kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Речевая культура наших детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор способствует развитию образного мышления, обогощает речь детей. В наше время наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка. Исчезает его красота, образность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Речевая культура наших детей"»

Речевая культура наших детей.

Мы часто наблюдаем картину, когда взрослые разговаривают с детьми на «детском» языке. Как в народе говорят «сюсюкаются». В то же время средства массовой информации (телевидение, интернет, радио) транслируется на «взрослом» языке и дети, присутствующие рядом, понимают эту речь без переводчика.

Конечно, когда ребенок начинает говорить, его «лепет» еле похож на внятную речь. Но это связано с тем, что органы его речевого аппарата не достаточно развиты, а вовсе не от уровня умственного развития. Артикуляционный аппарат ребенка развивается постепенно и, порой, не успевает за желанием ребенка что – то сказать. Поэтому, если взрослые говорят с ним на «детском» языке, считая, что ребенок другого языка не поймет, правильные языковые навыки еще долго не сформируются. Более того, в процессе освоения языка он всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят его ближайшие родственники. Вместо «сюсюкания» можно использовать ласкательные слова (сынулечка, дочуленька, лапушка, солнышко и т.д.) или слова из русских народных потешек, прибауток, поговорок (люшеньки - агушеньки, и т.д.).

Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Поэтому одной из самых актуальных задач в формировании речевой культуры подрастающего поколения, является показ красоты родного языка через повседневное использование устного народного творчества, выраженное песнями, припевками, потешками, закличками, колядками, играми - забавами, сказками, загадками, пословицами и поговорками. Использование этого драгоценного материала поможет сформировать у детей интерес к детскому фольклору и обогатить их словарный запас.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Очень скоро ребенок подрастёт и будет понимать общепринятый язык. И какие он будет использовать слова, при общении, зависит от взрослых, которые его окружают. Именно от них зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя, впоследствии, ребенок в детском коллективе. Будет ли это для него неудобство или дополнительный бонус. Нельзя блестяще овладеть своим родным языком, игнорируя культурное наследие наших предков. Народная культура и жизненный опыт передаются устно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей. Время – показатель их педагогической значимости.

Колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие.

Ой, баю, баю, баю…

Ой, баю, баю, баю,

Не ложися на краю, 

Придет серенький волчек,

Он укусит за бочек, 

И потащит во лесок.

 

Ой, баю, баю, баю,

Потерял мужик дугу, 

Шарил-шарил, не нашел,

Сам заплакал и пошел.

 

Ой, гуленки-гуленки,

Слеталися в уленке,

На попову башенку,

Поклевали кашенку.

 

Ой, баюшки-баюшки,

Слеталися галушки,

А вы деточки мои,

Вы послушайте мои.

 

Я баюкать буду, 

Приговаривать буду,

Закройте глазки, деточки,

Вы мои приветочки.

 

А вы котики-коты, 

Нанесите дремоты, 

Чтобы деточки мои, 

Уснули поскорее, 

Ой, баю, баю, баю.

Баю-бай, баю-бай ты, собачка, не лай

Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.
Темна - ноченька не спится,
Моя Танечка боится.
Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка не лай.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Помогает потешка и в процессе кормления:

Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту 
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Молошненькую.
Куму поминать. 
А и где кума? 
А и где кума? 
За ворота ушла.

А и где ворота? 
Вода унесла. 
А и где вода? 
За горы ушла. 
А и где горы? 
Черви выточили. 
А и где черви? 
Гуси выклевали. 
А и где гуси? 
Во луга ушли. 
А и где луга? 
Девки выкосили. 
А и где девки? 
За мужья ушли. 
А и где мужья? 
На войну ушли. 
А и где война? 
Война выгорела. 
А и где пепелок? 
Унес ветерок. 
А и где ветерок? 
Улетел на восток. 
А и где восток? 
Там где солнышко встает.

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся

Потешки, также, призывали детей к послушанию. Исполось огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать:

«Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай… » Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Нашу Машу не пугай.
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди.
А прийди к нам ночевать -
Нашу Машеньку качать.
Баю-бай, баю-бай,
Ты,собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Машу не буди.
Ночка темная, не спится,
Наша Машенька боится.
Ты, собачка, не лай,
Ты мне Машу не пугай!

С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к родному языку.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Речевая культура наших детей"

Автор: Роман Елена Николаевна

Дата: 13.03.2018

Номер свидетельства: 461685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Статья "Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_khudozhiestvienno_riechievaia_dieiatiel_nost_doshkol_nikov_kak_sriedstvo"
    ["file_id"] => string(6) "397043"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488392797"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Родительское собрание "Путешествие в страну "Речевичок""
    ["seo_title"] => string(54) "roditelskoe_sobranie_puteshestvie_v_stranu_rechevichok"
    ["file_id"] => string(6) "499492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1549975139"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей""
    ["seo_title"] => string(80) "natsionalno_regionalnyi_komponent_v_rabote_tvorcheskikh_obedinenii_mu_do_tsentr_"
    ["file_id"] => string(6) "558883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601509838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Театр речевой активности"
    ["seo_title"] => string(28) "tieatr_riechievoi_aktivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "438141"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1510328593"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Год культуры - история Кубани в лицах"  классныйчас "
    ["seo_title"] => string(51) "god-kul-tury-istoriia-kubani-v-litsakh-klassnyichas"
    ["file_id"] => string(6) "113081"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1409125697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства