Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения и в рамках дополнительного образования
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения и в рамках дополнительного образования
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность обучающихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения и в рамках дополнительного образования»
"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения и в рамках дополнительного образования»
Реализация содержания предметов специальных дисциплин в условиях введения нового государственного образовательного стандарта играет большую роль в практической востребованности результатов обучения обучающихся. В связи с переходом на новые образовательные стандарты деятельностный характер образования, формирование у обучающихся общих умений и навыков, обобщение способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности нацелены на обеспечение целостности содержания образования. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Студент должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы.
Использование инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества профессиональной подготовки и активизации роли самостоятельной работы обучающихся в профессиональных учреждениях.
Здоровье - сберегающие технологии
Уроки учебной практики проходят в доброжелательной, спокойной комфортной психофизической обстановке, для снятия напряженности и усталости проводятся физкульт- минутки, мини-тренинги и т.д.
Тестовые технологии
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:
групповая дискуссия;
форум;
деловая беседа;
турниры;
аукцион идей.
Технологии проектного обучения
На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Основной целью педагога - научить обучающегося планировать, организовывать свою деятельность, приобретать навык работы в группе, коллективе, приобретать опыт участия и публичных выступлений на конференциях и других мероприятий. Проектная деятельность позволяет раскрыть творческий, образовательный потенциал обучающихся, участвовать в городских областных конкурсах, акциях, выступать на научно-практических конференциях. Способствует повышению мотивации к обучению и как следствие, высокому уровню научного знания предмета исследования. Проектная деятельность является составляющей технологии проблемного обучения, т.к. выделяется проблема, требующая рассмотрения и решения, что позволяет ежегодно участвовать в творческом конкурсе «В Таланте». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Ежегодно обучающиеся ведут исследовательскую работу по созданию коллекции модной одежды, которые представляются как на уровне техникума, так и на областных конкурсах.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Игровые технологии
Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.
На уроках производственного обучения применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения является применение игровых технологий.
Игровые технологиипозволяют повысить интерес к изучению предмета, о чем свидетельствует увеличение качества обучения и активное участие студентов в неделях по профессии.
Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет педагогу, используя мультимедиа, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова педагога. Такой компьютер, оснащенный мультимедиа, с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор или кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Он позволяет осуществить демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, подготовить слайд-шоу.
С помощью интерактивной доски обучающиеся могут представить порядок и правила снятия мерок в трехмерном изображении, выполнить моделирование (разрезать, раздвинуть, соединить детали), увидеть фигуру человека в движении для создания модели. Таким образом, на уроках производственного обучения непременно присутствуетует элемент художественно – эстетического воспитания и развития, используя который, мы вводим обучающегося в мир профессиональной деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах, способствуем развитию творческих профессиональных способностей. Перед педагогами стоит задача воспитания эстетически развитого и культурного человека с помощью информационных технологий. А без этого нет шанса занять достойное место среди профессионалов.
Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.
Обучение профессии и развитие творческих качеств обучающихся.
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску.
Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов.
Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков приобретённым на уроках производственного обучения а, прежде всего развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. С этой целью были разработаны и успешно реализуются две дополнительные образовательные программы.
Все 100% обучающихся привлечены к занятиям в творческом объединении студентов «Искусница» и «Прикладное творчество» имеющего художественно – прикладную направленность, а так же формирование любви к выбранной профессии по средствам творческой работы в области украшения одежды и окружающих предметов. Основная цель программы заключается в развитии интереса к созерцанию, эстетического развития личности и профессионального творчества.
Образовательные задачи:
научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии отделки изделий
способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества
Развивающие задачи:
развить творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно- эстетический вкус и т.д.)
развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.
Воспитательные задачи:
формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством
формировать у обучающихся культуру труда
Содержание программ направлено на:
создание условий для развития личности студента
развитии мотивации личности к познанию и творчеству
обеспечение эмоционального благополучия
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
профилактику асоциального поведения
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, её интеграции в систему мировой и отечественной культур
интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося
Участие в работе творческого объединения студентов способствует формированию у обучающихся представления о специфики профессии, получению необходимых навыков в профессиональной деятельности, а так же приобщение молодёжи к традициям народно-художественного и декоративно - прикладного творчества, изучение традиций и культуры родного края, изучение традиционного костюма и аксессуаров, разработка и изготовление моделей народного костюма.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Современные технологии и методы работ постоянно обновляется, разрабатываются новые способы производств, совершенствуются подходы к управлению. Специалисты должны постоянно овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы быть востребованными на рынке труда. Профессиональное образование – это непрерывный процесс, позволяющий получать актуальные сведения, связанные с профессиональной и производственной деятельностью.
Заключение
Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала обучающийся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Обучающиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых учащихся для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств. Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Конкурентоспособность специалиста это:
компетентность и профессиональная мобильность;
целеустремленность и уверенность в своих силах;
предприимчивость и деловитость;
эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность обучающихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.