Социальные сети: виртуальность или реальность в образовании
Социальные сети: виртуальность или реальность в образовании
Сегодня сложно встретить человека не знакомого с интернетом. Количество людей, подключенных к всемирной Сети, ежедневно растет, и вместе с этим сам интернет динамично развивается. Возможности всемирной сети сегодня активно стараются применять и в современном российском образовании. Блоги, вики, социальные закладки, учебные сетевые сообщества нашли широкое применение в учебной практике средней школы. Такие возможности приобретают социальные сети.
Социальная сеть в Интернете — интерактивный многопользовательский веб-сайт, представляющий автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться пользователям, объединенным общими интересами. К социальным сетям относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети и наличие явно установленных связей между участниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальные сети: виртуальность или реальность в образовании »
Белова Т.В. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей», г. Арзамас, [email protected]
Сегодня сложно встретить человека не знакомого с интернетом. Количество людей, подключенных к всемирной Сети, ежедневно растет, и вместе с этим сам интернет динамично развивается. Возможности всемирной сети сегодня активно стараются применять и в современном российском образовании. Блоги, вики, социальные закладки, учебные сетевые сообщества нашли широкое применение в учебной практике средней школы. Такие возможности приобретают социальные сети.
Социальная сеть в Интернете — интерактивный многопользовательский веб-сайт, представляющий автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться пользователям, объединенным общими интересами. К социальным сетям относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети и наличие явно установленных связей между участниками.
Таким социальным сетям, как «Facebook» (в мировом масштабе), «Вконтакте» и «Одноклассники» (в масштабе России), удалось технически реализовать то, в чем нуждается современный молодой человек, а именно, общедоступные социальные инструменты и средства взаимодействия для построения своего собственного пространства.
Сегодня социальные сети являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Социальные сети напоминает страну, в которой “проживают”, “встречаются”, и “общаются” жители планеты, которые в противном случае бы не имели такой возможности. Также, не приходится говорить, что в социальных сетях ежедневно, ежеминутно, ежесекундно происходит массовый непрекращающийся обмен информацией — начиная с личной, такой как личные записи, фотографии, видео, так и информацией другого плана — самые свежие новости, статьи, политические и образовательные семинары, да просто все, что душе угодно — легче перечислить, чего в социальных сетях нет, чем что там есть. Повторюсь, что самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир», причем «Вконтакте» отличается более молодой аудиторией. Так, доля самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составила 93 %, а из 10–14-летних пользователей – 85 %. Также «Вконтакте» является лидером по активности посещения проекта пользователями: 45 % зарегистрированных на этом портале посещают его ежедневно, а 70 % из них – чаще, чем раз в день. Каждый третий участник «Вконтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.
Исходя из представленных данных, логично предположить, что социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников. Также со всей долей уверенности можно сказать, что никакие репрессивные методы борьбы с социальными сетями среди школьников не могут увенчаться успехом. В связи с этим возникает резонный вопрос: можно ли рассматривать социальные сети в качестве инструмента достижения образовательных целей сегодня? Однако данный вопрос до сегодняшнего дня не был поставлен на широкое обсуждение общества. Между тем эта проблема прямо или косвенно касается подавляющего большинства жителей нашей страны, около 90 миллионов которых являются активными пользователями интернета и социальных сетей. Образовательные учреждения в большинстве случаев остаются в стороне от обсуждения этой злободневной проблемы. В связи с вышеизложенным, одной из серьезных проблем, которая должна быть вынесена на широкое обсуждение общественности, я считаю следующую: возможность использования потенциала социальных сетей в образовании школьников в современной России.
Конечно помимо сетей, объединяющих пользователей по интересам и предоставляющих возможность проведения досуга, существуют специализированные социальные сети для школьников и студентов (vmesti.ru, scribbler.ru). Кроме того, ресурсы, позиционирующие себя как учебные, вызывают естественное отторжение у школьной аудитории и требуют дополнительных усилий от педагогов для введения и удержания учащихся в новом сетевом пространстве. Поэтому в качестве основы для построения сетевого учебного сообщества продуктивнее использовать более популярные социальные сети.
Такие сетевые технологии, как форумы, блоги, вики, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения, обладая несомненными дидактическими и методическими преимуществами, уступают социальным сетям с точки зрения вовлеченности пользователей в их коммуникационное пространство, а также соответствия интеллектуальным, творческим и социальным потребностям. Формирование основ информационной и коммуникационной культуры у современных школьников и студентов, к сожалению, происходит не на уроках информатики и не с помощью качественных сетевых образовательных ресурсов, созданных педагогами, а в пространстве той или иной социальной сети. Чаще всего это первый сайт, которым учиться пользоваться ребенок, попавший в Интернет. И тот педагогический дизайн, который тщательно выстраивается нами при создании сетевых учебных ресурсов, не всегда понятен ученикам. Педагогам приходится тратить дополнительные усилия по формированию у учащихся навыков работы в новой для них образовательной среде. Обучаемые же в этой ситуации вынуждены искать компромисс между привычной и комфортной для них виртуальной средой обитания и новым образовательным пространством, в которое его приглашает учитель.
Мною были использованы ресурсы социальной сети «Вконтакте» и выявлены следующие положительные аспекты применения социальных сетей в образовательных целях:
Комфортная и привычная для учащихся среда. Внешний вид окна (интерфейс), способы коммуникации, организация и содержание контента изучены ребенком и полностью понятны ему, что объясняется длительным опытом использования. Нет необходимости обучать учащегося работе в сети.
Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы. Кроме того, в социально сети легче обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы: достаточно просто поделиться найденным через используемую социальную сеть. Существенным плюсом использования социальных сетей в образовательном процессе является социальная доступность преподавателей в вопросах осуществления коммуникации.
Однозначная идентификация пользователей. Чаще всего в социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией, реже — под псевдонимом. В других Интернет-сервисах происходит наоборот. Кроме того положительным моментом является то, что учащимся не требуется запоминать новые логин и пароль для входа в систему, он пользуется привычным для себя способом идентификации в сообществе. Социальная сеть позволяет учителю лучше понимать интересы детей, разработать для них задания, которые бы заинтересовали ребенка, а значит — обеспечили более качественное усвоение учебного материала.
Возможность фильтрации поступающей информации. Активность участников прослеживается через ленту новостей, этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. У учащихся появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одноклассников и учителя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует работу учащихся.
Возможность организации непрерывного обучения. Возможность постоянного взаимодействия учащихся и учителя в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса, появляется возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым из учащихся.. Информационная поддержка учебного процесса в социальной сети позволяет учащимся, пропустившим занятие, не выпадать из образовательного процесса, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания из дома.
Широкие демонстрационные возможности. Обучение с использованием социальных сетей позволяет преодолеть технические трудности оснащения учебных кабинетов необходимым оборудованием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде: файлом, ссылкой на скачивание файла из файлообменника, ссылкой для просмотра уже загруженного файла учитель беспрепятственно делится с учениками, а те, в свою очередь, имеют возможность ознакомится с содержанием файла в любое удобное время. Экономия бумаги также является достаточно весомым аргументом «за» использование социальных сетей в распространении наглядного раздаточного материала. В некоторых социальных сетях присутствует большой выбор приложений, которые можно использовать в учебных целях (например, приложение «Образовательная литература» социальной сети «Вконтакте»).
Наравне с выделенными положительными аспектами отметим, что использование в образовательном процессе школы социальных сетей имеет ряд недостатков: отсутствие инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение журнала), отсутствие доступа к социальным сетям из классов, большой объем развлекательного контента в сравнении с образовательным и т. д.
Тем не менее, социальные сети — мощный и эффективный инструмент, имеющий широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо использовать в современном образовании.
Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но сегодня возможности социальных сетей в решении образовательных задач явно недооценены. И этот вопрос ждет своего обсуждения.