Развитие регулятивных и познавательных УУД средствами тестовых технологий
Развитие регулятивных и познавательных УУД средствами тестовых технологий
Использование тестовых технологий сегодня - дело привычное. Предлагаю по-новому взглянуть на использование тестов, включая в свою работу творческие задания, провокационные тесты, клоуз-тесты, ченч-тесты, что станет одной из форм подготовки к контрольным работам и экзаменационным испытаниям, одним из средств развития УУД, одним из способов формирования положительного отношения к изучаемым предметам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие регулятивных и познавательных УУД средствами тестовых технологий»
Развитие познавательных и регулятивных УУД
средствами тестовых технологий
Толмачева Елена Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 41»
г. Новоуральск Свердловской области
Задания на тестовой основе имеют широкое распространение в практике преподавания различных школьных дисциплин. Применение тестовых заданий на различных этапах урока, при проведении занятий различных типов, в ходе индивидуальной, фронтальной и групповой работы в сочетании с другими средствами и приёмами обучения позволяют осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения детей с учётом уровня их познавательных и интеллектуальных способностей.
Тестовая технология – одна из форм современных образовательных технологий, технология контроля и диагностики учебных достижений воспитанников, когда учащиеся овладевают обобщёнными способами действий в процессе решения учебных задач по специально подготовленным образцам учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля при оценке результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.
Можно по - разному относиться к тестам, предъявлять претензии к разработчикам заданий, но следует отметить положительные стороны тестовых технологий:
более рационально используется время урока;
охватывается большой объём содержания;
быстро устанавливается обратная связь с учащимися и определяется результат усвоения материала;
достаточно оперативно появляется возможность сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы;
обеспечивается одновременная проверка знаний группы учащихся, формируется у них мотивация для подготовки к каждому уроку;
преодолевается субъективизм в выставлении оценок;
повышается интерес к предмету.
Конечно, существуют и недостатки в технологии тестового контроля:
трудно проверить глубину понимания вопроса учащимися, логику их мышления, творческий уровень развития;
высока вероятность случайности в выборе правильного ответа;
низок уровень развития устной и письменной речи обучающихся и т.п.
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется развитию универсальных учебных действий, той совокупности различных действий, которые будут способствовать активному саморазвитию обучающихся, самостоятельному овладению новыми знаниями. Универсальные учебные действия включают следующие виды:
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные.
Хочу поделиться своим опытом использования тестовых технологий, в частности, в развитии регулятивных и познавательных УУД. Регулятивные УУД предполагают
определение цели и учебной задачи (целеполагание);
установление последовательности действий (планирование);
способность предположить результат и его характеристики (прогнозирование);
умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном (коррекция);
определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению, оценивание усвоенного (оценка);
способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты (саморегуляция).
Познавательные УУД – это общеучебные удействия, которые включают
поиск и структурирование информации;
анализ и синтез;
установление причинно – следственных связей;
осуществление классификаций;
осуществление сравнений и сопоставлений;
составление кластеров, логических цепочек;
разработка тестовых вопросов и ответов на них.
Развитию этих УУД способствуют тестовые технологии. Тест определяют как один из методов качественного анализа достигнутого; как систему заданий (часто возрастающей трудности), направленных на выявление знаний и умений учащихся; как стандартизированное, краткое, ограниченное во времени испытание.
Всем известно, что существует 4 вида заданий в тестах. Позволю себе напомнить их, иллюстрируя примерами:
задания закрытой формы (есть задание и есть ответы, нужно выбрать правильный)
М. Ю. Лермонтов был
1.учёный и поэт
2.поэт и художник
3.художник и учёный
задания открытой формы (ответа нет, его нужно сформулировать)
Дополните определение: «Причастный оборот – это …»
задания на установление соответствия между элементами двух множеств
1.Пушкин А. С. А. «Старуха Изергиль»
2.Лермонтов М. Ю. Б. «Цыганы»
3.Гоголь Н. В. В. «Мцыри»
4.Горький М. Г. «Война и мир»
5.Толстой Л. Н. Д. «Ревизор»
1
2
3
4
5
задания на установление правильной последовательности
Установите правильную последовательность появления в печати произведений Н. В. Гоголя:
«Мёртвые души»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Ревизор»
«Миргород»
В своей работе я, конечно же, использую готовые тесты, типовые экзаменационные материалы. Однако для того, чтобы научить ребят внимательно читать задание, анализировать тестовый материал, вызвать интерес к изучаемым явлениям, я порой придумываю ПРОВОКАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ:
найти ошибку в формулировке задания и доказать (объяснить) свою точку зрения;
найти ошибку в тестовом материале и доказать (объяснить) свою точку зрения;
найти ошибку в списке правил и доказать (объяснить) свою точку зрения.
Найдите ошибку в формулировке тестового задания, обоснуйте свою точку зрения.
В каком прилагательном следует писать НН?
1.гуси..ый
2.подоко..ик
3.глиня..ый
4.румя..ый
( не в прилагательном, а в слове)
К какому жанру литературных произведений относится «Горе от ума» А. С. Грибоедова?
1.драма
2.эпос
3.комедия
4.трагедия
(эпос – род литературы)
Не менее интересными могут быть ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
подобрать примеры (из упражнения, из текста) к формулировке задания;
Опираясь на текст упражнения, подберите примеры, иллюстрирующие правописание Н – НН в именах прилагательных.
сформулировать задание к предложенному тестовому материалу.
Сформулируйте задание к предложенному материалу:
1.юный художник
2.безветренный день
3.говорил уверенно
4.оловянный солдатик
(правописание Н – НН, тип связи в словосочетании)
На уроках литературы, особенно при изучении поэзии, предлагаю выполнение КЛОУЗ – ТЕСТОВ. Учащимся предстоит вставить в стихотворение или в отрывок из художественного произведения пропущенные слова.
Фамусов:
Вот, например, у нас уж …ведётся, издавна/ исстари
Что по отцу и сыну …; почёт/ честь
Будь …, да если наберётся глупенький/ плохенький
Душ …две родовых, - сотенки/ тысячки
Тот и жених.
(пары слов для выбора ответа можно и не давать)
Достаточно эффективными бывают и ЧЕНЧ – ТЕСТЫ. Учащимся предлагается в отрывке из художественного произведения найти слова, подменяющие авторские, и восстановить оригинал.
Всем известна ошибочная цитата из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем больше нравимся мы ей. (легче)
или вот ещё
Во дни сомнений, во дни тяжёлых (тягостных) раздумий о судьбах своей (моей) родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… и т. д. (И. С. Тургенев)
Таким образом, работа с тестами является
одним из средств развития универсальных учебных действий;
одной из форм подготовки к контрольным работам и экзаменационным испытаниям;
одним из способов формирования положительного отношения и интереса к нашим предметам.
Буду рада, если кому – нибудь покажется интересным и полезным опыт моей работы.