kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие регулятивных и познавательных УУД средствами тестовых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование тестовых технологий сегодня - дело привычное. Предлагаю по-новому взглянуть на использование  тестов, включая в свою работу творческие задания, провокационные тесты, клоуз-тесты, ченч-тесты, что станет одной из форм подготовки к контрольным работам и экзаменационным испытаниям, одним из средств развития УУД, одним из способов формирования положительного отношения к изучаемым предметам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие регулятивных и познавательных УУД средствами тестовых технологий»

Развитие познавательных и регулятивных УУД

средствами тестовых технологий

Толмачева Елена Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 41»

г. Новоуральск Свердловской области

Задания на тестовой основе имеют широкое распространение в практике преподавания различных школьных дисциплин. Применение тестовых заданий на различных этапах урока, при проведении занятий различных типов, в ходе индивидуальной, фронтальной и групповой работы в сочетании с другими средствами и приёмами обучения позволяют осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения детей с учётом уровня их познавательных и интеллектуальных способностей.

Тестовая технология – одна из форм современных образовательных технологий, технология контроля и диагностики учебных достижений воспитанников, когда учащиеся овладевают обобщёнными способами действий в процессе решения учебных задач по специально подготовленным образцам учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля при оценке результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.

Можно по - разному относиться к тестам, предъявлять претензии к разработчикам заданий, но следует отметить положительные стороны тестовых технологий:

  • более рационально используется время урока;

  • охватывается большой объём содержания;

  • быстро устанавливается обратная связь с учащимися и определяется результат усвоения материала;

  • достаточно оперативно появляется возможность сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы;

  • обеспечивается одновременная проверка знаний группы учащихся, формируется у них мотивация для подготовки к каждому уроку;

  • преодолевается субъективизм в выставлении оценок;

  • повышается интерес к предмету.



Конечно, существуют и недостатки в технологии тестового контроля:

  • трудно проверить глубину понимания вопроса учащимися, логику их мышления, творческий уровень развития;

  • высока вероятность случайности в выборе правильного ответа;

  • низок уровень развития устной и письменной речи обучающихся и т.п.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется развитию универсальных учебных действий, той совокупности различных действий, которые будут способствовать активному саморазвитию обучающихся, самостоятельному овладению новыми знаниями. Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные

  • регулятивные

  • познавательные

  • коммуникативные.



Хочу поделиться своим опытом использования тестовых технологий, в частности, в развитии регулятивных и познавательных УУД. Регулятивные УУД предполагают

  • определение цели и учебной задачи (целеполагание);

  • установление последовательности действий (планирование);

  • способность предположить результат и его характеристики (прогнозирование);

  • умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном (коррекция);

  • определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению, оценивание усвоенного (оценка);

  • способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты (саморегуляция).



Познавательные УУД – это общеучебные удействия, которые включают

  • поиск и структурирование информации;

  • анализ и синтез;

  • установление причинно – следственных связей;

  • осуществление классификаций;

  • осуществление сравнений и сопоставлений;

  • составление кластеров, логических цепочек;

  • разработка тестовых вопросов и ответов на них.



Развитию этих УУД способствуют тестовые технологии. Тест определяют как один из методов качественного анализа достигнутого; как систему заданий (часто возрастающей трудности), направленных на выявление знаний и умений учащихся; как стандартизированное, краткое, ограниченное во времени испытание.

Всем известно, что существует 4 вида заданий в тестах. Позволю себе напомнить их, иллюстрируя примерами:

  • задания закрытой формы (есть задание и есть ответы, нужно выбрать правильный)

М. Ю. Лермонтов был

1.учёный и поэт

2.поэт и художник

3.художник и учёный

  • задания открытой формы (ответа нет, его нужно сформулировать)

Дополните определение: «Причастный оборот – это …»

  • задания на установление соответствия между элементами двух множеств

1.Пушкин А. С. А. «Старуха Изергиль»

2.Лермонтов М. Ю. Б. «Цыганы»

3.Гоголь Н. В. В. «Мцыри»

4.Горький М. Г. «Война и мир»

5.Толстой Л. Н. Д. «Ревизор»

1

2

3

4

5






  • задания на установление правильной последовательности

Установите правильную последовательность появления в печати произведений Н. В. Гоголя:

  1. «Мёртвые души»

  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  3. «Ревизор»

  4. «Миргород»







В своей работе я, конечно же, использую готовые тесты, типовые экзаменационные материалы. Однако для того, чтобы научить ребят внимательно читать задание, анализировать тестовый материал, вызвать интерес к изучаемым явлениям, я порой придумываю ПРОВОКАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ:

  • найти ошибку в формулировке задания и доказать (объяснить) свою точку зрения;

  • найти ошибку в тестовом материале и доказать (объяснить) свою точку зрения;

  • найти ошибку в списке правил и доказать (объяснить) свою точку зрения.

Найдите ошибку в формулировке тестового задания, обоснуйте свою точку зрения.

В каком прилагательном следует писать НН?

1.гуси..ый

2.подоко..ик

3.глиня..ый

4.румя..ый

( не в прилагательном, а в слове)



К какому жанру литературных произведений относится «Горе от ума» А. С. Грибоедова?

1.драма

2.эпос

3.комедия

4.трагедия

(эпос – род литературы)



Не менее интересными могут быть ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  • подобрать примеры (из упражнения, из текста) к формулировке задания;

Опираясь на текст упражнения, подберите примеры, иллюстрирующие правописание Н – НН в именах прилагательных.



  • сформулировать задание к предложенному тестовому материалу.

Сформулируйте задание к предложенному материалу:

1.юный художник

2.безветренный день

3.говорил уверенно

4.оловянный солдатик

(правописание Н – НН, тип связи в словосочетании)



На уроках литературы, особенно при изучении поэзии, предлагаю выполнение КЛОУЗ – ТЕСТОВ. Учащимся предстоит вставить в стихотворение или в отрывок из художественного произведения пропущенные слова.

Фамусов:

Вот, например, у нас уж …ведётся, издавна/ исстари

Что по отцу и сыну …; почёт/ честь

Будь …, да если наберётся глупенький/ плохенький

Душ …две родовых, - сотенки/ тысячки

Тот и жених.



(пары слов для выбора ответа можно и не давать)



Достаточно эффективными бывают и ЧЕНЧ – ТЕСТЫ. Учащимся предлагается в отрывке из художественного произведения найти слова, подменяющие авторские, и восстановить оригинал.

Всем известна ошибочная цитата из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Чем меньше женщину мы любим,

Тем больше нравимся мы ей. (легче)

или вот ещё

Во дни сомнений, во дни тяжёлых (тягостных) раздумий о судьбах своей (моей) родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… и т. д. (И. С. Тургенев)



Таким образом, работа с тестами является

  • одним из средств развития универсальных учебных действий;

  • одной из форм подготовки к контрольным работам и экзаменационным испытаниям;

  • одним из способов формирования положительного отношения и интереса к нашим предметам.



Буду рада, если кому – нибудь покажется интересным и полезным опыт моей работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие регулятивных и познавательных УУД средствами тестовых технологий

Автор: Толмачева Елена Дмитриевна

Дата: 22.01.2020

Номер свидетельства: 536873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конструкт урока по теме "Классификация углеводородов""
    ["seo_title"] => string(52) "konstrukturokapotiemieklassifikatsiiaughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "286193"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454309891"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конструкт урока  "Классификация углеводородов""
    ["seo_title"] => string(44) "konstrukturokaklassifikatsiiaughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "286195"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454309937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конструкт урока  "Классификация углеводородов""
    ["seo_title"] => string(45) "konstrukturokaklassifikatsiiaughlievodorodov1"
    ["file_id"] => string(6) "286196"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454309944"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Технологическая карта урока  по технологии.«Классификация и производство текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани» "
    ["seo_title"] => string(155) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiekhnologhii-klassifikatsiia-i-proizvodstvo-tiekstil-nykh-volokon-opriedielieniie-napravlieniia-dolievoi-niti-v-tkani"
    ["file_id"] => string(6) "236623"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444128702"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "170155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423503329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства