kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика конфликтов в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевая роль в формировании у человека умения общаться с другими людьми принадлежит школе. И первый осознанный опыт  поведения в конфликтных ситуациях чаще всего дети получают именно в образовательном учреждении. Опыт показывает, что межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс,  особенно остро стоит проблема конфликтов в подростковом возрасте. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликт в системе «учитель-учитель» и «учитель-администратор» ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того сложную жизнь школьного педагога. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика конфликтов в школе»

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ


Ключевая роль в формировании у человека умения общаться с другими людьми принадлежит школе. И первый осознанный опыт поведения в конфликтных ситуациях чаще всего дети получают именно в образовательном учреждении. Опыт показывает, что межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, особенно остро стоит проблема конфликтов в подростковом возрасте. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликт в системе «учитель-учитель» и «учитель-администратор» ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того сложную жизнь школьного педагога.

На школьного психолога чаще всего возлагается большие надежды и роль в создании безконфликтной школьной среды. Для качественного выполнения этой функции необходимо хорошо понимать движущие силы, структуру школьных конфликтов, способы преодоления и свои возможности в управлении конфликтами в школьной среде.

Выявление причин возникновения конфлик­тов в коллективах общеобразовательных школ занимает ключевое место в их профилактике и конструктивном завершении. Без знания дви­жущих сил развития конфликтов трудно оказы­вать на них сколь-нибудь эффективное регули­рующее воздействие.

Основные объективные факторы возникновения конфликтов


Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально - психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтов можно от­нести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созда­нию предконфликтной обстановки - объективного компо­нента предконфликтной ситуации.

Например, в классе есть два лидера, которые соперничают между собой за место организатора класса. Однако если бы в классе был только один лидер, то столкновения не было бы.

Субъективные причины конфликтов в основном свя­заны с теми индивидуальными психологическими особен­ностями оппонентов, которые обусловливает выбор ими именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия. Человек не идет на компромисс, не уступает, не пытается избежать конф­ликта и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противо­стояния. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора — конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, опре­деляющие выбор конфликтного пути, в контексте сказанно­го выше носят главным образом субъективный характер.

При рассмотрении характера взаимосвязей между объек­тивными и субъективными причинами конфликтов мож­но сделать следующие выводы.

Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставлений, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной кон­фликтной ситуации, в том числе в результате действия субъективных факторов. Предположим, учитель вступил с кем-то в конфликт из-за собственной повышенной агрессивнос­ти - казалось бы, по чисто субъективной причине. Однако не исключено, что одной из главных причин повышенной агрессивности учителя является высокая агрессивность со­циально-экономической среды, в которой он живет. Таким образом, за, казалось бы, чисто субъективной причиной конфликта может скрываться фактор, от человека мало зависящий, т. е. объективный.

Во-вторых, нет, пожалуй, ни одного конфликта, кото­рый в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межлич­ностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъек­тивный фактор. Если учитель или ученик субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, то противостояния не будет.

Практически у любого конф­ликта существует комплекс объективно-субъективных причин. Центральной объективной причиной конфликтов в общеобразовательной школе является естественное и не­избежное возникновение противоречий в системе образо­вания, элементом которой является школа. Основные по­требности, интересы и ценности, которые сталкиваются в системе образования, представлены на схеме, разрабо­танной Г.И. Козыревым (см. схему 1).

Причины, вызывающие конфликты, настолько разнооб­разны, что пока не поддаются строгой классификации. К чис­лу наиболее часто встречающихся можно отнести Естественное столкновение значимых материаль­ных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности.

Схема линий противоречий в системе образования



















Существует и бесконечный ряд объективных причин, влияние которых на конфликт­ность человека пока не изучено. К ним можно отнести за­метные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязнен­ная вода, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активно­стью или техническими устройствами, различные стрес­совые ситуации.

Американские психологи экспериментально доказали, что в жаркие дни вероятность массовых беспорядков в го­роде может быть в несколько раз выше, чем в холодные дни.

Российские ученые, изучая ежегодно динамику драк между старшеклассниками, установили явную зависимость частоты конфликтов от одиннадцатилетнего цикла солнеч­ной активности. Чем активнее Солнце, тем чаще конф­ликты у школьников заканчиваются дракой.


Условия профилактики межличностных конфликтов


Особенности управления конфликтом во многом опре­деляются спецификой этого сложного социального явле­ния. Важным принципом управления конфликтом явля­ется принцип компетентности.

Во-первых, директор, учитель, психолог вмешивающиеся в раз­витие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завер­шения конфликтов вообще. Эти знания дают как теорети­ческая подготовка, так и богатый жизненный опыт.

Во-вторых, необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликт­ной ситуации. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при есте­ственном развитии событий. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществ­ляться компетентными людьми.

Регулирование конфликтов требует соблюдения следу­ющего принципа - попытаться заставить оппонентов от­казаться от своих намерений, не допуская противостояния. Лучше все же создать условия школьникам и учителям для защиты своих интересов, путем сотрудничества, компро­мисса, без явной конфронтации и даже путем уступок. Же­лательно не менять радикальным образом содержание событий в школьном коллективе, а сделать так, чтобы фор­ма разрешения противоречия была конструктивной, мир­ной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стре­миться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтом - это сознательная деятель­ность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтом включает: симптомати­ку, диагностику, прогнозирование, профилактику, предуп­реждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выде­ляют и такие управляющие воздействия, как пресечение, га­шение, преодоление, устранение конфликта (А.Шипилов).

Управление конфликтами более эффективно, если осу­ществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситу­ация социального взаимодействия, тем меньшие усилия не­обходимо приложить, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоре­чий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Здесь очень важную роль играет психологическая диагностика психоэмоционального состояния участников УВП, сформированности классных коллективов, отношений учитель – ученик, психологического климата в педагогическом коллективе и др. Часто психолог первым видит предпосылки возникновения конфликтных ситуаций еще на той стадии, когда все можно изменить. Рекомендации и выводы, которые психолог адресует другим специалистам школы и опирается сам, должны использоваться при принятии управленческих решений и проектировании безконфликтной образовательной среды.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем кон­структивно разрешить их. Поэтому проблема конструк­тивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших зат­рат сил, средств и времени и предупреждает даже те мини­мальные деструктивные последствия, которые имеет лю­бой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органов управления ими, школьные психологи. Она мо­жет вестись по четырем основным направлениям:

  • создание объективных условий, препятствующих воз­никновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций

  • оптимизация организационно-управленческих усло­вий работы школы - важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;

  • устранение социально-психологических причин конф­ликтов;

  • блокирование личностных причин возникновения кон­фликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов в обще­образовательной школе должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.

Рассмотрим основные объективные условия, способству­ющие профилактике деструктивных конфликтов в школе.

Создание благоприятных условий для жизнедеятельно­сти учителей, учеников, руководителей школ.

Это основное объективное условие предупреждения конфликтов. К ним в первую очередь относятся: материальная обеспеченность, возможность само­реализации человека в служебной деятельности, условия работы; взаимоотношения с коллегами и администрацией; здоровье человека; отношения в семье; на­личие времени для полноценного отдыха и т.п. здесь психолог, скорее всего, может выполнять только мониторинговые мероприятия по запросу администрации для отслеживания благополучия в этой области.

Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Этот фактор обостряется в педагогических коллективах при введении НСОТ. Часто эта система провоцирует конфликтные ситуации, но школьный психолог может повлиять на него не больше, чем любой другой сотрудник школы, этот вопрос находится вне его компетенции.

Однако в вопросах, касающихся справедливого оценивания учащихся, распределения классных обязанностей педагоги часто подвергаются влиянию собственной субъективной оценки и психолог в процессе индивидуальных бесед с педагогом может помочь восстановить справедливость, подсказать те черты учащихся, которые явно не проявляются, но очевидны по результатам диагностических исследований и могли бы быть использованы на благо.

Успокаивающая среда, окружающая человека. К мате­риальным факторам, способствующим уменьшению веро­ятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку школьных и жилых помещений, оптимальные характерис­тики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, на­личие комнатных растений, аквариумов, оборудование ком­нат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов и т.д. Здесь очень важной является индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа психолога по снятию психоэмоциональных напряжений у участников УВП.

Кроме выше описанных приемов и способов профилактики столкновения людей существуют социально-психологические условия, способствующие развитию бесконфликтной среды - социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер, если оно сбалансировано. Рассмотрим пять ос­новных балансов, сознательное или неосознанное наруше­ние которых может привести к конфликтам.

  • Одним из них является поддержание в ходе взаимодей­ствия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роль старшего, равного или младшего по психологическому статусу. Если партнер принима­ет отводимую ему роль, то ролевого конфликта не проис­ходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер и какой роли он ожидает от вас. Если ожидаемое партнером распреде­ление ролей вас устраивает, то вы играете ту роль, кото­рую от вас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Психологи­чески наиболее комфортной ролью для человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она чаще всего не устраи­вает партнера. Он не хочет играть роль младшего. Поэто­му, взаимодействуя с окружающими, ученик, учитель, ди­ректор должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимо­действие с окружающими на основе признания равнопра­вия в психических статусах.

Предупреждению конфликтов способствует поддержа­ние при взаимодействии людей и социальных групп балан­са взаимозависимости в решениях и действиях. Каждо­му человеку изначально присуще стремление к свободе и независимости. Каждый в идеале стремится делать то, что хочет и когда хочет. Однако, свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы вза­имодействуем. Поэтому, если человек считает свою зави­симость от окружающих большей, чем он может допустить, он способен пойти на конфликт. Слишком большая зави­симость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необ­ходимо чувствовать, какая зависимость партнера от вас яв­ляется для него дискомфортной, и поддерживать комфор­тный баланс взаимозависимости. Учитель не должен стре­миться контролировать каждый шаг ученика. Директору школы нецелесообразно во все вмешиваться, все решать са­мому, подвергая личной опеке каждого учителя и педаго­гический коллектив в целом.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу и личные услуги. К ним относятся: подмена дру­гого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, доставание какой-то детали, билета, товара, дру­гие личные услуги. Анализ конфликтов между людьми пока­зывает, что они осознанно или подсознательно фиксируют услуги, которые им оказали, и те, которые оказали они. На­рушение баланса взаимных услуг во взаимодействии диады людей чревато напряженностью во взаимоотношениях и кон­фликтами. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги при­мерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается. Это приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

  • Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, челове­ку свойственно чувство мести. Это в целом деструктивное чувство. Его сила и степень реализации в поведении обус­ловлены мировоззрением, воспитанием человека, соци­альными традициями и страхом наказания. Поэтому важ­ным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба на­рушает сбалансированность межличностного или межгруп­пового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой. В про­цессе социального взаимодействия в школе люди постоян­но оценивают друг друга. Человеку свойственна непрерыв­ная самооценка своего поведения и результатов деятель­ности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «руководитель (старший) - подчиненный (млад­ший)». Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек чаще обращает внимание на положительные стороны соб­ственной личности и на то, что ему удалось сделать в ре­зультате работы. При оценке работы подчиненного руко­водитель чаще отмечает то, что не удалось сделать работ­нику соответственно нормативным требованиям. Такой подход характерен не только для руководителей, но и во­обще для оценки человеком других людей.

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решени­ях и действиях, в услугах, ущербе, самооценке и внешней оценке как о предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо отметить важную особенность: речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. По­тенциальной предпосылкой конфликта может быть субъек­тивно оцениваемое нарушение баланса, которое превосхо­дит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами до­пустимую величину.

Школьный психолог может значительно развивать сбалансированность школьной среды за счет просветительской и тренинговой работы.


Способы и приемы преодоления предконфликтных ситуаций


Для преодоления предконфликтов важно знать, как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении.

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно двумя способами: влиять на свое поведение или на психику и поведение оппонента. Второй способ более сло­жен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего от­ношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конф­ликтов связан с умением человека грамотно общаться.

Умение определить, что общение становится предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной си­туации к нормальному взаимодействию один из спо­собов предотвратить конфликт.

Предконфликтная ситуация обычно не возникает внезап­но, а нарастает постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допус­тимый, и грамотно прекратить его. Признаками обостре­ния спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: ска­зать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; пере­вести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям; заявить, что вы не успе­ли всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оп­поненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (ког­да эмоции улягутся).

Умение человека понимать партнера по взаимодей­ствию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что мотивы действий партнера правильно поняты.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая партнером информация может теряться и ис­кажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не действительные противоречия между людьми могут вызвать спор. Споров, вызванных не­пониманием друг друга и различными подходами к про­блеме, целесообразно избегать.

Терпимость к инакомыслию.

Это также может предотвратить возникновение конф­ликтов. Если вы обнаружили, что партнер в чем-то неправ, то не обязательно доказывать ему это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он неправ, но не обязательно де­лать это при свидетелях, не следует настаивать, чтобы он публично признал свою неправоту. Необходимо быть твер­дым в отстаивании своей позиции, но мягким по отноше­нию к людям.

Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Социально-экономическая среда, сформировавшая челове­ка, нынешняя социально-экономическая ситуация в стра­не создают в нем повышенную тревожность и агрессив­ность. Это сказывается на характере отношений человека с окружающими, повышает его конфликтность. Чтобы снизить собственную тревожность и агрессивность, чело­век может использовать методы аутогенной тренировки, физические упражнения, полноценный отдых и стараться поддерживать благоприятный социально-психологический климат на работе и дома.

Управлять своим психическим состоянием, избе­гать предконфликтных ситуаций при переутомлении или возбуждении.

Психическое состояние человека изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда су­щественно. Успешность работы, степень усталости, обще­ние с сослуживцами, физиологическое состояние организ­ма, погода и т. д. — все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый может сам оценить, в каком состоянии в данный момент находится, и поступать с учетом этого состояния, стара­ясь избегать конфликтов, причиной которых может стать собственная раздраженность.

В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса.

Окружающие так же, как и вы, имеют свои интересы и право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкно­вение интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно. Однако совершенно необязательно разрешение социальных противоречий путем конфликтов.

Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

Негативные эмоции - один из основных факторов, спо­собствующих возникновению конфликтов. Они часто яв­ляются реакцией человека на заметное и значимое несов­падение реального развития событий с тем, на которое он рассчитывал. Существуют три способа минимизации не­гативных эмоций: прогнозирование возможных вариантов развития событий (чем точнее окажется прогноз, тем мень­ше негативных эмоций); изменение хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось; предусмотрение не только лучшего, но и худ­шего варианта развития событий.

Если окружающие не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызывает у человека негативные эмоции, ухуд­шает его взаимоотношения с людьми. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо вза­мен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

  • Конфликтоустойчивость способность человека со­хранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных фак­торов.

Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конф­ликтогенных факторов является отрицательным каче­ством личности. Высокая конфликтоустойчивость особен­но необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологических - про­являющихся в эмоционально-волевой устойчивости; ког­нитивных - проявляющихся в качестве психических по­знавательных процессов человека; мотивационных - проявляющихся в направленности личности человека и мо­тивах его поведения в конкретной ситуации; социально-психологических - отражающих социально-психологи­ческие особенности личности, стереотипы ее взаимодей­ствия с окружающими.

  • Не забывайте о чувстве юмора.

В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора.

Рассмотрим основные способы и приемы воздействия на партнера по общению, на его отношение к предконфликтной ситуации и поведение.

  • Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека.

Такие попытки часто приводят к конфликтам и не дают желаемых результатов. Воспитание, а тем более перевос­питание — медленный процесс. Все новое в природе и об­ществе обычно созидается достаточно медленно. Быстро идут только разрушительные процессы. Занимаясь пере­воспитанием, не следует рассчитывать на немедленные значительные результаты. Такие ожидания могут привес­ти к конфликтам, так как оправдать эти ожидания чело­век обычно не в состоянии.

  • В процессе общения важно верно оценить психичес­кое состояние партнера, избегая обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной ре­акции с его стороны.

Точно так же, как изменяется ваше психическое состоя­ние, подвержено переменам настроение партнера по взаи­модействию. Для предупреждения конфликтов необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы. В этом случае пробле­ма, скорее всего, не будет решена, а дискуссия спровоциру­ет конфликт. Для обсуждения спорных проблем необходи­мо выбирать подходящее время.

  • Знать законы невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.

Это поможет глубже и оперативнее оценить истинные намерения собеседника и заранее обнаружить угрозу кон­фликта.

  • Своевременно информировать окружающих об ущем­лении ими ваших интересов.

Человек даже себя порой толком не знает, что же гово­рить об окружающих. Поэтому, если кто-либо из этих ок­ружающих наступает вам на «любимую мозоль», не ис­ключено, что делается это не специально. Если кто-то на­нес вам ущерб, не подозревая об этом, вполне вероятно, узнав об этом, он извинится и станет действовать иначе без дополнительных просьб.

  • Следует быть твердым, отстаивая свои позиции, но мягким по отношению к оппоненту.

Типичная ошибка во взаимодействии оппонентов - их одинаковая жесткость по отношению к противной сторо­не. Позиция должна быть гибкой. Необходимо показать, что вы понимаете слабости оппонента, что на его месте, вы, возможно, занимали бы аналогичную позицию. Одна­ко справедливым будет решение, учитывающее не только его, но и ваши интересы. Мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость при защите собствен­ных интересов. Это уменьшит вероятность конфликта, уве­личит ваши шансы при отстаивании своих прав.

  • В процессе обсуждения проблемы важно не переби­вать оппонента, дать ему выговориться.

Такая стратегия общения с оппонентом позволяет ми­нимизировать его негативные эмоции. Это очень важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации.

  • Необходимо заблаговременно информировать окру­жающих о решениях, затрагивающих их интересы.

Человек, как правило, отрицательно реагирует на нео­жиданные изменения и ситуации, затрагивающие его инте­ресы. Такая реакция естественна. Человек оказывается не готов к внезапным переменам и вынужден принимать ре­шения экспромтом. Принимая решение, необходимо взве­сить, чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше со­гласовывать свои решения с людьми до того, как они будут приняты.

  • Не следует расширять сферу противодействия с оп­понентом, увеличивая число обсуждаемых проблем.

Эскалации предконфликтной ситуации способствует ес­тественное расширение сферы противодействия в ходе об­суждения проблемы. Для предупреждения конфликтов важ­но обсуждать с оппонентом только тот вопрос, из-за которо­го возникли разногласия. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они требуют согласования интересов. Если необходимо ре­шить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опас­ность конфликта возрастает, если критика распространя­ется не только на позицию оппонента, но и на его личность.

  • Не загоняйте оппонента в угол.

Если ваш оппонент принял неграмотное решение, то же­лательно отказать себе в удовольствии публично разоблачить его некомпетентность. Человек, поставленный в без­выходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на обострение конфликта ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно остав­лять оппоненту возможность «сохранить лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство соб­ственного достоинства.

Установите неформальный, личностный контакт с партнером по взаимодействию.

Если общение носит официальный, сугубо деловой харак­тер, то возникновение конфликтов более вероятно, чем в си­туации, когда между собеседниками существует психоло­гический контакт. Если собеседник к вам расположен, если вы воспринимаете его не как постороннего, а как личностно значимого человека, то вероятность конфликта значи­тельно меньше. Для установления неформального контак­та желательно предварить обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопросами, имеющими личностный харак­тер, — справиться о здоровье, успехах, семье, других про­блемах собеседника. Эти вопросы должны носить нефор­мальный, искренний характер. Желательно, чтобы глаза партнеров собеседников были примерно на одном уровне - оба должны либо стоять, либо сидеть.


Способы конструктивного разрешения межличностных конфликтов


Управление конфликтами в школьных коллективах осу­ществляется по двум основным направлениям. Первым и главным из них является профилактика конфликтов. Од­нако предупредить все конфликты невозможно. Поэтому психолог, учитель, школьник должны уметь конструктив­но завершить конфликт, если он все же возник. Основны­ми способами завершения конфликта являются: разреше­ние, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт (схема 8.2).


Разрешение конфликта яв­ляется наиболее желательной и вместе с тем наиболее сложной формой завершения борьбы оппонентов. Разре­шение конфликта — это совместная деятельность его уча­стников, направленная на взаимовыгодное решение про­блемы, которая привела к столкновению, на снятие про­тиворечия, вызвавшего столкновение оппонентов.

Разрешить межличностный конфликт достаточно слож­но, так как обычно оба оппонента считают себя правыми. Рациональная, объективная оценка конфликтной ситуации каждым оппонентом сильно затруднена из-за негативных эмоций конфликтующих. Рассмотрим 17-тишаговую пос­ледовательность действий одного из оппонентов, решивше­го взять инициативу разрешения конфликта на себя.

1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для меня.

2-й шаг. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или, по крайней мере, не проиграю.

3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по от­ношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

4-й шаг. Настроиться на то, то потребуются определен­ные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оп­понент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаивает, так же естественно, как и защи­та мною собственных интересов.





Основные способы завершения конфликта

( по А. И. Шипилову)

6-й шаг. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойни­ков. Для этого необходимо мысленно выйти из конфликт­ной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нем участвует мой двой­ник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны, частичную неправоту в позиции моего двойника.

7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оп­понента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хо­чет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной кон­фликта его скрытую суть.

8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Опреде­лить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить.

9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. По­нять, в чем главная причина конфликта, если не учиты­вать индивидуальные особенности его участников.

10-й шаг. Продумать и разработать программу-макси­мум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с уче­том не только моих интересов, но и интересов оппонента. Если совсем Игнорировать интересы оппонента, то програм­ма разрешения конфликта останется лишь благим поже­ланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, сниже­ние его остроты создают хорошую основу для последующе­го разрешение противоречия. Следует помнить, что начать конфликт легко и быстро, разрешить же противоречия - дело почти всегда трудное, медленное и поэтапное. Частич­ное решение проблемы все же гораздо лучше борьбы на вза­имное уничтожение. Подготовить 3-4 варианта частично­го решения проблемы или смягчения конфликта.

12-й шаг. Определить по возможности объективные кри­терии разрешения конфликта.

13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные дей­ствия оппонента и мои реакции на них по мере развития конфликта. Если верен мой прогноз развития конфликт­ной ситуации, то это окажет позитивное влияние на мое поведение, сделает его конструктивным.

Прогноз на один шаг. Я сделала ей плохо, и мне стало хорошо.

Прогноз на два шага. Я - Она ответила на мои действия.

Прогноз на три шага. Я - Она - Я ответила на ее ответ.

Прогноз на четыре шага. Я - Она - Я - Она.

Прогноз на пять шагов. Я – Она - Я - Она - Я.

Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.

14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. Логика такого разговора может быть следующей:

  • конфликт нам обоим невыгоден, работать и жить все равно придется вместе. Это гораздо лучше, нужно помо­гать, а не вредить друг другу;

  • предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;

  • признать свои ошибки, приведшие к конфликту;

  • сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной ситуации не является главным;

  • в мягкой форме высказать пожелание об уступках со стороны оппонента и аргументировать свое предложение;

  • обсудить взаимные уступки;

  • полностью или частично разрешить конфликт;

  • если разговор не удался, не обострять ситуацию нега­тивными эмоциями. Предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.

15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего по­ведения в соответствии с конкретной ситуацией.

16-й шаг. Еще раз оценить свои действия на этапах воз­никновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

17-й шаг. Оценить поведение других участников конф­ликта, тех кто поддерживал меня или оппонента. Конф­ликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особеннос­ти, которые до этого были скрыты.

Каждый конфликт своеобразен, и важно видеть его спе­цифику. Однако приведенный выше 17-тишаговой алго­ритм разрешения межличностных конфликтов все же мо­жет помочь найти более конструктивный выход из сложных ситуаций.

В школе нередко бывают ситуации, когда психолог вынуждены вмешивать­ся в конфликты учеников (учителей) в роли третьей сто­роны с целью их урегулирования. Предлагаем возможную схему действий учителя или ди­ректора при разрешении конфликтов в школьных коллек­тивах в роли третьей стороны. Она так же, как и алгоритм саморазрешения конфликта, включает 17 шагов. Предла­гаемая последовательность действий может уточняться и изменяться с учетом особенностей конкретной конфлик­тной ситуации.

1-й шаг. Попытаться представить общую картину конф­ликта и проникнуть в его суть, анализируя ту ограничен­ную информацию, которой располагаем. Ориентировочно оценить особенности конфликта, позиций и скрытые инте­ресы обеих сторон.

2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, которого ориентировочно будем считать в данном конфликте более правым. Выявить его представления о причинах конфликта, узнать, чего он хочет добиться от оппонента и чего опа­сается. Установить его мнение об основных интересах и опа­сениях второго оппонента.

3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонен­том. Типичная грубейшая ошибка -вмешательство в кон­фликт на основе информации, полученной только от одной из конфликтующих сторон.

4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфлик­та с друзьями первого оппонента. Они дадут новую и, ско­рее всего, более объективную информацию об интересах и опасениях первого оппонента. Полезно выяснить их пред­ставления об интересах и опасениях второго оппонента.

Необходимо обсудить с друзьями первого оппонента перс­пективы развития конфликта и возможные способы его уре­гулирования. Не стоит экономить время на общении с дру­зьями первого оппонента, поскольку в последующем они мо­гут оказать существенную помощь в разрешении конфликта.

5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способах урегулирования конфликта с друзьями второго оппонен­та. Содержание разговора с ними такое же, как с друзьями первого оппонента.

6-й шаг. Обсудить причины, перспективы развития и спо­собы урегулирования конфликта с неформальными лиде­рами коллектива, в котором развивается конфликт между первым и вторым оппонентами.

7-й шаг. При необходимости обсудить проблему конф­ликта с руководителями обоих оппонентов и выяснить их отношение к этой проблеме.

8-й шаг. Понять, в чем заключается главная причина конфликта и не учитывать индивидуальные особенности всех его участников, а представить, что в конфликте дей­ствуют абстрактные люди.

9-й шаг. Определить, каковы глубинные, подсознатель­ные мотивы, скрытые за внешними поводами, вызвавши­ми противостояние оппонентов. Постараться максималь­но точно выявить скрытое содержание конфликта, то, о чем все молчат.

10-й шаг. Определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем неправ. В последующем, не увязая самому в конф­ликте, поддержать каждого оппонента в том, в чем его требо­вания справедливы, и показать уязвимые позиции каждого.

11-й шаг. Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития

событий, а также ситуа­цию, при которой третья сторона в конфликт активно вме­шиваться

не будет, лишь постарается добиться от оппонен­тов, чтобы они сами пришли к компромиссу.

12-й шаг. Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вмешательства в конфликт третьей стороны. Следует помнить, что каждый из оппо­нентов, как правило, видит в третьей стороне своего союз­ника, а не бесстрастного арбитра. Если не оправдать их ожиданий, можно из друга превратиться во врага.

13-й шаг. Продумать и разработать программу-макси­мум, нацеленную на полное или частичное разрешение кон­фликта. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонен­там и совместных действий по реализации этой программы.

14-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы по возможности смягчить остро­ту противостояния и деструктивные последствия конфлик­та. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам и совместных действий по реализации этой программы.

15-й шаг. Обсудить программу-максимум и программу-минимум с друзьями каждого из оппонентов, неформаль­ными лидерами, при необходимости — и с руководителя­ми. После обсуждения внести коррекцию в планы общих действий по разрешению конфликта.

16-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать к посред­ничеству друзей каждого из оппонентов, неформальных ли­деров, при необходимости — руководителей. Они могут по­рой оказывать на оппонентов более заметное влияние по срав­нению с нами. Лучше разрешать конфликт их руками. Если позволяет время и есть возможность, нам лучше играть роль координатора в процессе урегулирования конфликта.

17-й шаг. Обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате вмешательства в данный конфликт.

Предложенная выше последовательность действий при урегулировании конфликтов есте­ственно может упрощаться, когда речь идет о простых кон­фликтных ситуациях.

В случае если необходимо более глубокое разрешение конфликта, и психолог понимает, что причинами являются не столько явные столкновения интересов, сколько психологические особенности участников конфликта техники разрешения конфликта могут применяться совместно в психокоррекционными техниками, представленными в таблице.


Вопрос


Стратегия


1)Являются ли эмоции причиной конфликта и препятствуют ли они его разрешению? Если да то каковы эти эмоции?


Раздражение?

Если то чьё?

а) Других людей








б) Ваше собственное?






Недоверие? Если да, то с чьей стороны?

а) Других людей?


б) вашей?


Страх? Если да, то чей?

а) Других людей?

б)Ваш собственный?



Другие эмоции? (ревность, чувство вины).

а) Других людей?


б) Ваше собственное?



2) Каковы скрытые причины кризиса?


В чём действительно нуждаются другие люди и чего они хотят?




В чём вы действительно нуждаетесь? И чего хотите на самом деле?



3) Вызван ли конфликт непониманием? Чьим?


а) Другого человека?



б) вашим собственным?



в) обоих участников конфликта или неизвестно чьим?


4) Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто – то не берёт на себя ответственность за какое – либо действие.


Ответственность другого человека?




Ваша собственная ответственность?



5. Какой из стилей поведения был наилучшим в данной конфликтной ситуации.






Возможно ли взаимовыгодное решение?



Стоит ли вообще этот конфликт усилий, затрачиваемых на его решений?


Может ли оказать на разрешение конфликта вопрос власти?

Кто обладает большей властью?

А) Другой человек?

Б) Вы?


6)Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при разрешении конфликтов?

Представляет ли противоположную сторону человек, трудный в общении?


Имеете ли вы особые личностные нужды, которые вам необходимо удовлетворить (желание получить признание)?


7) Какого рода альтернатива и решения возможны?

Какие альтернативы и решения являются подходящими?


Как эту проблему превратить в благоприятную возможность?

Какой выход является наилучшим?

Техника «охлаждения» эмоций с обеих сторон, что бы вы могли выработать решения и соглашения.


Техника «охлаждения» и «рассевания» раздражения: сочувственное выслушивание, предоставление выхода гневу, утверждение чего либо с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения непонимания, которое вызывает раздражение.


Техника направления гнева по другому руслу или контроля раздражения: кратковременный выход, переключение, визуализация с целью освобождения от гнева.



Техника преодоления недоверия.


Техника оценки обоснованности этого недоверия или открытого продуктивного обсуждения его

Техника уменьшения страха.


Техника оценки обоснованности этого страха или техника открытого и продуктивного осуждения его.



Техника успокоения других людей.


Техника самоуспокоения.



Рассмотрение наименьших нужд и желаний.


Непосредственное общение с целью выяснения причин кризиса, нужд и желаний другого человека, если человек отказывается от общения.


Самоанализ с целью определения ваших реальных желаний и нужд, если они для вас не ясны.


Тактика преодоления непонимания посредством улучшения общения.


Тактика объяснения и внесения определенности.


Тактика открытости и восприятия объяснений других людей.


Комбинирование предыдущих тактик.



Тактика определения ответственной стороны и выработки отношения о понятии ответственности.



Тактика приведения другого человека к пониманию своей ответственности и согласию что – то сделать.


Тактика выявлений и признания этой ответственности.


Оценка подходящих стилей и выбор исходя из:

А) предпочитаемого вами стиля;

Б)стили которые, как вы полагаете, другие люди считают наиболее подходящими;

В)стилей, которые были бы самыми эффективными в данных обстоятельствах.


Использование переговоров и дискуссий для выработки решения посредствами компромисса или сотрудничества.

Выбор стратегии ухода от конфликта и отказ от разрешений его в настоящий момент.





Приобретение или предложение компромисса.

Конкуренция или выход на компромиссное решение.


Использование техники общения с особо трудными людьми.


Техника эффективного выражения своих нужд.



Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предложений.

Метод мозговой и творческой визуализации для генерирования идей.

Мозговая атака и творческая визуализация.

Установление приоритетов среди разных возможностей.


Службы профилактики конфликтных ситуаций в школе


Отношения между педагогами, родителями и учениками сегодня напоминают битву трех сторон. Не случайно школьные конфликты все чаще приводят в суд, причем дело дошло до того, что ученики кончают жизнь самоубийством из-за ошибок педагогов или, наоборот, избивают или убивают своих учителей. И не случайно для разрешения конфликтов во многих школах стали привлекаться школьные психологи, начали создаваться школьные психологические службы. Эти службы помогают педагогам, родителям и ученикам найти конструктивные выходы из сложных конфликтных ситуаций, дают знания и навыки по мерам профилактики конфликтных ситуаций, помогают снизить уровень агрессивности в школьной среде, обучают навыкам конструктивного взаимодействия всех участников учебно-образовательного процесса.

В сложившихся условиях функционирования образовательной системы школьный психолог становится связующим звеном в системе взаимодействия "семья-школа", гармонизирующим отношения между родителями и школой и способствующим удовлетворению потребностей в позитивных контактах каждой из сторон. Участие школьного психолога во взаимодействии между родителями и школой способствует увеличению позитивных связей, изменяя качественную структуру отношений, которые становятся более доверительными и открытыми.

В основные функции школьного психолога входит психологическое сопровождение учебного процесса, профориентация, выявление склонностей, интересов, способностей учащихся, ведение тренингов по различным проблемам, индивидуальное консультирование по вопросам успеваемости, взаимоотношений в классе, взаимоотношений ученика с учителями, с родителями и др.

Невозможно одному специалисту полноценно осуществлять мониторинги, тестирования, тренинги, профилактику наркомании и прочее. Как и всякий человек, психолог не может хорошо уметь всё, поэтому оптимальное решение – создание в школе психологической службы, где работает несколько психологов, специализирующихся в различных областях психологического знания.

Психолог должен позиционировать себя как независимый специалист. Именно такая позиция укрепит роль психолога как реального помощника, а не как «шпиона» администрации. Да, и самому психологу это во многом облегчит задачу по сохранению психического здоровья школьников, работу по психологической коррекции. Позволит более свободно решать реальные проблемы учащегося, чтобы ребенок не чувствовал себя один на один со своими часто недетскими проблемами, ощущал себя комфортно в школе, не чувствовал себя брошенным и несчастным.

Ученики, как правило, сами не обращаются к психологу, особенно это касается младших школьников. Обычно за них это делают родители или учителя. Учителя приводят детей чаще, поскольку хотят, чтобы психолог разобрался с проблемами трудного ребенка, с которым сами они уже не в состоянии бороться. Родители обращаются реже по нескольким причинам: некоторые считают, что их ребенок самый лучший и поэтому предпочитают не замечать сложностей, другие просто не доверяют психологу, поскольку не имеют правильного представления о выполняемых им функциях, или просто не верят, что он способен что-то сделать.

Старшеклассники, случается, приходят сами, без советов и рекомендаций. В основном их волнуют проблемы выбора профессии, особенно в отсутствии ярко выраженных интересов и способностей. Также часто обращаются за помощью неуверенные в себе ребята, имеющие трудности в общении со сверстниками.

Наиболее распространенной проблемой в младших классах является так называемая «школьная дезадаптация», т.е. отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в обучении, конфликтов с одноклассниками, нарушении дисциплины. Симптомы школьной дезадаптации могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, но при этом могут проявляться либо в субъективных переживаниях, либо в форме ряда психогенных нарушений, среди которых можно выделить неадекватную реакцию на проблемы и стрессы, конфликты с окружающими, резкий спад интереса к учебе и повышенную тревожность.

В старших классах у ребят в первую очередь возникают проблемы с поведением и адаптацией в коллективе. Для некоторых детей в какой-то момент учителя перестают быть авторитетом, теряется стимул к учебе. Корень проблемы обычно кроется в педагогах, которые не умеют создать благоприятной атмосферы, пользуются примитивными способами наказания и поощрения, в результате чего у них не получается наладить контакт с ребенком. Наиболее свойственны детям в этом возрасте такие качества, как импульсивность, нетерпеливость, сниженная ответственность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь со сферой общения. Стремление быть лидером без необходимых коммуникативных навыков порой приводит к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми.

Также можно выделить такое свойство характера подростка, как пониженная самооценка, которая наблюдается у большинства детей с нарушениями адаптации (84%), а также у значительного числа школьников, у которых с адаптацией все в порядке (38%). Она выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку. Повышение самооценки и формирование позитивного отношения к жизни и учебе являются одной из основных задач школьного психолога.


Для сокращения количества проявлений агрессии в школах специалисты дают следующие рекомендации.

1. Попросите учеников (лучше старшеклассников) написать в столбик несколько слов, которыми, на их взгляд, характеризуется жизнь школы. Если большинство учащихся напишут такие слова, как «доброта», «понимание», «уважение», «сотрудничество», значит, создана комфортная атмосфера. Но может случиться и по-другому: ваши ученики подберут совсем другие слова, обозначающие страх, чувство вины, тревогу. И это уже серьезный повод для школьной администрации задуматься о существующем стиле жизни.

2. Очень полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты. Например, правила поведения учащихся, требования к ученикам и родителям. Следующим шагом в этом направлении должно быть информирование. Родители должны четко знать требования школы, а учащиеся – правила своего поведения, а, кроме того, и правила поведения учителей.

3. Создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками.

4. Специальные тренинги

Культурное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. К сожалению, в современной школена предметы эстетического цикла, на которых можно развивать эмоциональную сферу ребенка и подростка, отводится не так много времени. Психологи рекомендуют проводить в школе специальные тренинги и занятия по предупреждению агрессии, которые могут быть направлены на:

- создание чувства безопасности;

- формирование позитивного отношения к самому себе;

- развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

- формирование умения ставить цели;

- развитие навыков правильного поведения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются из-за отсутствия у последних условий для участия в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков, которая могла быть задействована во взаимодействиях с учителем, становится невостребованной и в какие-то моменты прорывается наружу. “Вулкан” бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик вступает в пререкания на уроке, показывает упрямство, непослушание. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для этого не создано, он сам, как умеет, захватывает “коммуникативное пространство”: грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

Как организовать культурный диалог? Чтобы между вами и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда собеседник ответит на него.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самими учениками.

4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все “коммуникативное пространство”.

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: “Как ты сам считаешь или думаешь?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика конфликтов в школе

Автор: Борисова Галина Леонидовна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 256998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(81) "sieminar-praktikum-profilaktika-konfliktov-v-piedaghoghichieskom-kolliektivie-dou"
    ["file_id"] => string(6) "144734"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418770520"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разрешение конфликтов в классном коллективе"
    ["seo_title"] => string(44) "razreshenie_konfliktov_v_klassnom_kollektive"
    ["file_id"] => string(6) "563931"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605895567"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад на тему: "Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения" "
    ["seo_title"] => string(75) "doklad-na-tiemu-konflikty-v-klassnom-kolliektivie-i-puti-ikh-razrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187607"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426530935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ""Конфликты в семье, школе и пути их разрешения""
    ["seo_title"] => string(47) "konflikty_v_seme_shkole_i_puti_ikh_razresheniia"
    ["file_id"] => string(6) "601264"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645786860"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Статья "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций""
    ["seo_title"] => string(63) "statia_konflikt_v_shkole_puti_vykhoda_iz_konfliktnykh_situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "616893"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667840171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства