«РОЛЬ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА»
«РОЛЬ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА»
Одной из задач, стоящих перед каждым педагогом, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «M??гілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в школе, и огромную роль в этом играет, я считаю, предмет «Самопознание». Так как он способствует формированию лучших духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, формированию казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укреплению светских ценностей и формированию осознанного непринятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма, умению общаться в условиях межэтнического Казахстана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««РОЛЬ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА»»
«РОЛЬ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ»
В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА»
Байканова А.Ф.,
учитель самопознания
КГУ «Красносельская средняя школа отдела
образования акимата Тарановского района»
Костанайская область, Казахстан
Если ты смотришь на год вперед, посади семена.
Если ты смотришь на 10 лет вперед, посади дерево.
Если ты смотришь на целую жизнь вперед, развивай молодежь.
Китайская поговорка
В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».1
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающего поколения.
К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего подростка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. Великий Шакарим говорил, что в процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех… И вот науку Совести ввели в педагогический процесс школы.
Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравственно – духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:
определять свою жизненную позицию;
конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
Выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;
Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;
проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;
проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;
развивать на практике навыки служения обществу.
Главные задачи предмета «Самопознание»:
Развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации;
Содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;
Формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.
Познание человеком самого себя предусматривает изучение ценностей: «самопознание», «нравственность», «человек», «жизнь», «духовность», «красота», «мудрость», «истина», «здоровье», «гармония», «служение», «труд», «дружба», «любовь», «общение».
«Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно - духовным смыслом образовательный процесс. Предмет «Самопознание» помогает раскрыть внутреннюю природу ребенка, раскрыть всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром. То есть универсальные способности, благодаря которым человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит - счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.
Одной из задач, стоящих перед каждым педагогом, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в школе, и огромную роль в этом играет, я считаю, предмет «Самопознание». Так как он способствует формированию лучших духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, формированию казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укреплению светских ценностей и формированию осознанного непринятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма, умению общаться в условиях межэтнического Казахстана.
Итак, основными критериями нравственности человека - гражданина являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. И воспитание лучших качеств человека – гражданина – основная цель работы учителя самопознания.
Взаимоотношения с детьми важно выстраивать в соответствии с личностно – ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. Занятия по самопознанию способствуют установлению дружеских, толерантных взаимоотношений детей друг с другом, создают комфортный морально – психологический климат, в котором дети чувствуют себя легко и свободно.
Опираясь на индивидуальные способности обучающихся, я содействую развитию их общеучебных умений и жизненных навыков. Для этого на своих занятиях использую определенные общепринятые формы работы:
провожу занятия в малых группах, индивидуальную работу с учащимися;
работаю с одаренными и неорганизованными детьми, стараюсь создать условия для выражения своего мнения, научить доказывать правильность своей позиции, отстаивать свою точку зрения. А также использую совокупность методов и приемов обучения, отражающих особенности организации занятий: «Круг радости», «Наедине с собой», «Работа с текстом», «Беседа», «Игра», «Упражнение», «Творческая деятельность», «Круг от сердца к сердцу» и др. Все они занимают определенное место в структуре занятия и направлены на создание благоприятной, психологически комфортной среды. В зависимости от темы занятия последовательность указанных приемов варьируется и используется на разных этапах. Важно помнить, что методические приемы, рекомендуемые для использования на занятиях, способствуют возникновению желания у детей активно участвовать в речевом и коммуникативном общении. На занятиях стараюсь постоянно поощрять детей.
Занятия по предмету позволяют достичь конкретных воспитательных результатов, а именно:
1) осознания учащимися значимости и содержания понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство; 2) расширения представления о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;
3) осознания неповторимости своей индивидуальности, умения с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека; 4) умения быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным; проявления сострадания к людям через оказание реальной помощи; 5) умения поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознания негативности ссор, конфликтов, умения преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия; 6) понимания важности гармонии физического и духовного здоровья, значимости здорового образа жизни; 7) умения свободно выражать свои мысли и чувства, объективно оценивать себя;
8) умения ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание, выслушать и понять другого человека; 9) умения достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях, управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции, побуждения;
10) умения отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;
11) понимания значимости взаимопомощи в жизни; 12) стремления к осознанию гражданской принадлежности; проявление уважительного отношения к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.
Список литературы:
Назарбаева С.А.Этика жизни –Алматы: издательство «Атамура», 2001. 236с
Амонашвили Ш.А.Вдохновение и творчество-путь обновления образования //11Международные педагогические чтения.- М., 2012.- С. 23-32.
Мукажанова Р.А., Омарова Г.А., Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе: учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.-176 с.
«Самопознание: педагогика любви и творчества» материалы международных педагогических чтений. Изд.2-е, дополненное.- Алматы, 2012.- Т. 2. - 202 с.
1 Назарбаева С.А.Этика жизни –Алматы: издательство «Атамура», 2001. 236с