kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика и социальная работа с подростками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью профилактики: является воспитание стойкого отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье, воспитание личности, способной противостоять негативному влиянию окружения. Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися, которые не имеют опыт употребления наркотических веществ. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и социальная работа с подростками. »

Профилактика и социальная работа с подростками.

Целью профилактики: является воспитание стойкого отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье, воспитание личности, способной противостоять негативному влиянию окружения.

Задачи профилактики:

- информирование о ПАВ (информация о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека);

  • формирование социальных факторов (формирование навыков устойчивости к
    социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации);

  • способствует формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

  • развитие самооценки, развитие навыков принятия самостоятельных решений, формирование способностей справляться со стрессом;

  • формирование жизненных навыков: формирование навыков личного поведения и межличностного общения.

Профилактика наркозависимости может осуществляться по разным направлениям:

  1. Общая профилактика употребления ПАВ осуществляется в учебном процессе и во второй половине дня всеми участниками образовательного процесса. В учебном процессе общая профилактика осуществляется через содержание и соответствующие педагогические технологии многих предметов. Особое место в профилактике занимают предметы: ОБЖ, биология, литература, химия.

2. Специальная профилактика проводится подготовленными по этой проблеме специалистами. Специальная профилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися, которые не имеют опыт употребления наркотических веществ. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося. Речь о третичной профилактике идет в случаях, когда ставится диагноз "наркомания", и учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации.

В образовательных учреждениях приоритет отдается первичной и вторичной профилактике, которая выполняет следующие цели:

Развитие механизмов эффективной социальной адаптации.

-Навыки позитивного и конструктивного отношения к себе (способность познавать себя), свой характер, свои достоинства, недостатки и желания);

-Навыки позитивного общения;

-Навыки адекватной самооценки и понимания других;

-Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями;

-Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

-Навыки продуктивного взаимодействия и др.

Оценка эффективности - достаточно высокая.

3. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
Основные позиции подхода:

-Психологическая зависимость от наркотиков является результатом ее заместительного эффекта.

-Многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности.

-Люди не прекращают направленное на поиск удовольствия поведение, связанное с использованием ПАВ до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее.

-Альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами стрессам и

дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению.

Оценка эффективности — достаточно высокая, но не для групп повышенного риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения.

4. Подход, основанный на укреплении здоровья.

В настоящее время под укреплением здоровья понимается процесс, отражающий гармонизацию человека и окружающей среды, помогающий человеку и обществу усилить контроль над детерминантами здоровья, и таким образом улучшить его. При таком подходе предполагается систематическое и регулярное обучение навыкам ведения здорового образа жизни.

Оценка - длительный положительный эффект, но требует значительных затрат. Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и

побуждающие подростков вновь и вновь обращаться к ПАВ. Именно поэтому стратегическим приоритетом психолого-педагогической профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненных планов. Очевидная цель позитивно направленной психолого-педагогической профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания.

Учреждения социального обслуживания молодежи, которым присвоен социальный статус, разрабатывают и внедряют инновационные формы и направления работы, участвуют в подготовке и проведении семинаров и конференций на территории федерального округа, распространяют положительный опыт своей деятельности.

К учреждениям социального обслуживания организаций по делам молодежи с полным основанием можно отнести:

  • Комплексный центр социального обслуживания молодежи;

  • Центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидного положения;

  • Социальную службу для молодежи;

  • Центр по работе с детьми, подростками и молодежью;

  • Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи;

  • Центр развития физической культуры детей и молодежи;

  • Подростково-молодежный клуб;

  • Молодежный бизнес-клуб;

  • Агенство сезонной занятости и информацинного обеспечения молодежи;

  • Молодежный центр планирования семьи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи, основными направлениями их деятельности должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультитативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка.

К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания можно и нужно отнести:

  • Социально-реабилитационную;

  • Социально-профилактическую;

  • Производственно-трудовую;

  • Социально-бытовую;

  • Спортивно-оздоровительную;

  • Культурно-массовую;

  • Информационную;

  • Консультационную и иные виды деятельности

При проведении социально-профилактической работы в рамках пропаганды здорового образа жизни социальный работник может использовать следующие методы и подходы:

  1. Традиционные подходы:

    • Информационный подход.

Суть состоит в предоставлении детям фактических данных о природе и вредных ПАВ. Информационный подход основан на наивном убеждении, что дети, узнавшие о вреде ПАВ, выработают к ним отрицательное отношение и примут радиональное решение никогда их не употреблять.

  • Запугивание.

Запугивание использует преувеличение, эмоционально насыщенные призывы не употреблять ПАВ.

  • Нравственный подход.

Это профилактика, облеченная в форму моральных и этических суждений.

Лекция о «дьявольских зельях» иногда комбинируется с предоставлением информации и запугиванием.

  • Эмоциональный подход.

Подход строится на убеждении, что адекватная самооценка, развитые навыки общения и принятия решений, осознание собственных ценностей повышают вероятность участия подростков в организованных коллективах и внешкольных учреждениях дополнительного образования и снижают опасное влияние улицы.

  • Организация досуга.

В основу подхода положена идея о том, что подростки должны испытать и проявить себя в различных формах активного отдыха, дополнительного образования, общественной работы. В этом случае они не будут употреблять ПАВ.

2. Психосоциальные подходы:

  • Психологическая прививка.

Концепция психологической прививки сходна с используемой в медицине. Если допустить, что социальное давление, принуждающего человека употреблять ПАВ, является своего рода инфекцией, то предупреждение заболевания может быть достигнуто путем введения в организм небольшой дозы ослабленных носителей инфекции. Попав в организм, они вызовут появление антител, в нашем случае-

  • Навыки сопротивления давлению.

Навыки основаны на понимании важности социальных влияний на подростка. Идущие от семьи, сверстников и средств массовой информации, социальные влияния убеждают подростка в том, какое поведение является нормальным, приемлемым или социально желательным.

Наиболее эффективны психосоциальные подходы. По литературным данным /12/ обучение через предлагаемые подходы распространенность курения в обучаемой группе снижалось на 85%.

Задача социального работника научить подростков решать проблемы и принимать решение, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Не менее важным компонентом программ является обучение взаимодействию с людьми: эффективному общению, умению настаивать на своем, вместе учиться и работать. Именно такой подход является эффективным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика и социальная работа с подростками.

Автор: Домрачев Илларион Владимирович

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков"
    ["seo_title"] => string(69) "riekomiendatsiidliapiedaghoghovpoprofilaktikisuitsidasriedipodrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "300392"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456725762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства