Данная программа предназначена для решения проблем духовно- нравственного развития личности на основе культурологических принципов. Отличительными особенностями программы являются:
- социокультурная деятельность детей;
- возможность реализации, как в классах общеобразовательных учреждений, так и в детских объединениях по интересам;
- нравственная ценность;
- адаптация к возрастным особенностям;
- включенность в воспитательную систему.
Программа имеет пояснительную записку, учебно- тематические планы, оценочную шкалу и список литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Основы этической культуры" »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя
Образовательная программа
«Основы этической культуры»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана на детей: 7 -13 лет
Составила: И.Н. Чубова –
педагог дополнительного образования
Ставрополь
Пояснительная записка
Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей в школе, доме, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе.
Понятие этикета неразрывно связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях.
В современном мире воспитанному человеку, знающему и соблюдающему правила этикета, гораздо легче живется в любом обществе.
В поведении и общении с другими людьми проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения.
Актуальностьданной программы определяется, прежде всего, её личностной социальной направленностью, наличием социального заказа в нравственном развитии личности, важностью организации содержательного детского досуга, необходимости совершенствования игровой деятельности, как наиболее привлекательной формы.
Духовный мир человека, конкретные личностные качества являются основой развития детей. В системе дополнительного образования задачи социально - культурного становления личности стали теперь не только значимыми, они стали залогом дальнейшего успешного развития общества и государства. В настоящее время одной из важнейших задач личностного развития становится духовно-нравственное воспитание на культурологических принципах. Решение данной проблемы напрямую связано с процессами духовного возрождения России, усилением воспитательной направленности системы образования.
Наличие в детской среде ряда негативных факторов, являющихся общегосударственными проблемами социальной сферы - дезорганизация нравственно-этических норм, рост правонарушений, распространение наркомании, отсутствие четких навыков социального поведения, воздействие средств массовой информации, требуют создания и реализации образовательных программ, противодействующих этим факторам, оказывающих благотворное влияние на формирование духовно-нравственной культуры личности, обладающей практическими знаниями, умениями и навыками этического поведения.
Духовный мир человека – это, прежде всего, нравственно-этическая культура личности, которая выражается в мыслях, действиях, поступках. Формирование духовного мира человека предполагает создание таких условий, когда ребенок принимает нормы морали как свои собственные и ощущает потребность в своем саморазвитии и совершенствовании. Задача педагога в этой связи – показать, что кроме внешнего мира существует внутренний, духовный мир в каждом человеке и этим миром можно управлять так же, как своим такси. Не менее важно помочь детям наполнить свой духовный мир богатым нравственным содержанием, сформировать четкие нравственно-этические ориентиры.
Данная программа предназначена для решения проблем духовно-нравственного развития личности на основе культурологических принципов.
Педагогическое кредо программы – «Нравственность нужно не только воспитывать, нравственности нужно обучать».
Процесс нравственно-этического просвещения на основе общей и отечественной культуры позволяет детям определить свое жизненное «кредо», получить навыки и умения общения и поведения, стать духовно богаче, нравственно подготовленным и культурно развитым членом нашего общества.
Отличительными особенностями программы являются:
- социокультурная деятельность детей;
- возможность реализации, как в классах общеобразовательных учреждений, так и в детских объединениях по интересам;
- нравственная ценность;
- адаптация к возрастным особенностям;
- включенность в воспитательную систему.
Как показывает опыт, знание и соблюдение даже элементарных правил этики скорее облегчает, чем осложняет жизнь, помогает чувствовать себя уверенно в ситуациях повседневного общения, позволяет социально адаптироваться к различным явлениям социума.
Этикет – явление исторически изменчивое и, конечно же, этикет сегодняшний – это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного человека. Этикет в процессе развития общества претерпел значительные изменения, время отсеяло неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего взросления.
Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту или любой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает им сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
О людях судят по их поведению в обществе. Тот, кто ведет себя по писанным и не писаным правилам этикета – всегда производит прекрасное впечатление. Хорошие манеры должны быть проявлением внутреннего отношения человека к окружающим: проявление внимания и уважения к людям. Вот почему мы должны научить детей постоянно помнить об окружающих, именно в этом и заключается подлинная вежливость и подлинное воспитание.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Цель программы: развитие навыков культурного поведения детей, помощь в осознании происходящего, в анализе причин успехов и неудач, для того, чтобы принимать адекватные решения в тех или иных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами этического поведения;
помочь учащимся сознательно управлять своим поведением, эмоциями;
дать представление о навыках культурного поведения в повседневной жизни.
Развивающие:
развитие чувства ответственности, самостоятельности за свои слова и поступки;
расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
воспитание культуры поведения и общения с людьми;
воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям;
воспитание бережного отношения и любви к культурным ценностям, к языку, к природе, родному городу и краю.
Программа построена на следующих принципах:
принцип гуманизма, человечности (наличие моральных требований, обращенных к культуре взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность, точность).
принцип целесообразности действий (творческое применение правил этикета к конкретным ситуациям).
принцип эстетической привлекательности поведения (единство форм и содержания поступков, действий, учет эстетических чувств окружающих).
принцип народных обычаев и традиций (знание и применение тех обычаев, традиций, которые закрепились в культурном опыте).
Программа рассчитана на 1 год. В связи с тем, что программа реализуется в классах общеобразовательных школ на правах специального курса, в ней указаны возрастные группы: 1-4 класс (младшая), 5-класс – (средняя) - Кадетский казачий класс.
Объем программы в каждой возрастной группе – 36 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия - 35 минут (1 класс) и 45 минут – 2-5 классы.
Формы занятий по программе предполагают их максимальное разнообразие и основаны на применении педагогических технологий:
игровые: дидактические, творческие, ролевые;
проблемного обучения;
дифференцированного обучения (при работе с коррекционными классами);
развивающего обучения.
Поэтому педагог вправе избрать такую методику проведения занятия, которая будет учитывать все имеющие место факторы, влияющие на развитие личности. Но приоритетными формами занятий, безусловно, можно считать: практикумы, комбинированные занятия, занятия-игры, занятия-конкурсы.
Особое внимание следует уделять практической направленности занятий, применять ситуационные и ролевые игры, этические диалоги – рассуждения, решения ситуационных задач. Учитывая интерес детей к игре, как привлекательной форме деятельности рекомендуется широкое применение игровых технологий. При этом не следует забывать о том, что необходимо не только усвоить конкретные правила этикета, развить нравственные качества личности, но и научить детей творчески и осознанно применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.
Культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия, начинается именно с осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр.
Особое значение в программе придается игре, т.к. она занимает важное место в жизни воспитанников. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.
Учет возрастных особенностей
При обучении необходимо учитывать возрастные и психологические особенности воспитанников.
Дети младшей возрастной группы обладают яркой образностью мышления, стараются соблюдать общепринятые нормы и правила, с большим интересом участвуют в играх, любят работать в коллективе, хорошо воспринимают задания на развитие воображения, имеют постоянную потребность к познанию мира. Требуется максимальное использование эмоциональной сферы для творческого освоения учебного материала.
В средней возрастной группе возникает стремление к необычному, романтике. Воспитанники с удовольствием участвуют в сюжетно-ролевых играх, любят показать себя в коллективе. Образность мышления остается, но уже формируется способность к аналитическому мышлению, дети способны воспринимать учебный материал всерьез и основательно. Анализ своих действий и поступков, их критическое осмысление наряду с желанием «выделиться» требует педагогической поддержки. Постепенно происходит процесс баланса мышления и воображения, эмоционального и рационального, образного и логического. Важно помочь детям научиться осознавать происходящее, принимать адекватные самостоятельные решения. В этом возрасте требуется не простое освоение стереотипов, а осознанный выбор действий.
В этих возрастных группах ключом к эффективному образовательному процессу является общение. Через самосознание, рефлексию дети осмысливают происходящее, свое поведение, свои целевые установки, учатся анализировать и находить верные решения, творчески применять свой социальный опыт на практике.
Ожидаемые результаты программы
К концу года воспитанники должны знать:
основные правила и требования современного этикета;
различать виды этикета;
знать историю возникновения этикета;
правила поведения в гостях, в транспорте и в других общественных местах;
особенности применения этикета в различных ситуациях;
национальные традиции применения этических правил;
эстетические требования.
Должны уметь:
общаться по этическим правилам;
знакомиться, представляться;
вести себя сообразно этическим нормам;
осознанно выбирать модель этического поведения;
соблюдать нормы, правила этикета;
соединять этическое и эстетическое в своих действиях, суждениях;
адекватно реагировать на нарушение этических норм;
соблюдать общепринятые смежные и отечественные традиции, обычаи.
Для подведения итогов реализации программы целесообразно проводить диагностику личностного развития по следующим базовым параметрам:
Обученность.
Воспитанность.
Развитие личностных качеств.
В процессе обучения 2 раза в год проводится аттестация обучающихся (промежуточная и итоговая), кроме того, целесообразно проводить ежемесячные занятия, на которых закрепляются ранее полученные знания.
Учебно-тематический план
1-4 класс
№
п/п
Наименования разделов и тем
Всего
1.
Вводное занятие. Инструктаж
1
2.
Диагностические процедуры
2
3.
Раздел: «Этикет семьи и дома»
Правила знакомства и представления
2
Кто я и как я выгляжу?
1
Мое имя. Что оно значит?
2
Мой дом
1
4.
Раздел: «Этикет в общественных местах»
Правила поведения на улице
1
Правила поведения в транспорте
1
Правила поведения в театре
1
Правила поведения в музее, библиотеке
1
Правила поведения в магазине
1
5.
Добро и зло в сказках. Сказки о вежливости
2
6.
Раздел: «Праздничный этикет»
Мы идем в гости
2
Мы принимаем гостей
2
Цветы и подарки
2
7.
Мои любимые игры и игрушки
2
8.
Раздел: «Этикет и культура речи»
Учись общаться. Мимика и жесты
2
Культура общения по телефону
2
9.
В мире вежливых слов
1
10.
Раздел: «Природа и мы»
Мы и окружающий нас мир
2
Ты и твое здоровье
2
11.
Игры, развлечения и этикет
2
12.
Итоговое занятие. Игра-путешествие
1
ИТОГО:
36
Учебно-тематический план
5 класс
№
п/п
Наименования разделов и тем
Всего
1.
Вводное занятие. Инструктаж
1
2.
Диагностические процедуры
2
3.
Раздел: «Этикет семьи и дома»
Генеалогическое древо
Мое имя
1
2
4.
Раздел: «Повседневный этикет»
Этикет знакомства и приветствия.
Типы рукопожатий и типы характеров.
1
1
5.
Раздел: «Этикет и культура речи»
Речевой этикет.
Этикет вербального и невербального общения (мимика и жесты).
Телефонный этикет.
1
2
1
6.
Раздел: «Праздничный этикет»
Приглашение. Прием гостей.
Развлечение.
2
Подарки.
1
Цветочный этикет.
1
Дипломатические приемы.
1
7.
Раздел: «В человеке все должно быть красиво»
Гардероб на все случаи жизни.
1
Правила этикета в молодежной моде.
1
Язык красок.
1
Сетикет (Основные правила поведения в сети Интернет).
1
8.
Раздел:«Этикет особого случая»
Театр. Выставка. Библиотека.
Кафе (ресторан)
Танцевальный вечер.
1
1
1
9.
Раздел: «Деловой этикет»
Вести беседу – искусство. Начальник и подчиненный.
1
Деловая встреча с партнером. Деловая беседа.
1
Служебный телефон и служебные разговоры по телефону. Визитная карточка.
1
Общение с иностранными партнерами. Титулы знати.
1
10.
Раздел: «Этикет казачества»
3
11.
Раздел: «Ты и твое здоровье»
4
12.
Итоговое занятие. Культура и мы.
1
ИТОГО:
36
При обучении по курсу «Основы этической культуры» следует учитывать то, что каждая тема специфична и требует коррекции применяемых форм и методов, которые, в свою очередь, отбираются педагогом для каждой группы (детского коллектива) отдельно. Это необходимо не только для обеспечения индивидуального подхода, повышения уровня сплоченности коллектива, но для дифференциации всего образовательного процесса.
При организации образовательного процесса предполагается использовать следующие приемы и методы:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);
метод игры (игра-конкурс, игра-путешествие, ролевые игры);
метод наглядного обучения (картинки, рисунки, плакаты, фотографии);
психологические и социологические методы и приемы (анкетирование, тестирование).
В процессе обучения требуется и дидактические материалы - наглядные пособия, раздаточный материал, карточки-задания, набор ситуационных и ролевых игр, подбор творческих проблемных задач.
Дидактический «арсенал» формируется педагогом дифференцированно и может изменяться, корректироваться, подбираться для конкретных групп.
Методическое обеспечение программы: беседы, тесты, разбор ситуации, похвала, соревнование, метод арт-терапии (снимает страхи, расслабляет).
Реализация программы требует специального образования и может реализовываться в учебных кабинетах.
4. Балабанова И.П. Книга о том, как вырасти гостеприимным человеком. - Ставрополь, 1997.
5. Барто А.Л. Представление начинается. - М., 1963
6. Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.
7. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. - М., 1989.
8. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М.: Педагогика, 1996.
9. Воспитание культуры поведения учащихся. - М, 1976.
10. Все об этике. Сборник - Изд-во «Феникс», 1995.
11. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1999.
12. Даль В. Толковый словарь русского языка.
13. Дружинина Б.Л. У вашего ребенка гости. - М., 2001.
14. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития: Научно- методический сборник. Сост.: Бондаренко Н.Ф., Калашников А.П. и др. Научный руководитель: Грузков В.Н. – Ставрополь, 2002.
15.Золотая книга хорошего тона. Перевод с франц. Н.В. Васильковой. - Смоленск: Русич, 1999.