Целью профилактики: является воспитание стойкого отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье, воспитание личности, способной противостоять негативному влиянию окружения.
Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися, которые не имеют опыт употребления наркотических веществ. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика и социальная работа с подростками. »
Профилактика и социальная работа с подростками.
Целью профилактики: является воспитание стойкого отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье, воспитание личности, способной противостоять негативному влиянию окружения.
Задачи профилактики:
- информирование о ПАВ (информация о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека);
формирование социальных факторов (формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации);
способствует формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
развитие самооценки, развитие навыков принятия самостоятельных решений, формирование способностей справляться со стрессом;
формирование жизненных навыков: формирование навыков личного поведения и межличностного общения.
Профилактика наркозависимости может осуществляться по разным направлениям:
Общая профилактика употребления ПАВ осуществляется в учебном процессе и во второй половине дня всеми участниками образовательного процесса. В учебном процессе общая профилактика осуществляется через содержание и соответствующие педагогические технологии многих предметов. Особое место в профилактике занимают предметы: ОБЖ, биология, литература, химия.
2. Специальная профилактика проводится подготовленными по этой проблеме специалистами. Специальная профилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.
Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися, которые не имеют опыт употребления наркотических веществ. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося. Речь о третичной профилактике идет в случаях, когда ставится диагноз "наркомания", и учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации.
В образовательных учреждениях приоритет отдается первичной и вторичной профилактике, которая выполняет следующие цели:
Развитие механизмов эффективной социальной адаптации.
-Навыки позитивного и конструктивного отношения к себе (способность познавать себя), свой характер, свои достоинства, недостатки и желания);
-Навыки позитивного общения;
-Навыки адекватной самооценки и понимания других;
-Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями;
-Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
-Навыки продуктивного взаимодействия и др.
Оценка эффективности - достаточно высокая.
3. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Основные позиции подхода:
-Психологическая зависимость от наркотиков является результатом ее заместительного эффекта.
-Многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности.
-Люди не прекращают направленное на поиск удовольствия поведение, связанное с использованием ПАВ до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее.
-Альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами стрессам и
дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению.
Оценка эффективности — достаточно высокая, но не для групп повышенного риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения.
4. Подход, основанный на укреплении здоровья.
В настоящее время под укреплением здоровья понимается процесс, отражающий гармонизацию человека и окружающей среды, помогающий человеку и обществу усилить контроль над детерминантами здоровья, и таким образом улучшить его. При таком подходе предполагается систематическое и регулярное обучение навыкам ведения здорового образа жизни.
Оценка - длительный положительный эффект, но требует значительных затрат. Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и
побуждающие подростков вновь и вновь обращаться к ПАВ. Именно поэтому стратегическим приоритетом психолого-педагогической профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненных планов. Очевидная цель позитивно направленной психолого-педагогической профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания.
Учреждения социального обслуживания молодежи, которым присвоен социальный статус, разрабатывают и внедряют инновационные формы и направления работы, участвуют в подготовке и проведении семинаров и конференций на территории федерального округа, распространяют положительный опыт своей деятельности.
К учреждениям социального обслуживания организаций по делам молодежи с полным основанием можно отнести:
Комплексный центр социального обслуживания молодежи;
Центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидного положения;
Социальную службу для молодежи;
Центр по работе с детьми, подростками и молодежью;
Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи;
Центр развития физической культуры детей и молодежи;
Подростково-молодежный клуб;
Молодежный бизнес-клуб;
Агенство сезонной занятости и информацинного обеспечения молодежи;
Молодежный центр планирования семьи и др.
В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи, основными направлениями их деятельности должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультитативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка.
К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания можно и нужно отнести:
Социально-реабилитационную;
Социально-профилактическую;
Производственно-трудовую;
Социально-бытовую;
Спортивно-оздоровительную;
Культурно-массовую;
Информационную;
Консультационную и иные виды деятельности
При проведении социально-профилактической работы в рамках пропаганды здорового образа жизни социальный работник может использовать следующие методы и подходы:
Традиционные подходы:
Информационный подход.
Суть состоит в предоставлении детям фактических данных о природе и вредных ПАВ. Информационный подход основан на наивном убеждении, что дети, узнавшие о вреде ПАВ, выработают к ним отрицательное отношение и примут радиональное решение никогда их не употреблять.
Запугивание.
Запугивание использует преувеличение, эмоционально насыщенные призывы не употреблять ПАВ.
Нравственный подход.
Это профилактика, облеченная в форму моральных и этических суждений.
Лекция о «дьявольских зельях» иногда комбинируется с предоставлением информации и запугиванием.
Эмоциональный подход.
Подход строится на убеждении, что адекватная самооценка, развитые навыки общения и принятия решений, осознание собственных ценностей повышают вероятность участия подростков в организованных коллективах и внешкольных учреждениях дополнительного образования и снижают опасное влияние улицы.
Организация досуга.
В основу подхода положена идея о том, что подростки должны испытать и проявить себя в различных формах активного отдыха, дополнительного образования, общественной работы. В этом случае они не будут употреблять ПАВ.
2. Психосоциальные подходы:
Психологическая прививка.
Концепция психологической прививки сходна с используемой в медицине. Если допустить, что социальное давление, принуждающего человека употреблять ПАВ, является своего рода инфекцией, то предупреждение заболевания может быть достигнуто путем введения в организм небольшой дозы ослабленных носителей инфекции. Попав в организм, они вызовут появление антител, в нашем случае-
Навыки сопротивления давлению.
Навыки основаны на понимании важности социальных влияний на подростка. Идущие от семьи, сверстников и средств массовой информации, социальные влияния убеждают подростка в том, какое поведение является нормальным, приемлемым или социально желательным.
Наиболее эффективны психосоциальные подходы. По литературным данным /12/ обучение через предлагаемые подходы распространенность курения в обучаемой группе снижалось на 85%.
Задача социального работника научить подростков решать проблемы и принимать решение, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Не менее важным компонентом программ является обучение взаимодействию с людьми: эффективному общению, умению настаивать на своем, вместе учиться и работать. Именно такой подход является эффективным.