«Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика синдрома профессионального выгорания»
«Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика синдрома профессионального выгорания»
Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо…к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому. Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и здоровье.Стремясь к совершенству мы порой забываем о своем здоровье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика синдрома профессионального выгорания»»
«Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика синдрома профессионального выгорания»
Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо…
к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому.
Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и здоровье.
Стремясь к совершенству мы порой забываем о своем здоровье.
Есть выражение "Сначала мы тратим свое здоровье, чтобы заработать деньги, потом мы тратим заработанные деньги, чтобы вернуть здоровье".
В профессиональной деятельности совершенству нет предела, а вот у здоровья человека, физического и психологического, предел есть всегда.
Современная статистика такова: учителя как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. Это так от части еще и потому, что у учителя не всегда есть возможность вовремя обратиться к хорошему специалисту (нет временного или денежного ресурса). Невысокий социальный статус учителя, который отражается в уровне заработной платы, высокая моральная ответственность, большие эмоциональные затраты накладывает свой отпечаток и на психологическое состояние.
Здесь уместно ввести термин «психологическое здоровье».
Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур (внимание, память, мышление, воображение, самооценка и др), необходимых для текущей жизнедеятельности
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты :
адекватное социальное поведение;
умение понимать себя и других;
состояние душевного комфорта;
полная реализация потенциала личности в разных видах деятельности;
умение делать выбор и нести за него ответственность.
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир.
Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.
Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой.
Психологически здоровый человек защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными невзгодами.
А теперь представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик крутится, набегают киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара.
То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. Такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального или профессионального выгорания”. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – проявляется нарастающим эмоциональным истощением.
Эмоциональное выгорание - это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессовых, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Существуют внешние и внутренние причины Эмоционального Выгорания.
Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов, касаются окружения, среды.
Специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей,).
Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание.
Внутренние причины эмоционального выгорания касаются личности самого человека.
Отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции.
Тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения.
В повседневной жизни очень многие события могут стать стрессорами (то есть то, что может вызвать стресс):
-перегрузки,
-однообразие,
-беспомощность (неопределенность ситуации),
-сверхурочные и неудобные часы работы,
-ответственность за людей,
-низкий социальный статус,
-недостаток авторитета,
-неудовлетворенность профессиональным ростом,
-негативные или холодные отношения в коллективе,
-неадекватная самооценка (завышенная или заниженная),
-эмоциональная неустойчивость.
Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является специальная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, которые направлены на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Такие умения и навыки могут вырабатываться на специальных тренингах, курсах и конечно в самостоятельной работе педагога над собой.
Но самая важная часть в работе со стрессом и эмоциональным выгоранием — это поиск внутреннего ресурса, или источника, который надолго обеспечивает нас положительными эмоциями.
Здесь перечислены примы работы со стрессом, которые предлагают психологи.
Плач. (Это первый шаг при попытке преодолеть душевную боль. Помогает снять напряжение, вывести адреналин, расслабляет. Только плач такой навзрыд, громкий, свободный (а не сдерживание слез, потихоньку в уголочке, чтоб никто не видел.)
Смех, юмор. (Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, можно найти в ней что-то смешное, комичное и позволить себе посмеяться над ситуацией или над собой)
Вербализация переживаний. (Проговаривание вслух того, что беспокоит (можно в присутствии других людей, но тогда, говорить только о себе, о своих чувствах, а можно в одиночестве) Высказанные вслух слова снимают напряжение.)
Взаимодействие с другими людьми с целью решения проблем. (Когда мы позволяем другим людям (друзьям, знакомым, незнакомым, профессионалам психологам или психотерапевтам) узнать о своих проблемах, напряжение снимается.)
Досуг, любое хобби. (Чтение (поэзия, проза, «желтая пресса»), музыка (своим успокаивающим действием известны произведения Моцарта), танцы, игры с детьми, прогулки на природе, секс. )
Отдых в «чистом виде». (Какое-то время позволить себе ничего не делать (хотя бы считая до 10).)
Релаксация. (Освоение приемов релаксации: дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация. Эти способы требуют времени и желания, овладеть ими можно и самостоятельно, и в группе под руководством тренера, главное найти подходящий лично вам. )
Решение проблем, вызывающих стресс. (Анализ проблемы, рефлексия собственных чувств, поиск вариантов решения, выбор, действие. Может осуществляться самостоятельно или при направляющей помощи специалиста, психолога или психотерапевта.
Рекомендации на каждый день
1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно.
2. Когда у вас хорошее настроение, обязательно поделитесь им с окружающими.
3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.
4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.
5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.
6. Помните, есть события в жизни, которые нельзя изменить или исправить, но их можно пережить.
7. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
8. Стремитесь эмоционально общаться. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти разумное решение возникшей проблемы.
9. Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
Литература:
1.Мотина Н.К. Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/528230/.
2.Примерова Н.В. «Стресс и здоровье». Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/529662/.
3.Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.