Просмотр содержимого документа
«Сопровождение профессиональной адаптации молодого специалиста»
Из опыта работы наставника "Сопровождение профессиональной
адаптации молодого специалиста"
в ст. 70Трудовом кодексе РФ поясняется, кого можно отнести к данной категории: «Лицо, окончившее образовательное учреждение среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности.
Наставник 50% должностного оклада, но не более 5000 руб. 9974 (4987)
Молодой специалист 50% должностного оклада 9974 (4987)
Надо отметить, что в последние годы контингент учителей «состарился», большая часть учителей возрастные учителя, что называется «старой закалки». Да, они имеют крепкие знания, огромный опыт.
Одной из задач школы –это адаптация молодых специалистов. Устроившись на работу учителем, они несут ту же ответственность, что и их коллеги с опытом работы.Проведенные исследования показывают, что многие молодые специалисты боятся критики администрации и коллег, возможной собственной некомпетентности по вопросам обучения и воспитания, а также взаимодействия с учащимися и их родителями.
Проблемы у молодых специалистов могут возникнуть при ведении школьной документации,планировании и анализе уроков, осуществлении функций классного руководителя. Данные проблемы возможны в начале педагогической деятельности, так каку молодых специалистов еще недостаточно сформированы профессионально значимые качества.
Наставнику необходимо работать над развитиемпрофессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых специалистов с учетом их потребностей и индивидуальных качеств. Выплаты за наставничество являются не компенсационными , а стимулирующими.
Для успешной и краткосрочной адаптации молодых специалистов и закреплении их в школе им необходимо создать научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста.
Мои основные задачив рамках наставничества:
личный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;
ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Свою деятельностьв качестве педагога-наставника, рассматриваю в нескольких направлениях:
оказание всесторонней методической помощи;
проведение анализа тематического и поурочного планирования;
сопровождение подготовки молодого учителя к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям;
организация взаимопосещения уроков (наставник – начинающий педагог – учителя лицея);
проведение анализа урока;
разработка совместно с молодым специалистом плана профессионального становления.
Исходя из имеющегося опыта педагога-наставника, считаю, что личный положительный пример наставника, совместная деятельность педагога-наставника и молодого специалиста, а также систематическая работа являются основными принципами в адаптации молодых учителей.
Совместная деятельность – это составление технологической карты урока, участие в различных проектах, проведение совместных мероприятий, совместное посещение уроков и последующее обсуждение, взаимопосещение, а также участие в конкурсах педагогического мастерства.
Участие в конкурсах –это не только профессиональный рост для учителя, но и интеллектуальный рост его учеников. За время подготовки и участия в конкурсе молодой учитель знакомится с новыми методами и приемами обучения, с опытом работы других учителей.Узнав новое, учитель делитсянаходками не только с коллегами, но и с ребятами, что способствует расширению кругозора учащихся.
Наставничество молодых специалистов имеет практическую направленность, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. В процессе совместной деятельности с молодым специалистом учитель-наставник выявляет сильные и слабые стороны подопечного, анализирует его деятельность и дает необходимые рекомендации.
Типичные ошибки молодых педагогов
- учитель формулируют темы уроков, но не всегда определяют цели и задачи конкретного урока;
- организация учебного процесса: имеется проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины;
- организация учебного процесса: не всегда удается осуществлять индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся;
- при использовании материала урока, учитель не акцентирует внимание обучающихся на наиболее трудные места для усвоения данного материала, формы обучения не всегда продуманы;
- на уроках учитель старается предоставить возможность усвоения материала разного уровня сложности, но не всегда учитывают дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
В заключении хочу сказать, что наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.