Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков
Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков
КАК ПОМОЧЬ
ВЫСЛУШИВАЙТЕ - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо»,
«Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и
внимательно слушайте.
ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом
- большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или
избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг - «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь.», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве.», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
I.Работа над повышением жизнестойкости подростка.
Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием:
1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
• собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
• формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;
• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
• формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
4. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:
• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
• навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
• навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
• навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков»
Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков.
Памятка учителю по профилактики суицида среди подростков
ПРИЗНАКИ САМОУБИЙСТВА
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
1. Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
8. Бессонница.
ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ
· Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
· Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
· Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
· Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
· Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
КАК ПОМОЧЬ
ВЫСЛУШИВАЙТЕ - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо»,
«Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и
внимательно слушайте.
ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом
- большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или
избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг - «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
Работа над повышением жизнестойкости подростка. Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием: 1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. 2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: • «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам); • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; • осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим. 3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их; • формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя; • формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их; • формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь; • формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния; • формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений); • формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим. 4. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения: • навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; • навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; • навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; • навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; • навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; • навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Карта риска суицида среди подростков.
Заполняя предложенную «Карту риска», можно определить степень выраженности перечисленных факторов у подростков и тем самым выявить риск суицидального поведения. Для этого определяется алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:
менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
9-15,5 баллов — риск суицида присутствует;
более 15,5 балла — риск суицида значителен.
Фактор риска
Не выявлен
Слабо выражен
Сильно выражен
Биографические данные
1.Ранее имела место попытка суицида
-0,5
+2
+3
2. Суицидальные попытки у родственников
-0,5
+1
+2
3. Развод или смерть одного из родителей
-0,5
+1
+2
4. Недостаток «тепла» в семье
-0,5
+1
+2
5. Полная или
частичная
безнадзорность
-0,5
+0,5
+1
Актуальная конфликтная ситуация
а) вид конфликта:
1. Конфликт со взрослым человеком (педагогом, родителем)
-0,5
+0,5
+1
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой
-0,5
+0,5
+1
3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями
-0,5
+0,5
+1
4.Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность
-0,5
+0,5
+1
б)поведение в конфликтной ситуации:
5.Высказывание с угрозой суицида
-0,5
+2
+3
в)характер конфликтной ситуации:
6.Подобные конфликты имели место раньше
-0,5
+0,5
+1
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)
-0,5
+0,5
+1
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий
1.Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений
-1
+0,5
+1
2. Решительность
-0,5
+0,5
+1
3. Настойчивость
-0,5
+0,5
+1
4.Сильно выраженное желание достичь своей цели
-1
+0,5
+1
б)эмоциональная сфера личности:
5. Болезненное самолюбие, ранимость
-0,5
+1,5
+2
6. Доверчивость
-0,5
+0,5
+1
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)
-0,5
+1
+2
8. Эмоциональная неустойчивость
-0,5
+2
+3
9. Импульсивность
-0,5
+0,5
+2
10. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов
-0,5
+0,5
+2
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов
-0,5
+0,5
+1,5
12.Бескомпромисность
-0,5
+0,5
+1,5
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают все более усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.