Материал предназначен для дополнительного образования детей старшего школьного возраста по программе "Основы журналистики". Он будет интересен, как педагогам так и школьникам. Пособие ориентированно на практическую деятельность участников. С его помощью каждый желающий сиожет составить сценарий беседы и провести ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Есть две причины, по которым Вы можете согласиться взять у кого-то интервью.
а) Вы намериваетесь встретиться с интересной личностью и узнать, таким образом, как можно больше неизвестных Читателю факторов.
б) Вы желаете поговорить с авторитетным лицом, которое ответит на волнующие многих людей вопросы.
Собрать информацию.
а) Вы должны собрать как можно больше информации о человеке и о проблеме, о которой хотите с ним поговорить.
б) Никогда не ограничивайтесь информацией, пусть даже очень полной из одного источника.
Отобрать информацию.
Информацию, которую вы соберете, нужно отсортировать, проверить по другим источникам, а если вы до конца не уверены в ее достоверности, приготовьтесь спросить об этом собеседника.
Составить список вопросов.
а) Вступительный список вопросов для тех, кто тщательно готовиться к беседе, обязателен.
б) Журналист должен реагировать на ответы собеседника и ставить незапланированные вопросы в режиме импровизации. Это позволит развить беседу.
в) Вступительный список вопросов лучше выучить наизусть.
5. Проведение беседы.
а) Применяйте психологический подход.
- Перед началом интервью найдите минутку, чтобы поговорить с вашим собеседником дружески, прочувствуйте его, понаблюдайте за его реакциями.
- Проводя интервью, вы должны не оценивать человека и его дела, но стремиться узнать о нем как можно больше.
б) Поведение во время беседы.
- Журналист должен с уважением относиться к тому факту, что человек согласился на его предложение дать интервью.
- Независимо от обстоятельств. По которым собеседник согласился дать вам интервью, и то вашего личного отношения к нему и к его делам, вам следует вести себя вежливо.
в) Начало разговора.
- Интервью начинается с более легких вопросов, менее спорных. Трудные следует оставить на более позднее время.
- Задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет». Спрашивайте так, как будто вы уверены в получении ответа.
г) Трудные вопросы.
- Если собеседник старается уйти от ответа, то попробуйте сформулировать вопрос иначе и задайте его вновь, но чуть позже, когда речь будет идти о чем – то другом.
- Используйте промежутки между ответами: если собеседник не даст полного ответа, то многозначительно помолчите, создавая впечатление, что ждете продолжения беседы.
Умение выслушать является одной из составляющих интервью. Если вам не будет понятен какой – то из ответов собеседника, то попросите его повторить и разъяснить сказанное. Помните: то, что не будет понятно вам, тем более не поймет Читатель.
- Не прощайтесь сразу же после того, как закончилась беседа, не рвите установившуюся с собеседником психологическую нить, старайтесь немного поддержать диалог.
- Прощаясь, поблагодарите собеседника. Оставьте о себе как можно лучшее впечатление - возможно, этот человек вам еще понадобится.