Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках в начальной школе»
Проектная деятельность в начальной школе
(Из опыта работы учителя начальных классов МОУ « Средняя школа № 8 города Макеевки Кмитевич Татьяны Николаевны)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность – это метод, который
— раскрепощает ребёнка,
— повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
— способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.
Проект — это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод — (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций, практического или теоретического освоения (познания) действительности.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования .
Работа по методу проектов– это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
4. Результатом работы над проектом, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
— проблема;
— проектирование (планирование);
— поиск информации;
— продукт:
— презентация.
Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.
Я начинаю вовлекать в проектную деятельность своих учеников уже с первого класса , например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В первом классе более приемлема, я считаю, это коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекаю и родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
С первоклассниками мы работаем над проектом «Синичкин день».
Цель: организовать «столовые» для зимующих птиц.
Задачи:
1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;
2) Изучить, чем питаются птицы;
3)Провести акцию по сбору птичьего корма;
4) Изготовить кормушки;
5) Разместить кормушки на пришкольном участке;
6) Следить за кормушками, обновлять корм;
7) Презентация. Праздник «Синичкин день»;
Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий кормили птиц, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых, фотографировали, рисовали. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, так как учащиеся получили новые знания и умения.
В целом при работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Хочу отметить правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров, все равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом .
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
На чём основана работа по созданию проекта? Каковы принципы организации проектной деятельности?
- Проект должен быть посильным.
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
- Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
Особое внимание я уделяю в начальной школе завершающему этапу проектной деятельности – презентации проекта.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда прошу детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
- Сделай выводы
- Оформи результаты своей работы
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу. Проектную деятельность осуществляю как в урочное время, так и во внеурочное.
Для формирования успешной реализации проектно-исследовательской деятельности школьников выделим следующие умения:
1. Умения, поисковые, т.е. выбор темы, постановка цели и задач исследования, применение доступных методов исследования;
2. Умения работать с информацией, т.е. находить источник информации, умения работать с текстом, выделять главное, формулировать вывод.
3. Умения организовать свою работу, т.е. организовать свое рабочее место, планирование работы;
4. Умения представить результат своей работы, т.е. использовать различные формы представления, уметь задавать и отвечать на вопросы, точно и правильно говорить;
5. Умения оценочные, т.е. оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки.
Обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом.
Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам обучения”. И, как показывает опыт работы, проектный метод обучения успешно применяется в начальной школе. Предлагаю три индивидуальных проекта: