Школьная библиотека в современных условиях. Формирование культуры чтения учащихся.
Школьная библиотека в современных условиях. Формирование культуры чтения учащихся.
В «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года» отмечено, что именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны – будущих пользователей всех остальных типов библиотек (5, с. 2). В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО» сказано, что школьная библиотека представляет информацию и идеи необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль (6, с. 256). Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.
С.Н. Бутова, заведующая библиотекой сш №7, Г. Аксу, указывает, что важно не просто привлечь ребенка к чтению, необходимо научить ребенка читать, при этом делать выбор – что читать и как читать, формировать культуру чтениянеобходимо научить работать с детьми – читателями по развитию культуры чтения будет успешно развиваться только в том случае, если рядом с нами находятся библиотекари и учителя, которые любят детей, горячо заинтересованы делом, стремятся овладеть мастерством, используя при этом каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей
В «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года» отмечено, что именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны – будущих пользователей всех остальных типов библиотек (5, с. 2). В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО» сказано, что школьная библиотека представляет информацию и идеи необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль (6, с. 256). Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.
С.Н. Бутова, заведующая библиотекой сш №7, Г. Аксу, указывает, что важно не просто привлечь ребенка к чтению, необходимо научить ребенка читать, при этом делать выбор – что читать и как читать, формировать культуру чтениянеобходимо научить работать с детьми – читателями по развитию культуры чтения будет успешно развиваться только в том случае, если рядом с нами находятся библиотекари и учителя, которые любят детей, горячо заинтересованы делом, стремятся овладеть мастерством, используя при этом каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная библиотека в современных условиях. Формирование культуры чтения учащихся.»
Школьная библиотека в современных условиях.
Формирование культуры чтения учащихся.
Выполнила: Библиотекарь сш №5 им. Б.Момышулы
Кабдуллина Умит Ауезхановна
Школьная Библиотека в современных условиях.
1.3.Формирование культуры чтения учащихся.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Человек, считающий себя достаточно культурным, относится к чтению, как к жизненно необходимому умственному творческому процессу, ведущему к познанию мира и обогащению души. От того, как человек читает, зависит развитие личности этого читателя. Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организованно знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться этими знаниями. От школьников требуется уметь самостоятельно подготовить аннотации, рефераты, обзоры, доклады и т.п. , занимающих все большее место в учебном процессе.
Однако, следует отметить, что наблюдаемая в последние годы тенденция к снижению интереса детей к чтению, особенно у подростков, вызывает сегодня тревогу не только у тех, кто занимается этой проблемой профессионально – учителей и библиотекарей и политиков и психологов и у Правительства.
В Казахстане принята Концепция всеказахстанского праздника «Писатели Казахстана – детям» (4). В Концепции сказано, что: «…проблемы чтения сегодня встали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития национальной культуры и обеспечения безопасности страны. Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависят духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается некоторыми социологами как « чуткий показатель состояния общества». Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.
О.К. Мяэтос (8,с.109), размышляет о социологических исследованиях, проводимых в России и других зарубежных странах, целью которых является анализ современного положения интереса к чтению у детей. Задачи, стоящие перед мировым обществом и решения проблемы снижения интереса детей к чтению. Очень важно и ценно, что эта работа объединила усилия специалистов разных профессий – учителей, педагогов, издателей, журналистов, библиотекарей. Сегодня библиотекарь – должен стать для ребенка пастырем детского сердца, души, приобщая ребенка к чтению. Мамы и папы зачастую не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать.
В «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года» отмечено, что именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны – будущих пользователей всех остальных типов библиотек (5, с. 2). В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО» сказано, что школьная библиотека представляет информацию и идеи необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль (6, с. 256). Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.
С.Н. Бутова, заведующая библиотекой сш №7, Г. Аксу, указывает, что важно не просто привлечь ребенка к чтению, необходимо научить ребенка читать, при этом делать выбор – что читать и как читать, формировать культуру чтениянеобходимо научить работать с детьми – читателями по развитию культуры чтения будет успешно развиваться только в том случае, если рядом с нами находятся библиотекари и учителя, которые любят детей, горячо заинтересованы делом, стремятся овладеть мастерством, используя при этом каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей (1, с. 45).
Лариса Валентиновна Тананыкина исследуя вопросы формирования культуры чтения (11, с. 8):
Раскрывает основные критерии, характеризующие культуру чтения школьника:
– жанрово – тематический комплекс читаемых произведений;
–отзыв о прочитанном;
– уровень эстетического восприятия;
– элементы библиотечно– библиографической культуры.
выделяет количественно – качественные характеристики культуры чтения школьников: быстрота и правильность чтения, правильное произношение и артикуляция при громком чтении; усвоение содержания сюжетно – событийной стороны произведения; отдельны представления, синтезирующиеся в общую картину произведения, умение обобщать с формированием художественного образа; способность проникновения в нравственно – эстетическую атмосферу литературного произведения; широта круга чтения: художественные, научно –художественные, научно – познавательные, справочные произведения, периодика; умение сопоставлять книги, ориентироваться в их структуре, пользоваться иллюстрированными тематическими картотеками, открытым библиотечным фондом при выборе книг для чтения.
Ю.П. Мелентьева обращает внимание специалистов на уникальную составляющую понятия, которая придает термину значимость и актуальность, а также позволяет говорить о его незаменимости более общим понятием – информационная культура (7, с. 134). Термин «культура чтения» по словам Ю.П. Мелентьевой «наряду с умениями ориентироваться в мире информации включает в себя такие понятия, как «любовь к книге», «интерес к чтению», « восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение». Таким образом, «культура чтения – понятие более внутреннее, личностное, даже интимное» (7, с.135).
По данным Е.Е. Чочишвили, заведующая библиотекой МОУ Караевской СОШ, Костромская область – культура чтения – это владение приемами наиболее рационального и продуманного использования изданий, предполагающее хорошее знание компонентов издания, умение не просто воспринимать напечатанное, но и осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что прочитано ранее, запоминать суть прочитанного, делать выписки; это библиографическая грамотность и умение использовать ее для того, чтобы отобрать нужные издания, составить план чтения, знание условий работы библиотек и в библиотеках, их каталогов, картотек, справочно – библиографического аппарата (14)
Как считают Л.В. Дудова и Н.Е. Кутейникова, взаимодействие библиотекаря и читателя – школьника должно строиться на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль в формировании устойчивого интереса к книге, воспитании культуры чтения, развитии творческого мышления. Это, прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога, осуществляемая библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Второе – внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка (2, с. 23).
Но, может, не так страшно все, и не стоит, уж так рьяно бить тревогу? Еще совсем недавно заклинали страшной угрозой компьютеризации, которая уничтожит книгу? Вроде, обошлось, выжили. Более того, социологические исследования показывают, что привычка к чтению у детей, которые привыкли в повседневной жизни обращаться к различным информационным ресурсам – книгам, периодике, радио, ТВ, компьютеру – не снижается, а лишь модифицируется. Действительно, современные дети и молодежь читают теперь не только книгу, но и слушают аудиокниги, читают книги на компьютере и даже мобильных телефонах! Выкраивая для этого буквально каждую минуту в современной динамичной жизни. По мнению Марины Борисовны Фурдыга необходимо вести речь не об отказе от чтения, а об изменении отношения к нему (11, с. 43). Задача детской библиотеки – научить наших «прагматиков» чтению для удовольствия, чтению для наслаждения, чтобы хорошая детская книга осталась любимой на всю жизнь.
По данным Ш.Т. Умурзаковой – библиотека – филиал имени Г. Муратбаева Централизованной Библиотечной системы г. Тараза является центром чтения, приобщения к культуре, источником информации и местом дружеского общения детей нескольких микрорайонов (12, с. 123). Процесс вхождения детей в мир книжной культуры сложен и многогранен. В школьных библиотеках идет усиленный поиск путей развития читателя – ребенка.
Пробудить у ребенка интерес к книге, открыть ее юному читателю – одна из главных задач работников городских библиотек г. Тараза, поэтому в своей деятельности библиотекари учитывают возрастную психологию детей и, в первую очередь, их стремление к новым впечатлениям.
Воспитание талантливого читателя – сложный процесс. Он начинается с работы с самыми маленькими читателями и продолжается в течение всего времени их пребывания в детской библиотеке. Приобщению маленьких читателе к чтению способствует разработанная нами Целевая библиотечно - информационная программа «Чтение с увлечением». Программа действует по принципу « от простого – к сложному». В ее рамках не один год плодотворно работает клуб «Вопросительный знак». На эмблеме клуба изображен любознательный мальчик, пытающийся разглядеть мир с помощью лупы, чтобы найти ответы на: Пять тысяч – Где, Семь тысяч – Как, Сто тысяч – Почему. На первом этапе программы библиотекари предложили юным читателям знакомство с литературой экологического направления, это то, что дети легко воспринимают, отвечает их интересам, расширяет кругозор.
Знакомство с произведениями композиторов, художников, писателей и поэтов , запечатлевших природу в своем творчестве, помогает проникнуть в тайны мироздания, почувствовать красоту и гармонию. Возможность выразить себя в творчестве, например, в конкурсах чтецов «Улыбка ясная природы», рисунков «Природа и Я» приносит огромную радость. Ребята читают книги о природе, уверенно отвечают на вопросы викторин о деревьях и кустарниках, о птицах и насекомых, о цветах о плодах, о домашних любимцах – собаках и кошках, хомячках и черепахах, птичках и рыбках (12, с. 123).
В.И. Сапакова (10, с. 27), отмечает большое значение поиска наиболее эффективных путей реализации воспитательного потенциала средств народной педагогики в деле формирования читательских интересов у детей и молодежи, приводятся интересные результаты исследований. С использованием средств народной педагогики повышается интерес учащегося к людям, укладу их жизни, быту, традициям, истории, культуре, обогащаются их представления и расширяются знания, осуществляется выход за рамки программного материала, а значит и школьной аудитории.
Современный мир предлагает подростку множество вариантов выбора, требует от него жить в условиях непрерывного развития. И помочь подростку в этом – задача школы, семьи, библиотеки. Материальные и духовные ресурсы библиотек необходимы для социальной и культурной идентификации подростка «эпохи перемен». Книжные собрания могут служить соединением времен и событий, открытию общенациональных, общечеловеческих ценностей. Духовная среда библиотеки может стать для человека 11-15 лет идеальным пространством общения с миром через осмысление, переживание культуры в контексте своего опыта и устремлений. Деятельность подростка в школьной библиотеке можно рассматривать как психологический практикум самореализации, если библиотекарь помогает подростку ощутить перспективу в себе самом, показывает необходимость усилий в этом направлении. Тогда к нему придет успех, признание в среде сверстников, взрослых. Школьная библиотека, развивающая подростка, - это библиотека, отражающая структуру его потребностей и запросов и прогнозирующая его читательское и личностное поведение, формирующая в итоге интерес к чтению.
Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середнячках и того не скажешь (15, с. 31). Что же делать библиотекарю в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения зачастую нет? Ответ стар как мир. Библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь, чтобы в условиях нынешнего мало чтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика (16, с. 40).
В духовном воспитании, и роль школьной библиотеки в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения огромна (2, с. 23). Ведь как важно достучаться до сердца подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определенного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой, лаской. Главное – вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом.
Авторы В.П. Чудинова, Л.Н. Косенко, А.И. Михайлова, специалисты Российской государственной детской библиотеки рассматривают сетевые сообщества юных читателей и библиотекарей (12, с. 39). Проблемы и задачи для специалистов интересна не только статистическими данными, но и рассказом о том, как подростки находят друг друга в интернете благодаря своему увлечению чтением. «Образуются «клубы по интересам» - Интернет – сообщества, участники которых и читают, и обсуждают то, что они прочитали. На форумах и в блоках находится много подростков, которые в определенной степени нашли друг друга. В чем они нуждаются и о чем спрашивают сверстников? Среди типичных вопросов: «Что еще можно почитать? И где в Сети найти эти книги? Что нравится другим, какие у них еще есть любимые книги и персонажи? (Расскажите о них, поделитесь своими впечатлениями). Какую книгу Вы читаете сейчас? А также – что читать не стоит?».
И в итоге хочется сказать, что у школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение.
К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит еще не расцветающую душу, делает ее слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни». Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.
Список использованной литературы и источников
Бутова, С. Н. Система работы по развитию интереса к чтению младших школьников [Текст]/ С.Н. Бутова Мектептегі кітапхана =Библиотека в школе. - 2012. -№5. - С.45-46.
2. Дудова, Л.В. Традиции чтения в 21 веке[Текст] / Л.В. Дудова, Н.Е. Кутейникова // Литература в школе. – 2011. - №9. – с. 23-26.
3. Ковалева, Л.В. Неделя детской книги (Текст) / Л.В. Ковалева //Мектептегі кітапхана – Библиотека в школе. - 2012. -І5. -С. 47-48.
4. Концепция всеказахстанского праздника «Писатели Казахстана- детям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.balaza№kz/tee№/hobbyt/detail.php?ID=2193. - Загл. С экрана.
5. Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: Общественно – государственный проект [Текст] / Русская школьная библиотечная ассоциация; Н.В. Бубекина, Т.Д. Жукова, Н.И. Гендина, Л.Е. Коршунова. – М.: РШБА, 2009. -24с.
6. Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО [Текст] // Библиотека и закон. – М., 2008. – Вып. 24. – С. 256-258.
7. Мелентьева, Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире [Текст]– Ю.П. Мелентьев. – М.: Наука, 2007. – С. 134-135.
8.Мяэотс, О.К. Чтение детей и подростков: современное состояние и перспективы [Текст]/ О.К.Мяэотс. // Читающее общество – основа конкурентноспособной страны. Материалы международного Конгресса.
Чтения. – Астана, 2007. – С. 109-113.
9. Пушкова, С. Важнейший инструмент образовательного процесса [Текст] / С. Пушкова // Библиотека. – 2010. - №6. – С.31-33. -2фот.
10. Сапакова, В.И. Субъективные качества учащегося как пользователябиблиотеки: [Текст] / В.И. Сапакова // Мектептегі кітпахана = Библиотека в школе. – 2009. - №4. – С.27.
11. Тананыкина Лариса Валентиновна Организационно – методическиеосновы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения младших школьников [Текст] : Автореферат / Лариса Валентиновна Таныкина. – М, 2006. -44с.
12. Умурзакова, Ш.Т. Проблема приобщения детей к чтению [Текст] /Ш.Т. Умурзакова // Читающее общество – основа конкурентоспособной страны. Материалы международного Конгресса Чтения. – Астана, 200С 123-125.
13. Фурдыга. М.Б. Исследовательская работа в области совершенствования информационной культуры учащихся [Текст] / Марина Борисовна Фурдыга // Кітапхана әлемі = Мир библиотеки. – 2008. - №2. – С.43-45.
14. Чочишвили. Е.Е. культура чтения в системе информационной подготовки учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://
Uandex. Kz/clck/jsredir?from=text. – Загл. С экрана.
15. Чудинова. В.П. Дети в киберпространстве: «вызовы» для библиотекарей [Текст] / В.П. Чудинова, Л.Н. Косенко, А.И. Михайлова //