Просмотр содержимого документа
«Развитие читательского интереса у младшего школьника»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа с. Анучино Приморского края
Родительское собрание
«Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Самусенко З. Е. – учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МБОУ школы с. Анучино
Родительское собрание
Тема: «Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Форма проведения: лекторий для родителей, практикум
Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса
Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению
Подготовительный этап: провести анкетирование учащихся и родителей (Приложение 1, Приложение 2), распечатать памятки для родителей и учащихся (Приложения 3-9)
Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль книги огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной тоуд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.
Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально»,-отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.
Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.
Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:
Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.
Причиной таких отклонений могут быть:
Дислексия – нарушение чтения, при котором ребёнок не может овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
Дисграфия – нарушение письма, при котором ребёнок заменяет гласные или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.
Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог, но на данный период времени такового в школе не имеется.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.
Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.
Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.
Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.
Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Работа над техникой чтения- процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. (Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» - Приложение 5)
Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
(Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования учащихся и родителей – Приложение 1, Приложение 2; знакомит с содержанием памяток «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей – Приложение3, «Как помочь плохо читающему ребёнку» - Приложение 4)
Практикум – дискуссия с родителями по следующим ситуациям
Мать рассказывает, что, укладывая десяти летнюю дочку спать, всегда читает ей несколько страниц из книги. Так заведено, и дочка ждёт этой минуты.
- Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать?
- Чем руководствуется мама, читая выросшему ребёнку вслух?
- Что даёт такая традиция?
-Вы Машу не спрашивайте по чтению, - хором заявили школьники,- она у нас не умеет читать.
-Да, не умею,- ответила Маша,- Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я всё равно никак не научусь.
-В чём причина Машиного неумения читать?
-Как бороться с внушённым неумением?
-Какие приёмы помогут ребёнку поверить в себя?
В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серёже – в первый день ученья», «Настеньке – в день рождения от бабушки и дедушки».
-Что даёт такая традиция?
-Считаете ли вы, что детям надо дарить книги?
На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить, чтобы дома посмотреть в книге и узнать её название. Понаблюдав, Максим заметил, что на крылышках у неё много чёрных точек. Дома достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображённых в ней бабочек. Наконец, нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? А почему многоглазка?» Максим высказал свои предположения.
-Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребёнка?
-Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребёнком к книгам за ответом на возникший вопрос?
Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько раз тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!»
-Как вы оцениваете поведение матери?
(Один втягивает голову в плечи, другой – обижается, третий – становится равнодушным к чтению. Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется, что это просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у ребёнка желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.)
Немного почитав, Серёжа говорит: «Не хочу больше читать!» «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну мам,» - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня,» - грубит сын. «Ты с кем так разговариваешь? Да я тебя…»- угрожает мать.
-Как избежать конфликта?
Приложение 1.
Анкета для учащихся
Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравится ли тебе читать книги?__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие книги ты читаешь с удовольствием?__________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравится ли тебе получать книги в подарок?________________________________________________________________________________________________________________________________________
У вас дома много книг?___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Читают ли тебе книги взрослые вслух?__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета для родителей
Нравится ли вашему ребёнку читать?_____________________________________
Сколько времени он проводит за чтением книг?________________________________________________________________
Убеждаете ли вы его читать или он это делает без принуждения?_____________________________________________________________________________________________________________________________
Какие книги он предпочитает?_____________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы поощряете его читательские стремления?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дарите ли вы своему ребёнку книги?_____________________________________
Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное?______________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли вы себя активным читателем?________________________________
Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?________________________________________________________________