Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
Глубоковский район
КГУ «Верх-Березовская средняя школа»
Секумбаева Бакытжамал Камзиновна
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
В течение многих лет в школе господствовал объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором все знания сообщались ученикам в готовом виде. Деятельность школьников при этом состояла в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. У учеников систематически культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось так называемое продуктивное, или творческое, мышление. Это пришло в резкое противоречие с потребностями жизни.
Изменение характера труда людей, его интеллектуализация, всё более широкое привлечение трудящихся к участию в управлении делами общества, государства остро поставило перед школой задачу формирования самодеятельной творческой личности.
Многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужны догадка, умение самостоятельно думать.
Поэтому, жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.
Но можно ли всех детей научить творчеству?
Обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. У одних, они разовьются в большей степени, у других в меньшей (здесь сказывается различие в природных задатках), но у каждого ребёнка можно развить творческий подход к деятельности – будь то рисование, или сочинение, или решение математических задач, или изготовление поделок и т. д.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.
Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако очень вредят в творчестве и в развитии творческих способностей.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. В ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории »
Глубоковский район
КГУ «Верх-Березовская средняя школа»
Секумбаева Бакытжамал Камзиновна
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
В течение многих лет в школе господствовал объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором все знания сообщались ученикам в готовом виде. Деятельность школьников при этом состояла в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. У учеников систематически культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось так называемое продуктивное, или творческое, мышление. Это пришло в резкое противоречие с потребностями жизни.
Изменение характера труда людей, его интеллектуализация, всё более широкое привлечение трудящихся к участию в управлении делами общества, государства остро поставило перед школой задачу формирования самодеятельной творческой личности.
Многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужны догадка, умение самостоятельно думать.
Поэтому, жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.
Но можно ли всех детей научить творчеству?
Обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. У одних, они разовьются в большей степени, у других в меньшей (здесь сказывается различие в природных задатках), но у каждого ребёнка можно развить творческий подход к деятельности – будь то рисование, или сочинение, или решение математических задач, или изготовление поделок и т. д.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.
Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако очень вредят в творчестве и в развитии творческих способностей.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. В ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.
2. Задачу развития творческих способностей учащихся на уроках истории я решаю с помощью технологии «Развития критического мышлении ребенка через чтение и письмо»
Надо сказать, что по поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений. С одной стороны, оно ассоциируется с негативным , отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны – объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.
При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. В этом и есть его отличие от творческого мышления, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую грань между критическим и творческим мышлением очень сложно. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда сам проявит самостоятельность в их приобретении. Но учитель должен руководить этим самостоятельным трудом, давая для него материал. Это единственное требование в настоящее время для развития у учащихся самостоятельной познавательной деятельности, творческих способностей. Но здесь нужно соблюдать определенные психологические условия.
1. Необходимо на уроке создавать бодрую эмоциональную атмосферу, позволяющую ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала, пережить свой личный успех и успех своих товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового.
2. Необходимо детей учить учиться. Учить их думать и рассуждать, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой, познавательной деятельности.
3. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления школьников.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.
3.1 Например, задание – напишите стих – синквейн. «Синквейн» – это французское слово обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
1 строка – одно слово, существительное, которое обозначает объект или предмет о котором пойдет речь
2 строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного предмета или объекта
3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту
5 строка – одно слово – ассоциация, характеризующее суть предмета или объекта
Учитель
Умный, интересный
Учит, воспитывает, помогает
Учитель – друг своим ученикам
Творец
Синквейн позволяет учителю решать сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее творческой. Ребятам нравится сочинять, они с удовольствием это делают.
Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.
Во время изучения древнего мира в 6-ом классе ученики написали такие синквейны:
Двуречье
Красивое, живое
Нападают, захватывают, завоевывают
В Двуречье происходит становление городов-государств
Месопотамия
Египет
Жаркий, разноцветный
Завоевывали, сформировался, править
Египет расположен по берегу Нила
Пирамиды
Синквейны можно писать индивидуально, в парах, группах. Написанные в группах часто бывают интереснее, так как ребята стараются выбирать наиболее ценные идеи.
3.2 Для устной проверки пройденного материала очень редко остается достаточное количество времени на уроке. Поэтому в школе распространена практика письменных проверочных работ. Письмо позволяет ученику в сжатом виде изложить свои мысли, систематизировать их. Давно известно: человек, умеющий хорошо писать, может и свободно говорить.
Одним из видов таких заданий является написание эссе. Эссе – это письменное размышление на заданную тему. Этот вид работ особенно эффективен, если школьники пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно план и структуру. Можно давать задание написать эссе на любом этапе урока, также можно использовать в качестве формы домашнего задания.
После изучения темы «Олимпийские игры в Древней Греции» учащимся было предложено домашнее задание – написать эссе «Как я буду готовиться к Олимпийским играм».
Многие ребята подошли к этому вопросу творчески, поэтому получились такие непохожие друг на друга рассуждения:
«Чтобы победить в Олимпиаде спортсмены долго и упорно тренируются. Я хотел бы быть похожим на них…А еще я хотел бы научиться какой-нибудь борьбе. Тогда бы я мог защитить слабых и беззащитных людей».
«…Я узнала, что такие виды спорта, как бег, прыжки в длину, метание появились из-за того, что люди занимались скотоводством. Первым делом я поеду к бабушке и буду догонять скот, скакать на лошади и делать другие хозяйственные дела…»
«Я знаменитая волейболистка. Мне выпала такая честь участвовать в Олимпиаде, защищать Республику Казахстан…»
«…Я думаю, что с поддержкой папы, брата и других родственников я бы выиграла в этих тяжелых соревнованиях».
3.3 На уроке можно использовать и графические формы не только как рефлексию (обобщение) пройденного материала но и как способ пробуждения у учеников интереса к теме занятий. Это различные картинки, нарисованные детьми и срисованные со страниц учебника.
Таким образом, необходимо так организовать работу учащихся, чтобы в процессе выполнения заданий шло не только усвоение материала, но и развивались творческие способности учащихся, накапливался опыт их практического применения.
Развитие творческих способностей детей – процесс сложный и многогранный, который осуществляется, прежде всего, посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников. Дети воспринимают педагога с позиции реализации им творческого подхода к обучению и воспитанию.