Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в рамках проекта «Сила России – здоровые дети»
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в рамках проекта «Сила России – здоровые дети»
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в рамках проекта «Сила России – здоровые дети»
Борисенко И.Г., учитель биологии МБОУ лицея №3 имени академика В.М. Глушкова г. Шахты
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в рамках проекта «Сила России – здоровые дети» »
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в рамках проекта «Сила России – здоровые дети»
Борисенко И.Г., учитель биологии МОУ лицея №3 имени академика В.М. Глушкова г. Шахты
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристикепонятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
Показатели роста и развития
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Последние десятилетия в России отмечены значительным снижением рождаемости и уменьшением продолжительности жизни, что является закономерностью «кризиса здоровья» россиян.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза.
Причины снижения уровня здоровья кроются в ряде факторов:
1.Образ жизни – 50%.
2.Состояние окружающей среды – 20%.
3.Наследственность – 20%.
4.Организация здравоохранения – 10%.
Исходя из статистических данных, правомерно указать на ведущую ответственность за здоровье нации системы образования государства.
Ребенок всегда прав.
Неправым может быть только взрослый,
чья программа ребенку не интересна.
И.Сеченов.
С чем я иду каждый день на урок к детям? Что я несу им? Эти вопросы задает себе, конечно же, каждый учитель. Знания? Безусловно. Но не только, есть нечто большее.
Все мы родом из детства, самой счастливой поры в жизни каждого. Как сделать детство современных детей по-настоящему детским, т. е. уберечь их от горестей и разочарований? Вот об этом мы размышляем повседневно, постоянно. Детство имеет одно важное преимущество: в нем нет возрастных напластований, в нем информативная чистота, свобода и готовность к познанию мира. И это преимущество необходимо творчески использовать, что бы оно произросло прекрасными плодами в наших воспитанниках. Но кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья детей особенно актуальна в образовательной области.
Одним из направлений в решении сложной и многоаспектной проблемы коренного улучшения здоровья населения России является создание государственной системы обязательного всеобщего обучения основам здоровья и гигиенического воспитания, начиная с дошкольного возраста.
В настоящее время возникло особое междисплинарное направление: «педагогика оздоровления». Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии.
Педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
1.В её основе лежат представления о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
2.Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
3.Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4.Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в педагогической деятельности.
Работа эта многоплановая и начинать её надо с работы с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения. Это условие сегодня реализуется не только в поиске новых форм и структур, обеспечивающих более полное взаимодействие с детьми. Оно выражается, прежде всего, в осознании, что физический уровень здоровья ребенка за время его обучения в школьном учреждении – основной показатель деятельности педагогов.
Проиллюстрирую на конкретных примерах организацию учебного процесса (блок «Здоровый образ жизни») по теме «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения». Занятие можно провести в форме семинара-практикума, который предполагает самостоятельную предварительную работу по изучению рекомендованной литературы.
Содержательные блоки учебной информации:
1.Двигательная активность как составная часть здорового образа жизни.
2.Влияние физических упражнений на организм человека.
3.Виды физкультурных занятий.
4.Массаж на занятиях физкультурой и спортом.
5.Упражнения на растягивание мышц.
6.Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Популярностью у обучающихся пользуются видеолектории. Для более эффективной работы используются групповые методы работы. В их основе коллективное решение обучающимися задач, заранее подготовленных «специалистами». Групповая работа активизирует творческие силы участников, соединяет идеи, порождает множество точек зрения, вносит многообразие смысла, соединяет противоположности.
Особенно важна физическая активность учащихся, которая обеспечивается сменными группами, работой консультантов. При проведении практикума по оказанию первой медицинской помощи нет пассивных участников образовательного процесса. В игровых формах занятий участники принимают определенные роли и ведут себя в соответствии с ними. Игра снимает внутренние барьеры к порождению смыслов, способствует постановке новых вопросов.
Деловые и иные игры – полезный инструмент для «восхождения» обучающихся к новым знаниям в игровой форме. Но не всегда игры эффективны. Так, игра полезна только вместе с рефлексивной оценкой её плодов самими участниками.
Творческо-конструктивные методы основываются на признании смысловой близости понятий «понимание» и «творчество». Достижение понимания происходит через творческий поиск решения проблем, через ошибки и их исправления. Пример такого метода – «Мозговой штурм». К ним же относятся уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т. п.
Для целостного восприятия образовательного процесса в лицее проводятся межпредметные и внутрикурсовые уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов.
Крайне интересны учащимся уроки-соревнования. Форма проведения таких уроков самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час», «Кто хочет стать миллионером?» и др.
На уроки экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
При желании можно на любом уроке использовать здоровьесберегающие технологии. Необходимо учитывать, что организм ребенка загружен стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками.
Хочется вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Детство – праздник для души,
Но кричать ты не спеши,
Что у всех оно прекрасно,
И безоблачно
И ясно…
Таким оно может быть при учете особенностей психомоторики, тревожности, интеллекта ребенка. Поэтому с первых минут знакомства с детьми мы используем в своей работе те методы, которые позволяют нам установить тесный контакт и узнать психику каждого ребенка. И, прежде всего, опираемся на индивидуально-дифференцированный подход в обучении, сочетая личностно-ориентированные технологии, которые являются воплощением гуманистической психологии и педагогики с технологиями повышающими активизацию и интенсификацию деятельности учащихся: это педагогика сотрудничества, система В.Ф. Шаталова, технология С.Н. Лысенковой, технология уровневой дифференциации. И, конечно же, учитывая требования времени, без информационных технологий в обучении не обойтись.
Предлагаемый проект реализует положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и предусматривает тесное сотрудничество детей, родителей, педагогов, медиков, психологов.
Цель проекта: формирование у подрастающего поколения потребности в сохранении и укреплении как собственного физического и психического здоровья, так и окружающих людей.
Учебно-воспитательные задачи, решаемые в ходе реализации данного проекта:
- воспитание у школьников бережного отношения к своему здоровью, близких и друзей;
- обучение учащихся знаниям, необходимым в сохранении, укреплении и поддержании здоровья;
- повышение уровня психического и физического здоровья детей.
Проект предусматривает системную работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни через создание диагностического центра, консультативной работы с учащимися, родителями, учителями; организации внеклассной и внеурочной работы, информационно-методической службы; проведение уроков, открытых мероприятий, лекториев, всеобучей, направленных на сохранение, укрепление и поддержание здоровья учащихся, формирование осознанного отношения к здоровью и личной ответственности за собственное здоровье и благополучие и окружающих людей.
Ожидаемые результаты
- создание здоровьесберегающей образовательной среды, используя возможности физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы, современные прогрессивные технологии, основанные на учете возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, повышение мотивации к занятиям, формирующей способность к творческой активности каждого учащегося;
- укрепление информационно-методической службы, опирающейся на современные знания физиологии и психологии развития детей и подростков, теории и методики физического воспитания;
- повышение уровня физического и психического здоровья школьников.