kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает об особенностях развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ. Рассказывает о методах и подходах в работе с данной категорией детей, а также о роли взрослого в жизни ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья



Введение

Познавательная деятельность— это основа обучения и интеграции в общество любого ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ее развитие становится не просто задачей, а ключом к преодолению жизненных барьеров. ОВЗ — это не приговор, а сигнал к поиску особых, более эффективных путей раскрытия потенциала ребенка. Целенаправленная работа в этом направлении позволяет скорректировать нарушения, компенсировать дефициты и помочь ребенку стать активным и самостоятельным.



Особенности познавательной сферы у детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ — разнородная группа, куда входят дети с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР). Несмотря на разнообразие диагнозов, можно выделить общие черты в их познавательном развитии:



· Неустойчивость внимания: Сложность концентрации, быстрая отвлекаемость, небольшой объем.

· Затруднения восприятия: Замедленность, фрагментарность, искажение информации.

· Особенности памяти: Затрудненное запоминание (особенно произвольное), неточность воспроизведения, преобладание механической памяти над смысловой.

· Сложности с мышлением: Трудности с анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Преобладание наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим.

· Сниженная познавательная активность: Часто отсутствует интерес к исследованию нового, преобладает мотивация избегания неудач.



Основные принципы коррекционно-развивающей работы

Эффективное развитие познавательной деятельности строится на фундаменте специальных принципов:



1. Индивидуальный и дифференцированный подход. Программа развития должна составляться с учетом конкретного диагноза, возраста, индивидуальных возможностей и интересов ребенка.

2. Доступность и «посильная трудность». Задания должны быть понятны и выполнимы, но требовать определенных усилий, чтобы стимулировать развитие. Успех рождает уверенность и мотивацию.

3. Комплексность и системность. Развитие должно вестись во всех направлениях: внимание, память, мышление, речь, моторика. Занятия должны быть регулярными и последовательными.

4. Наглядность и мультисенсорность. Необходимо задействовать все органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Чем больше каналов восприятия используется, тем прочнее усваивается материал.

5. Деятельностный подход. Ребенок лучше всего усваивает знания в практической деятельности: в игре, эксперименте, труде.



Эффективные методы и технологии

Выбор методов зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но к наиболее универсальным и эффективным относятся:



· Игротерапия: Дидактические, сюжетно-ролевые и настольные игры — ведущий метод для детей. Они естественным образом развивают внимание, память, логику, речь и учат взаимодействию.

· Арт-терапия: Рисование, лепка, аппликация, музыкотерапия помогают невербально выражать эмоции, развивают воображение и мелкую моторику.

· Пескотерапия и водная терапия: Работа с песком и водой успокаивает, развивает тактильное восприятие, творчество и сенсорную интеграцию.

· Проектная деятельность: Несложные краткосрочные проекты («Выращиваем фасоль», «Моя птичья кормушка») учат наблюдать, анализировать, делать выводы.

· Экспериментирование: Простые опыты с магнитами, водой, бумагой пробуждают любознательность и исследовательский интерес.

· Современные технологии: Специализированные компьютерные программы, интерактивные доски, развивающие приложения предоставляют великолепные возможности для визуализации и адаптации материала.



Роль семьи и педагогов

Успех развития ребенка с ОВЗ возможен только в условиях тесного сотрудничества команды специалистов и семьи.



· Педагоги (дефектологи, логопеды, психологи) проводят диагностику, составляют адаптированную образовательную программу (АООП) и проводят систематические занятия.

· Родители — главные проводники ребенка в жизни. Их задача — создавать благоприятную и обогащенную среду дома, закреплять навыки, полученные на занятиях, в бытовых ситуациях, и, самое главное, эмоционально поддерживать ребенка, веря в его силы.

Заключение

Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ — это сложный, но бесценный вклад в их будущее. Это не просто обучение, а построение мостов между ребенком и миром. Проявляя терпение, используя правильные методы и окружая ребенка любовью и верой, мы помогаем ему преодолеть ограничения, раскрыть свой уникальный потенциал и найти свое достойное место в жизни. Каждая маленькая победа на этом пути — это огромный шаг к самостоятельности и полноценной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Лань Екатерина Сергеевна

Дата: 03.09.2025

Номер свидетельства: 673824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Выступление на методическом объединении по теме "Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна ""
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_po_teme_razvitie_poznavatelnoi_deiatelno"
    ["file_id"] => string(6) "533736"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577378414"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства