kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль оценки и отметки в учебном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • В данной работе рассматривается вопрос о разграничении понятия «оценка» и «отметка» в учебном процессе, их отличия и степень влияния на ребенка, на его социальное положение, на его отношение к учебно-воспитательному процессу.В современной школе термины «отметка» и «оценка» часто употребляют в одном значении. Пусть они взаимосвязаны, но необходимо видеть разницу в этих понятиях. Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположная российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.

    В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок.

    В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Вторая группа обозначает успехи средние: «учения посредственного, мерного, нехудого». Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль оценки и отметки в учебном процессе. »





















Понятие об оценке и отметке в процессе обучения.



















Содержание.



Введение.

  1. Понятие об оценке и отметке в учебном процессе.

  2. Основные требования системы оценивания знаний учащихся.

  3. Оценка в семье.

Заключение.

































Введение.

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников является одной из острейших проблем современных школ. Все чаще мы можем наблюдать, как, переходя из класса в класс, учащиеся утрачивают первоначальный интерес к учению. По мнению Ш.А.Амонашвили это «кроется в слабостях сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и форм обучения, стимулирования школьников»[2, с. 4]. Отметки и оценки - это своеобразный «кнут и пряник» процесса обучения. В наше время чуть ли ни главным средством формирования мотивов учения являются отметки. И что немаловажно – отношение учащихся к учению зависит от самого процесса обучения, от взаимоотношения, стиля общения между учащимся и педагогом, от системы отметок.

В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины “оценка” и “отметка” часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся.

Таким образом, в современной школе термины «отметка» и «оценка» часто употребляют в одном значении. Пусть они взаимосвязаны, но необходимо видеть разницу в этих понятиях. Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса.

Цель курсовой работы: изучить и разграничить понятия «оценка» и «отметка» в учебном процессе. Увидеть их отличия и степень влияния на ребенка, на его социальное положение, на его отношение к учебно-воспитательному процессу.








  1. Понятие об оценке и отметке в учебном процессе.

    1. Из истории педагогической оценки

Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположная российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок.

В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Вторая группа обозначает успехи средние: «учения посредственного, мерного, нехудого». Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Подобная же словесная система оценки существовала в начале XIX века во многих учебных заведениях страны. Так, в Казанском университете успехи студентов обозначались словесно: «превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб». Как видно, по сути, это не столько отметки, сколько оценки, т.к. они насыщены эмоциональной окраской, фиксируют отношение ученика к учебе, а не уровень овладения им учебным материалом, а тем более, соответствия данного уровня желательному.

Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти бальную системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» - слабые успехи, «2» - посредственные, «3» - достаточные, «4» - хорошие, «5» - отличные.

В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы. Одни школы предлагают заменить пятибалльную систему 12-ти бальной, которая, по мнению педагогов, позволит расширить возможности отметок. Некоторые московские учителя математики по своему предмету ввели 20-ти бальную систему отметок, взяв за основу французскую систему обучения. Но, какую бы систему отметок ни выбрали школы, отказавшись от традиционной оценки, все они исходят из одного убеждения: современной педагогике тесно в рамках пятибалльной системы, которая не способна настолько же полно отразить картину успеваемости ученика, как, скажем 20- или 10-ти бальная система. Поэтому, в зависимости от особенности учебного заведения, учителя изобретают собственные буквенные или цифровые обозначения, главное – расширить возможности самой цифры или буквы, чтобы они не превращались для детей в ярлыки (двоечник-отличник), а содержали в себе информацию о действительной успеваемости школьника.

















    1. Понятия «Отметка» и «Оценка».

«Я далек от намерения вообще

изгнать отметку из школьной жизни.

Нет, без отметки не обойтись»


В.А. Сухомлинский


Без оценки каждый процесс усвоения невозможен.

Посредством оценки учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку.

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки.

«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в раз­вернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

Оценка – словесное выражение.

Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

«Отметка» - это цифровое выражение знаний уча­щихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Отметка – цифровое выражение.

Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».



    1. Оценка в процессе обучения.

«Оценка» - это процесс соотношения реальных результа­тов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнооб­разной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.

Основная функция оценки: обрат­ная связь и подкрепление (поощрение).

Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школь­ного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Оценка предшествует отметке и позволяет определить более точный уровень знаний учащихся, а также отражает меру усилий ученика в процессе.

Словесная оценка (оценочное суждение) присутствует постоянно. Это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности.

Особенность словесной оценки являются

--содержательность,

--анализ работы школьника,

-четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ученика. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:

Качество усвоения предметных знаний- умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования

Оценивается отметкой (цифрой)

Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …)


Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика)

Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…)

Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания


Оценить значит установить качество умений и способностей школьника. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с мнением коллектива учащихся класса и самооценкой.

К оценке предъявляются такие педагогические требования:

--систематичность,

--объективность,

--педагогический такт учителя,

---индивидуальный подход.

Функций оценок в учебном про­цессе.

  1. Обучающая:

  • дает возможность определить, на­сколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;

  • способствует прибавле­нию, расширению фонда зна­ний;

  1. Воспитательная:

  • обес­печивает взаимопонимание и контакт между учителем, учени­ком, родителями и классным руководителем;

  • способствует формиро­ванию навыков систематиче­ского и добросовестного отно­шения к учебным обязанно­стям;

3. Ориентирующая:

  • воздейст­вует на умственную работу с целью осознания « процесса этой работы и по­нимания собственных зна­ний;

  • формирует на­вык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

4. Стимулирующая:

  • оказывает воздейст­вие на аффективно-волевую сферу посредством пережива­ния успеха или неуспеха, формирования притязаний и наме­рений, поступков и отношений; оценка воздействует на лич­ность в целом;

  • под ее непо­средственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы;

5. Диагностическая:

  • фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности

  • предполагает непре­рывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,

  • позволяет выявить причины отклонения от задан­ных це­лей и задач

6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:

  • позволяет учителю по­лучить информацию о качест­ве учебного процесса

  • используются раз­личные формы контроля и оценки знаний: текущий, про­межуточный, итоговый, фрон­тальный, индивидуальный, уп­лотненный;

7. Личностно-ориентированная- формирование адекватной самооценки:

  • формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников

  • негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего являет­ся снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

9. Социальная - изменение межличностных отношений в классном кол­лективе, содействие в по­вышении статуса учащих­ся:

  • положительная оценка укрепляет со­циально-психологические по­зиции школьника, благопри­ятно влияет на отношения с другими учениками.

  • негатив­ные оценки, нередко стано­вятся изолированными и от­вергнутыми в классе. ( Это ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности)

  • не обоснованная похвала «от­личников» может вы­звать негативное отношение к ним со стороны сверстни­ков.

Высока образовательная роль оценки – учитель предоставляет объективную информацию о достижениях ученика, о пробелах в знаниях и упущениях в учебной работе и помогает найти пути их устранения.

Правильно выраженная оценка деятельности учащихся служит фактором развития познавательных интересов и формирует мотивационный компонент, направленный на повышение эффективности учения.

Оценка учебной деятельности учащихся выражается в оценочных суждениях и объективно говорит об успехе и неудачах работы класса.

Часто младшим школьникам при современной системе образования не ставят отметки, а старшеклассники меньше задумываются о том, какой у них средний балл за год, что способствует положительной самооценке личности школьника и полноценному развитию.

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

 

-многочисленные  «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;

 -краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письмен­ных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном днев­нике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;

 -отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;

 -общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных за­ведений и т. п.

Критерии педагогической оценки.

Критерий – (от греч. krition – средство для суждения) – признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания – признак истинности или ложности положения.

Критерии составляют основу оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результаты собственных действий, - пишут американские психологи, - вы, как правило, сравниваете их с определенным критерием, в качестве которого может выступать прошлый опыт ваших собственных достижений. Когда в качестве образца для сравнения выбирается собственный прошлый опыт субъекта, то говорят об автономных критериях. Когда же собственные результаты сравнивают с достижениями других людей, то говорят о критериях социального сравнения». Однако суть критериев следует понимать более широко. Во-первых, при оценке происходит не только сравнение, но и целое суждение, догадка, намечаются новые задачи и т.д. Во-вторых, критериями служат не только образцы собственного прошлого опыта или образцы достижений других людей, но и образцы другого рода или другого происхождения. В приведенной цитате важно заметить то обстоятельство, что без критериев оценочная деятельность невозможна. Без них оценка не может приобрести для ребенка содержательный смысл, и потому она не может стать источником внутреннего стимулирования.

Что такое критерии в этом контексте? Критерии — в первую очередь образец той материальной или идеальной действительности, которая составляет содержание обучения и подлежит усвоению школьниками. Далее, критерии есть образец тех процессов, учебно-познавательная деятельность и ее отдельные компоненты, умение, навык, мыслительная операция, способ деятельности и т. д., с помощью которых ребенок учится, присваивает че-ловеческую культуру. Наконец, критерии есть основа для оценочной деятельности, аналитических и оценочных суждений для поиска других критериев. Критерии могут выступать в материальных (натурально), материализованных (символы, знаки, схемы, рисунки и т.д.), идеальных (вкус, точка зрения, отношение, представление, воображение, опыт и т.д.), устных и письменных формах. Они могут быть объективно реальными, то есть общественно признанными, или субъективно реальными, то есть плодами воображения и творчества, личностного идеала и представлений, личностного опыта и т.д.

Вечный вопрос о том, что хорошо и что плохо, что очень хорошо и что очень плохо, может быть разрешен только на базе критериев и отношений человека к ним. Люди в своей трудовой деятельности, в творчестве, в научном поиске, в общении друг с другом постоянно оперируют критериями: или выдвигают и обосновывают их, или имеют их в виду. Без наличия критериев обмен информацией между людьми не может состояться, без них все формы человеческой деятельности распадутся, люди не смогут объясняться друг с другом. Обычный вопрос, который возникает в разговоре между людьми, в обсуждении ими каких-либо проблем — «Что вы имеете в виду?» — означает именно то, что из-за неясности критериев понять полный смысл передаваемой информации сложно, а порой даже невозможно.

Ясность, точность, полнота критериев оценки есть главнейшие мерила, по которым можно судить о качестве оценочной деятельности, о содержательности оценочных выводов и заключений.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, т.е. на личность школьника в целом.   Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и школьником.

   Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний.   В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.




    1. Отметка в процессе обучения.

«Отметка» - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Отметка выводится из оценки.


Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегриро­ванным показателем:

  • уровня учащегося относительно определенного эталона,

  • уровня учащегося относительно класса в целом,

  • уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий пе­риод.

На практике мы наблюдаем обратную картину: учи­теля в начале ставят учащимся от­метки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, ком­ментарии часто носят краткий, свернутый характер.

Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных сужде­ний учителя, заключается,

во-первых, в указании на наиболее ти­пичные ошибки в учебной работе ученика,

во-вторых, в стимулирова­нии интереса к учению, открытии перспектив перед ним,

в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возраста­ет, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при вы­полнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащие­ся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учите­ля не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем ре­же он соглашается с учительской оценкой. Несов­падение собственной оценки с учи­тельской у средне- и слабоуспе­вающих учащихся говорит о неадек­ватности их самооценки, завышен­ном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе ко­торого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

Небезынтересной является позиция педагога в ситуации не­согласия ученика с учительской отметкой

  • таких ситуаций в практике не возникает,

  • предпочитают просто не реаги­ровать на подобные высказыва­ния учеников,

  • начинают убеждать ученика в неправомерности его высказы­ваний.

  • сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возмож­ность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке

Отметка выражает оценку умений, знаний и навыков ребенка.

По ней учащихся судят об их успеваемости и уровне развития. Школьная отметка является неотъемлемой частью учебного процесса, но в то же время не называет те умения, которые оценены учителем. Высокие отметки часто можно получать нечестным путём, то есть не дают объективной характеристики уровня развития.

Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем.

Отметка представляет собой результат оценки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и не зависит от оценки. Некоторые учителя и руководители школ и органов образования манипулируют отметками-цифрами, оторвав их от реального факта знаний и от самих учащихся. На этой основе вычисляют проценты успеваемости, что никак не отражало первоначального назначения отметок. Цифровая отметка в глазах учащихся обесценилась.

Другой недостаток отметок состоит в том, что для детей они становятся как бы индикатором, своеобразным знаком, по которому они начинают строить межличностные отношения. Так складывается недоброжелательное отношение или даже неприязнь к “двоечнику”, исключительное положение “пятерочника”, отличника, безразличное отношение “троечника” к учению.

Также отметки недостаточно точно отражают истинный уровень знаний и умений школьника и его развития. Это происходит потому, что трудно выработать точные критерии успеваемости, особенно по устным предметам; и что немаловажно - отметки субъективны, потому что ставит их учитель — живой человек, который доброжелательно или скептически относится к ученику, а требования разных учителей к знаниям и развитию ученика неодинаковы. Но как бы, ни был учитель справедлив, все равно, постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии. Во избежание порождения неосознанного конфликта вследствие не соответствия выставленной оценки с уровнем притязаний ученика, необходимо формировать навыки самоконтроля и самооценки, контроля и оценки и самих уровней притязания.

Эльконин пишет: «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих».

Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Кроме того, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем.

Итак, школьная отметка остается в учебном процессе, но в идеале она должна: давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика; отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков.

Таким образом, школьная отметка— это обобщенная информация о качестве учебного процесса.
















  1. Основные требования системы оценивания знаний учащихся.

1) Система оценивания должна давать воз­можность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным ми­нимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Же­лательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вер­бальной.

3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,

4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).

5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечи­вать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, класс­ным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллекти­вом школы.

6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.











III. Оценка в семье.

Огромное значение для детей имеет и родительская оценка действий, поведения и успеваемости. Со стороны родителей все должно быть в меру.

Похвала необходима детям, но также необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи. 

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём. 

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа. 

Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. 

Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика. 

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. 

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана. 

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.

Таким образом, для успешного развития ребенка необходимы единые критерии оценки деятельности и успеваемости детей.


































Заключение.

Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценки каждый процесс усвоения невозможен.

Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка имеет существеннейшее значение для развития личности младшего школьника.

Оценка не тождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка - это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах.

Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку. Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.



















Используемая литература


1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984

2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Мн.,1990

4. Давыдов В.В Виды общения в обучении. - М.,1972

5. Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. — М.: Просвещение, 1996.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль оценки и отметки в учебном процессе.

Автор: Русских Ирина Васильевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Роль индивидуализации в современном процессе обучения."
    ["seo_title"] => string(61) "rol-individualizatsii-v-sovriemiennom-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454433953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Обобщение опыта по теме «Влияние самооценки в младшем школьном возрасте на учебный процесс» "
    ["seo_title"] => string(108) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-vliianiie-samootsienki-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-na-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "115726"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412093825"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Методика контроля знаний в учебном процессе "
    ["seo_title"] => string(50) "mietodika-kontrolia-znanii-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "135542"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416933131"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка статьи по теме: «Безотметочное  обучение в 1 классе. Роль самооценки»."
    ["seo_title"] => string(86) "razrabotka-stat-i-po-tiemie-biezotmietochnoie-obuchieniie-v-1-klassie-rol-samootsienki"
    ["file_id"] => string(6) "253612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447612097"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Родительское собрание «Учебная мотивация младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(69) "roditiel-skoie-sobraniie-uchiebnaia-motivatsiia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "242689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445521422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства