ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС" отражает результаты педагогического исследования факторов, влияющих на популярность выбора средств электронного контроля, их месте и роли в учебном процессе в условиях введения ФГОС. С введением ФГОС нового поколения отношение к средствам электронного контроля значительно изменилось, так как изменился и спектр самих средств, и подходы к их применению. Помимо индивидуальных тестирующих комплексов, широко используются диагностические среды, позволяющие организовать совместную групповую учебную деятельность, коллективные системы голосования для быстрого опроса группы учащихся, виртуальные среды для организации лабораторных работ и т.д. На помощь учителю приходят и инновационные облачные технологии организации учебного процесса, которые включают в себя инструментарий совместной работы над документами в удаленном режиме такие, как пакет Google Apps для учебных заведений, и российские школы и университеты начинают с успехом осваивать эти технологии для своих нужд.
~~Описание компетенций обязательно включает нормативную модель диагностических процедур, позволяющих практически организовать аттестационные мероприятия.
В рамках модели, определяются цель и условия применения всех методов контроля, в том числе:
? тестирования;
? написания эссе и представления учебных портфелей;
? экспертизы практической деятельности;
? написания и защиты аттестационных работ.
Многоуровневая система мониторинга предполагает огромные трудозатраты педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Помощь в организации мониторинга могут оказать системы электронного контроля, позволяющие решить проблемы:
? освобождение преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;
? обеспечение всесторонней и полной проверки, с диагностикой знаний каждого учащегося;
? повышение объективности контроля и обеспечение его стандартизации;
? оперативность статистической обработки результатов контроля.
На каком этапе построения ИОТ в личностно- ориентированном обучении применение тестирования наиболее эффективно?
По мнению А.В. Хуторского: «… На этапе диагностики учителем фиксируется начальный объём и содержание предметного образования учеников, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Диагностика проводится на конкретном тематическом материале после выбора учениками заданий разного типа, например…, тестирования».
На сегодняшний день средства электронного контроля можно разделить на:
стандартизованные:
? строго соответствуют теории тестов (классической или современной);
? имеют устойчивые статистические характеристики;
? имеют стандартную процедуру тестирования;
? направлены на определение уровня усвоения обучающимися определенной совокупности учебного материала;
и авторские: тесты, разработанные учителями или специалистами - предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам.
В традиционных формах обучения электронные тесты помогают осуществлять:
1. Предварительный контроль (выявление знаний, умений и навыков по предмету или разделу, который будет изучаться – «входной» контроль).
2. Текущий контроль (проверка усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знаниях учащихся).
3. Тематический контроль (осуществляется по мере прохождения отдельной темы, раздела с целью систематизации знаний обучаемых).
4. Итоговый контроль (осуществляется в конце полугодия или года с целью обобщения и систематизации всего пройденного материала, а также на зачетах и экзаменах).
...
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС »
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
С введением ФГОС нового поколения отношение к средствам электронного контроля значительно изменилось, так как изменился и спектр самих средств, и подходы к их применению. Помимо индивидуальных тестирующих комплексов, широко используются диагностические среды, позволяющие организовать совместную групповую учебную деятельность, коллективные системы голосования для быстрого опроса группы учащихся, виртуальные среды для организации лабораторных работ и т.д. На помощь учителю приходят и инновационные облачные технологии организации учебного процесса, которые включают в себя инструментарий совместной работы над документами в удаленном режиме такие, как пакет Google Apps для учебных заведений, и российские школы и университеты начинают с успехом осваивать эти технологии для своих нужд.
«…Последнее десятилетие характеризуется объединением усилий стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и проведении международных сравнительных исследований, которые дают информацию о состоянии образования в различных странах и позволяют сравнить подготовку учащихся отдельных стран с международными стандартами, а также осуществлять мониторинг качества образования в мире». [1].
НФПК рекомендует:
До введения системы оценки необходимо четко определить: что должны знать и уметь учащиеся, на каком уровне…
Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.
Задания, разрабатываемые для оценки достижения стандарта, должны использоваться учителями в учебном процессе.
Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, учителям, родителям, управленцам).
Используемая система оценки должна постоянно совершенствоваться.
Следовательно, мониторинг достижения стандартов – приоритетное направление. Однако, введение профильного обучения, использование компетентностной модели требует изменения системы оценивания результатов обучения:
Меньше внимания оценке:
Больше внимания оценке:
того, что легко измерить
того, что более значимо
отдельных знаний и умений, организованных по содержательно- деятельностной матрице
системы знаний и умений, представляющих основу предметной области
знаний, рутинных умений и алгоритмов деятельности
понимания, объяснения, установления причинно-следственных связей
того, что учащиеся не знают
того, что знают учащиеся
только образовательных достижений
образовательных достижений и возможностей освоения планируемых результатов
эффективности обучения только на основе баллов, полученных за выполнение тестов
результатов стандартизированных тестов как одного из многих показателей результатов обучения
эффективности обучения только на основе баллов, полученных за выполнение тестов
эффективности обучения на основе систематически собираемых данных о результатах обучения, используемых программах и учебниках
Описание компетенций обязательно включает нормативную модель диагностических процедур, позволяющих практически организовать аттестационные мероприятия.
В рамках модели, определяются цель и условия применения всех методов контроля, в том числе:
тестирования;
написания эссе и представления учебных портфелей;
экспертизы практической деятельности;
написания и защиты аттестационных работ.
Многоуровневая система мониторинга предполагает огромные трудозатраты педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Помощь в организации мониторинга могут оказать системы электронного контроля, позволяющие решить проблемы:
освобождение преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;
обеспечение всесторонней и полной проверки, с диагностикой знаний каждого учащегося;
повышение объективности контроля и обеспечение его стандартизации;
оперативность статистической обработки результатов контроля.
На каком этапе построения ИОТ в личностно- ориентированном обучении применение тестирования наиболее эффективно?
По мнению А.В. Хуторского: «… На этапе диагностики учителем фиксируется начальный объём и содержание предметного образования учеников, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Диагностика проводится на конкретном тематическом материале после выбора учениками заданий разного типа, например…, тестирования».
На сегодняшний день средства электронного контроля можно разделить на:
стандартизованные:
строго соответствуют теории тестов (классической или современной);
имеют устойчивые статистические характеристики;
имеют стандартную процедуру тестирования;
направлены на определение уровня усвоения обучающимися определенной совокупности учебного материала;
и авторские: тесты, разработанные учителями или специалистами - предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам.
В традиционных формах обучения электронные тесты помогают осуществлять:
Предварительный контроль (выявление знаний, умений и навыков по предмету или разделу, который будет изучаться – «входной» контроль).
Текущий контроль (проверка усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знаниях учащихся).
Тематический контроль (осуществляется по мере прохождения отдельной темы, раздела с целью систематизации знаний обучаемых).
Итоговый контроль (осуществляется в конце полугодия или года с целью обобщения и систематизации всего пройденного материала, а также на зачетах и экзаменах).
Группой педагогов нашей школы были апробированы различные системы электронного тестирования, разработаны авторские тесты, проведены занятия с их использованием. После этого проведен анализ выбора учащимися средств контроля:
Преимущественная форма тематического или итогового контроля
%
Компьютерное тестирование
25
Защита реферата
22
Защита учебного проекта
17
Традиционное тестирование
14
Другое
9
Контрольная работа
7
Анализ данных свидетельствует о преимущественном выборе обучающимися формы электронного контроля (тестирования). Явно выраженный процесс возрастания мотивации обучаемых при выполнении ими электронных тестовых заданий побудил провести анализ основных факторов, способствующих этому. Анализ проводился методом наблюдения и беседы с обучаемыми в течение одного полугодия, после начала использования заданий в тестовой форме. Тестовые задания применялись для текущего контроля, а также предусматривалась возможность использования их в режиме обучения.
Так как для учащихся 9,11 классов основным мотивирующим фактором использования тестовых систем является подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА, с целью исключения основного мотивирующего фактора, исследование в этих классах по экзаменационным предметам не проводилось
Изучаемые дисциплины:
«Математика» (5, 6кл.)
«Информатика» (7,8)
«Экономика» (10,11кл.) – стандартизованные тесты
Общее количество обучаемых составило 86 человек
Для тестирования применялись:
по математике и информатике – авторские on-line тесты, составленные педагогами их аналоги в системе ADSoft Tester во время уроков.
по экономике - стандартизованные тесты (по выбору обучаемых) из электронных учебников «Экономика» и «Экономика и право» на факультативных занятиях.
Все задания были установлены на компьютерах, находящихся в компьютерном классе с возможностью доступа обучающихся после занятий для самоподготовки. На занятиях задания выполнялись в течение 10-20 минут в соответствии с возрастом обучающихся.
В ходе беседы учащимся предоставлялась возможность выразить своё мнение по поводу проведения тестового контроля и сравнить данную форму контроля с традиционной. Затем были отобраны наиболее существенные факторы, побуждающие обучаемых с большим интересом относиться к электронному тестированию. После анализа этих факторов были выбраны наиболее значимые:
У тестируемых не возникает мыслей о том, что вопросы составлены учителем, тестирование напоминает игру.
Отсутствует элемент недоверия к результатам теста. Получение мгновенного результата запускает механизм анализа ошибки.
Исключается предвзятое отношение в оценке обучаемого.
Состояние психологического комфорта, особенно у конфликтных учащихся. Реакция направлена на себя лично, а не на задания, или преподавателя.
Вариативность оценки («зачет-незачет», традиционная, процентное отношение, рейтинговая, качественная характеристика и др.)
Элемент состязательности, стремление улучшить результаты.
Простота использования и быстрота выполнения тестов (иллюзию простоты и доступности материала, а также лёгкости самого процесса обучения).
Неизбежность контроля, мобилизующая на тщательную подготовку к занятию.
Выводы:
Применение электронных средств контроля соответствует основным направлениям совершенствования содержания и технологий российского образования в условиях введения ФГОС.
Компетентностный подход предполагает изменение содержания тестовых заданий и системы оценивания результатов обучения.
При личностно-ориентированном обучении электронное тестирование эффективно на этапах диагностики и представления результатов обучения (при условии выбора этой формы обучающимися).
При использовании электронных средств контроля возникают объективные и субъективные факторы, способствующие повышению мотивации обучаемых.
Информационные ресурсы по исследуемой проблеме:
Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток, 1999. – 125 с.
http://www.testland.ru - более 500 тестов: англ.язык, психология, компьютеры, для школьников, абитуриентов и студентов, развлекательные для родителей и детей и др.
http://rostest.runnet.ru - образовательный сервер тестирования по различным предметам.
http://www.psihotest.ru – психологические тесты.http://www.ht.ru/prof/cons/ann_prof.html – комплекс «Профориентатор» для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтения человеком различных по характеру видов деятельности.