Предлагаемый здесь материал можно использовать в том виде, как он описан, но можно и нужно подходить к нему творчески, организуя работу с учетом состава конкретной группы, собственного опыта проведения тренингов по другим направлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов»
Методическая копилка для педагогов
Познав самого себя, никто не остается тем, кто он есть. Томас Манн, немецкий писатель.
Предлагаемый здесь материал можно использовать в том виде, как он описан, но можно и нужно подходить к нему творчески, организуя работу с учетом состава конкретной группы, собственного опыта проведения тренингов по другим направлениям.
Последнее слово за Вами, руководители и ведущие групп.
Предложенные упражнения проводятся периодически в течение недели, месяца, полугода...
Упражнения:
1 "Кто я?"
"Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз".
- я педагог - я женщина (девушка) - я мама - я дочь - и т. д...
Комментарий.
Это упражнение проводится на каждом занятии. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли на каждом следующем занятии вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.
2. Домашнее задание "Ласковое имя"
"Вспомните и запишите, какими ласковыми именами Вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые.
Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от Вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение?
Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства благодарности?
А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека, к которому вы обращаетесь: Галочка, Галчонок - или это название птицы или животного (медвежонок, цыпленок), или просто прозвище, но очень ласковое?
Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?"
На следующем занятии члены группы садятся в большой круг и рассказывают, какие ласковые имена они вспомнили, выполняя домашнее задание, какие чувства испытывали при этом и т. д.
Комментарий.
В ходе этого упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживаниях и желание делится ими с окружающими.
Целесообразно организовать процесс в парах, когда участник обращается к другому и говорит тому человеку то, что приготовил дома.
3. "Мои сильные стороны"
Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем..
Джеймс Маккинтош.
"Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах - о том , что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности ".
Существенно отметить также те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе.
Крайне важно, чтобы вы "вы не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, не умоляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких "но...", "если...", "может быть..." и т. д.
Вам дается на это 3 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться.
Может быть значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороны. Достаточно того, что вы сами в этом уверены."
Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать.
По истечению 3 минут ведущий дает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.
Комментарий.
Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем , чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения пересекается.
Работа может быть организована в режиме большого круга, а при большом количестве участников – в микрогруппах по 7-8 человек.
4. "Девиз"
"Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.
Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе".
На формулировку девиза дается 5-7 минут.
Затем участники по очереди зачитывают свои девизы и в случае необходимости дают пояснения.
Комментарий.
В дальнейшем на занятиях участники выступают под своими девизами.
Участники в конце каждого занятия работают над совершенствованием своего девиза, делая его более делая его более четким, ясным, кратким и действительно отражающим жизненные установки каждого из них.
После обсуждения индивидуальных девизов участники формулируют девиз группы – основной принцип взаимоотношений и взаимодействий в группе.
5. "Автопортрет"
Каждый участник в течение 5-7 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Но в характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека .Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать: "Мне доставляет много переживаний мой маленький рост".
Это должно быть психологическое описание вашего взгляда на мир, на взаимоотношений людей и т. д.
После написания характеристик участники сдают их ведущему (или одному из группы), который, перемешав листы, начинает зачитывать "автопортреты".
Остальные члены группы должны по тексту узнать автора.
Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.
6. "Мои слабые стороны"
"Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о слабых сторонах – о том, что он не принимает в себе.
Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п.
"Крайне важно, чтобы вы" не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно.
На это вам дается 3 минуты".
Далее упражнение проводится по методике упражнения "Мои сильные стороны".
Комментарий.
Это упражнение направлено, в первую очередь, на определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на сильные стороны своего характера.
Возможны два варианта проведения этого упражнения: большой круг или микрогруппы по 6-7 человек.
Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики
Данная методика позволяет диагностировать четыре параметра личности:
1) приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия, что дает возможность определить приоритеты в отношении с коллегами и учениками);
2) психоэмоциональное состояние (особенности эмоционального состояния и его динамика в ответ на различные жизненные ситуации, носящие в основном стрессовый характер);
3) самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок, установок и реакций на ситуации, нарушающие привычный ход событий);
4) стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакции и состояния в процессе взаимодействия с коллегами и учителями).
5) выяснение объективности и адекватности самовосприятия человека
В текст включены две "цитаты" из личностных опросников Айзенка и Кэттелла, которым невозможно найти равноценную замену.
Для ответов используются приводимые ниже бланки. Номера вопросов в листе ответов скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает "расшифровку" теста. Работа занимает у учителя не более часа, а дает "информацию к размышлению" на длительное время.
Данная методика не может быть использована администрацией для оценки и сравнения учителей или для их аттестации.
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что "неправильных" ответов быть не может - могут быть только неискренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком.
Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста, как уже говорилось, будет производиться самостоятельно.
1. Что по вашему мнению, важнее всего в воспитании?
Окружить ребенка теплотой и заботой
Воспитывать уважительное отношение к старшим
Выработать определенные взгляды и умения
2. Если кто-то в классе отвлекается, вас это раздражает?
Да
Нет
В зависимости от настроения
3.Что вы испытываете, когда ученик на уроке излагает факты, которые вам не известны?
Интерес
Смущение
Раздражительность
4. Что вы делаете, если класс не приведен в порядок?
Не могу начать урок
Не обращаю на это внимания
Зависит от ситуации
5. Что вы делаете, когда несправедливо поступили с учеником?
Трудно признать это
Готов признать свою неправоту
Таких случаев не было
6. Какие отношения для вас важнее?
Отношения с учениками
Отношения с коллегами
Не знаю
7. Вызывают ли у вас некоторые ученики раздражение, которое бывает трудно скрыть?
Часто
Иногда
Никогда не вызывают
8. Как действует на вас присутствие на уроках посторонних?
Воодушевляет
Никак не отражается
Выбивает из колеи
9. Считаете ли вы своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте?
Да
Нет
В зависимости от ситуации
10. С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем ученикам?
Не уверен
Нет
Да
11. С кем вы предпочитаете общаться во время перемены?
С учениками
С коллегами
Побыть в одиночестве
12. Всегда ли вы идете на урок в приподнятом настроении?
Никогда
Иногда
Всегда
13. Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?
Да
Нет
Не уверен, что такие качества есть
14. Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?
Того, который дает четкие указания
Того, который не вмешивается в работу
Того, который дает простор для творчества
15. Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?
Да
Нет
Не помню
16. Как вы относитесь к случайным встречам с учениками за пределами школы?
Это доставляет мне удовольствие
Это вызывает у меня чувство неловкости
Это не вызывает у меня особых эмоций
17. Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?
Часто
Редко
Никогда
18. Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?
Мало волнуют
Иногда задевают
Часто задевают
19. Придерживаетесь ли вы во время урока намеченного плана?
Всегда
Предпочитаю импровизацию
Зависит от ситуации
20. Случалось ли вам не лестно отзываться о своих коллегах?
Да
Нет
Не помню
21. Согласны ли вы с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть?
Согласен
Не согласен
Что-то в этом есть
22. Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?
Да
Иногда
Нет
23. Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами?
Доставляет удовольствие
Особых эмоций не вызывает
Недовольство
24. Как вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя вызывающе по отношению к вам?
Плачу ему той же монетой
Игнорирую этот факт
Предпочитаю выяснить отношения
25. Готовитесь ли вы к урокам?
Обычно да
Иногда
Всегда
26. Что для вас важнее всего в работе?
Привязанность учеников
Признание коллег
Чувство собственной необходимости
27. Зависит ли успех урока от вашего физического и душевного состояния?
Да
Иногда
Не зависит
28. Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении со стороны коллег?
Не сомневаюсь
Сомневаюсь
Затрудняюсь ответить
29. Что вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?
Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
Перевожу разговор на другую тему
Пытаюсь понять его точку зрения
30. Опаздываете ли вы на работу?
Регулярно
Изредка
Никогда
31. Что вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?
Заступлюсь за него
Один на один сделаю замечание коллеге
Сочту некорректным вмешиваться
32. Работа дается вам ценой большого напряжения?
Обычно да
Иногда
Редко
33. Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?
Конечно
Есть сомнения
Не приходилось задумываться
34. Что, по-вашему, в школьном коллективе важнее всего?
Трудовая дисциплина
Отсутствие конфликтов
Возможность работать творчески
35. Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?
Часто
Иногда
Никогда
36. Согласны ли вы с высказыванием " Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"?
Согласен полностью
Не согласен
Что-то в этом есть
37. Мешают ли мысли о работе вам уснуть?
Часто
Редко
Никогда не мешают
38. Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?
Часто
Иногда
Предпочитаю слушать других
39. Считаете ли вы возможным повысить голос на ученика?
Если ученик этого заслуживает
Затрудняюсь ответить
Это недопустимо
40. Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?
Не всегда
Не знаю
Всегда
41. Испытываете ли вы потребность в общении с учениками во время каникул?
Да
Не помню
Нет
42. Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справится с трудностями?
Редко
Обычно
Всегда
43. Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне некомпетентных людей?
Да
Не помню
Нет
44. Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на уроке?
Мешают учебному процессу
Игнорирую
Использую
45. Случалось ли вам быть не совсем искренней с людьми?
Да
Нет
Не помню
46. На чью сторону вы встанете в конфликте между учителем и учеником?
На сторону ученика
На сторону учителя
Сохраняю нейтралитет
47. Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?
Как правило, да
Не всегда
Проблем со здоровьем нет
48. Относятся ли ваши ученики к вам с симпатией?
Да
Не все
Не знаю
49. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?
Не вызывают
Не знаю
Вызывают
50. Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?
Да
Нет
Не помню
Лист ответов
шкала 1
шкала 2
шкала 3
шкала 4
шкала 5
номер вопроса
вариант ответа
номер вопроса
вариант ответа
номер вопроса
вариант ответа
номер вопроса
вариант ответа
номер вопроса
вариант ответа
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
итого
итого
итого
итого
итого
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ К ТЕСТУ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ: ОПЫТ САМОДИАГНОСТИКИ»
Шкала 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем – пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.
ШКАЛА 2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.
Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.
ШКАЛА 3. САМООЦЕНКА
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.
Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.
ШКАЛА 4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас -объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?
Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?
Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.
ШКАЛА 5. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ
Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя. Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.