социальная субъектность, проявляющаяся в способности быть деятелем, творцом социальной реальности. Потребность молодежи в усвоении и использовании прошлого опыта в новых, актуальных условиях является ключевым основанием для социальной активности. Исходя из этого, социальная субъектность подростков и молодежи, как самой активной, мобильной группы общества, достигается и обеспечивается через самодеятельность и преемственность, как группового молодежного субъекта, т.е. молодежь участвует в процессе смены поколений

Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности.

Поскольку общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура, медиа и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы:

  • политическая активность - форма, реализуемая в сфере политической деятельности;

  • гражданская активность - действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;

  • культурная активность - форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;

  • творческая активность - форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;

  • трудовая активность - форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;

  • коммуникационная активность - форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;

  • деловая активность - интенсивная деятельность в сфере профессии и должности, термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.

Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и коммуникационная (интернет-активность), что в определенной степени может являться ресурсом для дальнейшего развития их гражданской активности в традиционном реальном пространстве. Большая часть подростков использует Интернет ежедневно. Среди социальных форм включенности в Интернет наибольший вес имеют социальные сети, данный ресурс оптимально удовлетворяет потребности подростков в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.

Стоит подчеркнуть, что помимо общения значительно выражена инициатива подростков в высказывании своего мнения, позиции. По мнению Е.Л. Омельченко, молодых людей привлекает возможность в деятельности различных молодежных групп воздействовать на окружающий мир и людей, выразить свою индивидуальность. Привлекательность социально активной деятельности для молодых людей на внутреннем уровне основана на использовании практик, предлагающих нечто новое, необычное, дающее новые ощущения. Для молодых людей важным является интерес к деятельности, и как только деятельность превращается в рутину, интерес к ней пропадает. Кроме того, возможность испытать те или иные поведенческие, ситуационные, общественные практики в более яркой, игровой, «быстрой» форме свидетельствует об интересе молодежи к социально активной деятельности. Молодежная активность представляет своего рода включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия.

Группа «продвинутых» подростков характеризуется большей готовностью к объединению с другими людьми для решения общественных проблем. Они больше ориентированы на оказание помощи и поддержки по собственной инициативе, на совершение поступков на благо других людей, а также на благотворительность.

В связи с этим социальная активность рассматривается как качество личности, характеризующее активное отношение к общественно значимой деятельности и как форма проявления потребности в социальном участии.

В обществе возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, ориентированных на создание условий для социализации личности ребенка. Среди них особое место занимают детские и молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативности и общественной активности. Главная цель современных детских объединений – помочь детям войти в гражданское общество, сформировать у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.

Поскольку среда сверстников является наиболее важной областью социального поведения подростков, где ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, обнаруживается тенденция к поиску тесных дружеских связей, необходимо, чтобы данная среда оказывала позитивное влияние на подростков, и в этих условиях повышается значимость дополнительного образования, которое является составной частью системы образования, одним из образовательно-воспитательных институтов общества.

Система дополнительного образования детей предоставляет возможности для работы детских и молодежных объединений, для всестороннего развития личности ребенка, для поддержки детских и молодежных инициатив, формирования активной жизненной позиции. В связи с этим проект, направленный на развитие детского движения, является актуальным средством совершенствования системы дополнительного образования, механизмом создания условий для образования и воспитания подрастающего поколения, развития личности.

В учреждениях дополнительного образования детей действуют детские и молодежные объединения, которые принимают активное участие в реализации социальных проектов, волонтерской деятельности, организации социально значимых мероприятий, то есть в развитии детского движения на территории Самарской области и системы дополнительного образования в целом.

Другим важным элементом системы повышения социальной активности выступает вовлечение подростков в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой они могут видеть позитивный результат своих действий. Это достигается, прежде всего, присоединением молодежи к деятельности инициаторов, идентифицирующих определенные ценности, идеалы, практики, т.е. вовлечение в уже осуществляемую активность. В настоящее время популярностью пользуется методика КТД И.П. Иванова - (коллективное творческое дело) - коммунарская методика, в основе которой лежит общественно значимая творческая деятельность и представляющая участие молодых граждан в общественной жизни на местном и региональном уровне. Проявления социальной активности могут быть совершенно разные, главное – чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

Система дополнительного образования Самарской области имеет богатый опыт вовлечения подростков и молодежи в социально-активную деятельность, что проявляется в разных формах социальной активности: гражданской, творческой, коммуникационной, трудовой. Важным является, что в данных формах активности проявляется детско-молодежная инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности.

Детско-молодежные объединения в учреждениях дополнительного образования Самарской области являются инициаторами различных творческих, гражданских и трудовых инициатив и проявляют свою активность на разных уровнях: от местного до межрегионального.

Городское детско-молодежное объединение «Центр гражданских инициатив» Самарского Дворца детского и юношеского творчества является продолжателем славных традиций Куйбышевского Дворца пионеров и проводит гражданские и социальные акции по различным направлениям: экологическим, профилактическим, творческим, патриотическим и др. («100 дел на благо города», «Город глазами молодежи», «Самара – мой город» и др.). Девиз Центра «Быть активным – быть успешным!» свидетельствует о желании его участников быть полезным обществу.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения;

организационные проблемы: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (школьника часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе); непонимание и недоверие со стороны учителей и администрации школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности;

кадровые проблемы: текучесть кадров – координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов; недостаточное количество программ обучения координаторов, руководителей общественных объединений.

Попытка найти решение данных проблем была сделана на областном круглом столе «Проблемы развития общественной активности детей и подростков в молодежном и детском движении Самарской области» (29 мая 2012 года), организованном двумя комиссиями Общественной палаты Самарской области: комиссией по образованию и комиссией по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных отношений и свободы совести.

Участники городского детско-молодежного объединения «Центр гражданских инициатив» представили свои предложения по развитию и поддержке социальной активности на форуме женщин-парламентариев Самарской области 5 декабря 2012 года. Вот некоторые из предложений:

«От имени социально активных школьников Самарской области мы обращаемся к парламентариям:

- о поддержке наших молодежных инициатив на законодательном уровне;

- в рамках поддержки талантливой молодежи поддержать социально активных школьников и включить в премию губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков номинацию «Социально значимая деятельность»;

- в Год российской истории мы более глубоко изучили историю нашего города, который во время Великой Отечественной войны был запасной столицей и где ковалась Победа, просим от юных граждан нашей области обратиться в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу о присвоении городу Самаре статуса «Город воинской славы». Мы готовы объединиться вокруг интересных и нужных дел в сотрудничестве с вами, взрослыми, на благо общества, на благо родной Самарской губернии».

Но несмотря на определенные проблемы, социально-активная деятельность является привлекательной для школьников, поскольку:

  • она объединяет единомышленников,

  • она показывает, что такое поведение выгодно для большей части членов общества;

  • она является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что тебе не интересно;

  • эта деятельность является осознанной и предполагает ответственность личности в своих действиях.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что развитие социальной активности предполагает:

  • с точки зрения воспитания - формирование социально значимых качеств;

  • с деятельностной - реализацию конкретных инициатив;

  • с рефлексивной - анализ участниками своих практических действий, осмысление теории через практику;

с точки зрения социального взаимодействия - возможность привлечения ресурсов различных организаций и учреждений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров»

Автор: Денисова Виктория Сергеевна

Дата: 17.11.2021

Номер свидетельства: 591713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров""
    ["seo_title"] => string(78) "sotsialnaia_aktivnost_podrostkov_kak_faktor_razvitiia_zhiznennykh_orientirov_2"
    ["file_id"] => string(6) "621589"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1672053033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Социальная активность подростков как фактор развития жизненных ориентиров""
    ["seo_title"] => string(76) "sotsialnaia_aktivnost_podrostkov_kak_faktor_razvitiia_zhiznennykh_orientirov"
    ["file_id"] => string(6) "591593"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637068557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Выступление на тему "Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи" "
    ["seo_title"] => string(88) "vystuplieniie-na-tiemu-zdorov-ie-riebionka-kak-tsiel-sovmiestnykh-usilii-shkoly-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "227210"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440655941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства