kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Право быть счастливым

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  "Право быть счастливым"  содержит подлинные истории детей - сирот, прослеживает формирование коммуникативных навыков для адаптации в социуме.  Их жизненный путь с момента попадания в детский дом и до их вступления во взрослую самостоятельную жизнь отражается в данной статье. Статья может быть использована педагогом-психологом, социальным педагогом учебного заведения  для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Право быть счастливым »

Право быть счастливым


Все кричат о свободе, самости, о желании быть независимым и принадлежать только себе… Я знаю других людей. Они мечтают о заботе, о границах родного дома, и они очень хотят быть «мамиными и папиными». Им просто необходимо от кого-нибудь «зависеть».

Они смеются, потому что они дети, пока еще маленькие и с маленькими проблемами, но все - с большими грустными глазами и огромными незаживающими ранами на сердцах. Но они смеются, ведь ни за что на свете они не хотят показать, как им до боли хочется побыть иногда обычными детьми, не лишенными этого естественного права – быть любимыми и любить своих родителей, хоть на одно мгновение стать «домашними», почувствовать тепло родного очага и испытать ощущение «нужности» и важности, когда ты и только ты находишься в центре внимания, всеобщей любви и заботы, когда тебя боятся потерять и оберегают от всех невзгод до самой старости. Им тоже хочется до седин оставаться детьми для своих родителей. Поэтому очень часто многие из них живут с одной мыслью – найти их и никогда больше не терять. Они уже давно простили мам и пап и наивно верят, что их ждут. Но таким детям приходится взрослеть рано, именно потому, что они сами заменяют в своей жизни взрослых, которые им так нужны были с рождения, которых так ласково все называют «мама» и «папа»…

Впервые я столкнулась с этими особенными детьми, когда устроилась работать в колледж. Так больно было видеть их глаза, иногда такие счастливые просто от добрых слов, ответной улыбки, от какой-нибудь мелочи и невыносимо грустные, если их ранили грубым отношением и резким словом. Мне нужно было научиться сдерживать свою жалость, но мне было так мало лет, а они - практически мои ровесники. Нужно было найти такой подход, чтобы не оттолкнуть, чтобы они почувствовали во мне человека, который хочет и может помочь. Тогда у меня и возникло непреодолимое желание что–то сделать для каждого из них, что–то действительно стоящее. Я начала изучать их сложные и зачастую разбитые судьбы, их проблемы, чтобы найти к сердцу каждого свой ключик.

Дети-сироты – особенные дети, своего рода феномен, который я пытаюсь понять с того самого дня знакомства с ними. Вот уже 3 года я изучаю их поведение, особенности характера, их действия в различных жизненных ситуациях. И всегда пытаюсь дать определение, кто они – дети-сироты? Очень сложно определить их одним понятием заумных слов из раздела детской и подростковой психологии. Можно сказать одно - их объединяет, не побоюсь этого слова, страшная судьба, которая уготована им в какой – то период времени, словно поджидающий рок. Пути, ведущие их в детский дом различны: кто-то лишился родителей волей судьбы (несчастные случаи), кто-то становится жертвой родителей-пьяниц, которых в последующем лишают родительских прав органы опеки и попечительства, кто-то вообще никогда не видел своих отцов и матерей (подкидыши, отказники).

Из личных бесед с сиротами я сделала вывод, что, несмотря на то, что судьба их схожа, и все они жили в «общем доме для лишенных родительской опеки», они очень разные, как и все дети, но каждый со своей тяжелой судьбой, агрессивные и до боли тихие, веселые и поникшие, дерзкие и добродушные. Агрессия у них тоже особенная – это крик о помощи, но помочь удается далеко не всем. Они так устали от предательств, и больше не хотят доверять взрослым, которые причинили им боль, бросили, оставили. Эти факты из детства не делают их добрее, а их озлобленность, порой, оправдана. Не каждый стерпит и вынесет на своих маленьких плечах столько трудностей, боли и совсем недетских переживаний. Они живут если не ради кого-то, то назло всем, чтобы доказать, что их бросили зря, что они не хуже других. Для одних это своеобразный стимул к самосовершенствованию, они поют, танцуют, рисуют, словом, делают все, чтобы их заметили и оценили, а мы создаем для этого все условия. Другие же, опять, чтобы их заметили, избирают иной путь: грубят, дерзят, пытаются пьянствовать, ведут разгульный образ жизни. А главное, они не понимают, почему не нужны тем, кто нужен им. Они словно «маленькие ежи», в колючках, фыркают, защищая себя, даже если нет потенциальной угрозы. Они закрывают свое сердце, очень часто лгут, обманывают, скрывают истинные чувства, закрываются, словно щитом, своим дерзким и часто бунтарским поведением – они просто боятся снова быть преданными и брошенными, и оставляют себя настоящих где-то там, в далеком детстве.

Для примера хочу привести ответы двух детей-сирот на один и тот же вопрос, заданный им мной.

- «Эльмира, что ты планируешь делать, окончив наш колледж?»

- «Я найду свою маму! – с воодушевлением и искренней улыбкой ответила девочка. - Она сейчас живет в городе Алматы, и я знаю, что она будет рада видеть меня и тому, что я нашла ее, нам так много нужно сказать друг другу. Я не обижаюсь на нее. Я просто хочу, чтобы мы больше никогда не расставались…» (О дальнейшей судьбе поисков своей мамы этой девочкой-сиротой я расскажу немного позже).

Тот же самый вопрос я задала мальчику – сироте, с этого же детского дома.

- «Илья, что ты планируешь делать, окончив наш колледж?»

- «Я ничего не планирую – совершенно спокойно ответил он - Я отучусь, найду своих родителей, убью их, отсижу в тюрьме, выйду, а потом уже начну планировать».

Эти ответы заставляют нас задуматься и сделать вывод о том, что все они разные, кто-то живет мечтами о счастливой воссоединившейся семье, о маме и папе, а кто-то тоже мечтает их найти, но совершенно с другими целями, живя все эти годы с чувством злобы и жаждой мести за сломанную жизнь.

Феномен детей-сирот очень сложно понять. Сегодня они такие, а завтра – ты можешь не узнать их. Они меняют свое поведение, очень непредсказуемы, словно специально не давая нам разгадать их. Хотя, скорее всего – это психологическая защита, о которой они не подозревают сами.

И очень часто я слышу от окружающих (цитирую): «Чего им не хватает? Их обеспечивает государство. Они бесплатно питаются 5 раз в день, их одевают 4 раза в год по сезонам, им платят пособия и государственную стипендию. Я бы жила и радовалась, получила диплом, устроила свою жизнь. А они столько проблем создают и себе и другим. Не живется им спокойно, жиру бесятся…». Как говорят, трудно понять кого-то, не побывав в его шкуре, не пройдя его путь, не споткнувшись о каждый камень, о который споткнулся он, не испытав ту боль, что пришлось испытать ему. Конечно, ничего не заменит домашний уют, тепло материнских рук и отцовскую заботу, никакие пособия и стипендии не помогут залечить травму, задушить ту боль, которая ни на секунду их не оставляет. Сколько бы лет им не было, они – брошенные дети.

Я хочу поведать вам три подлинные истории человеческих жизней о трех схожих сломанных судьбах трех совершенно разных детей, которые по воле судьбы стали жертвами человеческой жестокости, глупости и слабости. Эти дети – выпускники детских домов Акмолинской области и уже выпускники нашего колледжа.

Начну повествование с истории той самой девочки, о которой говорила ранее, девочки с несбыточной мечтой найти свою родную маму.

Ее сиротская история началась с самого рождения. Она всю свою жизнь – воспитанница и питомец детского дома. Когда я изучала ее дело, мне в руки попал маленький, пожелтевший то ли от времени, то ли от невидимых слез ребенка лист бумаги, в котором размытыми буквами было написано:


«Направить в N-ский детский дом. Отказник».


Эта девочка – отказник. Каково ребенку знать, что от него отказались уже в роддоме, не дав ему не единого шанса доказать, что он нужен. Не смотря на это, наша маленькая Эльмира К. не оставляла надежду найти свою нерадивую мать, отыскать и никогда больше не расставаться. Совместными усилиями администрации колледжа и других государственных органов мать удалось отыскать. К счастью для Эльмиры, она была жива и благополучно проживала в городе Алматы с новой семьей. Довольно состоявшаяся женщина, имеющая собственную квартиру, работу, так и не смогла состояться как человек. Мы написали ей письмо о том, что дочь, оставленная ею в роддоме много лет назад, ищет ее, хочет встретиться и поговорить. Ударом для всех нас, не говоря об Эльмире, было ответное немногословное письмо матери следующего содержания:


«У меня семья. У меня другая и совершенно новая жизнь. Для тебя в этой жизни нет места!»


Эти слова звучали как приговор, эхом отдаваясь в большом сердце маленькой девочки, разрывая его на куски. Мы не знали, как успокоить ее, как помочь, как заглушить боль, но итак незаживающие раны на сердце снова начали кровоточить. Ее опять бросили. И уже навсегда. Человеческой жестокости, бессердечности и равнодушию нет предела. Не будь этого письма, все могло сложиться, как в сказке. Ведь не за долго до окончания колледжа нашу Эльмиру К. пыталась удочерить, очень состоятельная пожилая семейная пара, имеющая собственный прибыльный бизнес, воспитавшая своих родных детей, которые уже имели свои собственные семьи и жили в разных городах. Они хотели взять под опеку именно Эльмиру, но как они не старались заполучить ее расположение, сердце девочки не оттаяло. Она не смогла перебороть в себе страх быть брошенной в третий раз. Сейчас она продолжает обучение, осваивая профессию педагога-психолога, все та же маленькая, улыбающаяся девочка с израненной душой. Она нашла свою любовь. Судьба, наконец, подарила ей шанс стать счастливой и обрести семью, о которой она так мечтала, но теперь уже свою, где она будет любимой и счастливой женой и мамой.

Вторая история не менее трагична. Как вы считаете, что бы вы чувствовали, если бы вдруг оказались в чужой стране, в совершенно незнакомом городе? У вас нет денег, телефона, вы не знаете, где вы находитесь и ни одного знакомого человека. Наверняка вы, по меньшей мере, были бы напуганы. А теперь представьте маленького пятилетнего мальчика, который оказывается именно в такой ситуации. Этот ребенок, в последующем воспитанник одного из ЦВИАРНов Акмолинской области, оказался один по воле судьбы. После его рождения мать уехала в Грецию на заработки, оставив малыша с бабушкой, своей мамой. Конечно, ситуация не самая страшная, ведь не так уж и мало в нашей стране людей, которых вырастили бабушки. Все вроде бы довольно обычно. Если бы не один случай, который перевернул всю жизнь Артема П. Бабушка увезла его в Россию на ПМЖ, где они проживали вдвоем. Но в скором времени бабушка умерла. Артем остался один. Возможно от страха одиночества, неизбежности и непонимания происходящего и в связи с физиологическими и психическими проблемами к своему пятилетнему возрасту, Артем не мог говорить. И когда его обнаружили местные органы опеки, он просто не смог сказать им кто он, откуда и что с ним случилось. Опрашивая соседей и знакомых бабушки, органы опеки чудом выяснили, что ребенок вовсе не россиянин, он с Казахстана… Артема депортировали из страны. В Казахстане он был помещен в ЦВИАРН – не самое приятное место для пятилетнего малыша. Но, увы, это не самое страшное, что ожидало его. После пережитых в России событий и депортации Артем еще долго не мог до конца прийти в себя, но помощь психологов и психиатров реабилитационного центра привели ребенка в чувство. Он заговорил, стал учиться, раскрылся и зажил обычной жизнью…сироты. Думаю, не стоит углубляться в подробности той самой жизни. Время шло и, закончив 9 классов приютской школы, Артем поступил в наш колледж. Самый обычный ребенок – учился, трудился, иногда прилежно, иногда не очень, хулиганил, но, главное, жил и не вспоминал, как казалось нам, о тяжелом прошлом. Не смотря на открытую нелюбовь родных людей, а особенно дяди – родного брата матери, он тянулся к ним. Но дядя всеми силами пытался оградить своих родных детей от общения с Артемом, считая, что он не может по каким-то причинам быть членом их семьи.

И вот в один из обычных будних дней он вошел в наш кабинет и тихо спросил: «Что нужно, чтобы получить заграничный паспорт?», чем очень меня удивил. И на мой вопрос для чего он ему понадобился, Артем, опустив голову, сказал: «Мама вернулась… За мной… И я поеду…» Просиживая часы в очереди ЦОНа за загранпаспортом, мы долго и откровенно беседовали. Он с воодушевлением и небывалым блеском в глазах рассказывал мне, как они в Афинах будут собирать апельсины на плантации, как там тепло, и главное, что он, наконец, будет рядом с мамой...

Паспорт изготавливается 15 дней. За 15 дней эта бессердечная женщина сумела разбить сердце своему родному ребенку в очередной раз - уехала, не сказав не слова и мечты об «апельсиновом рае» рухнули. И, казалось бы, это двойное предательство самого родного человека должно было напрочь убить в нем веру во всех людей, в любовь и способность мечтать о светлом будущем и о счастливой семейной жизни. Она уехала и увезла с собой надежду, но это испытание болью сделало Артема еще сильнее. Самое важное, что он не сдался и начал строить свой «апельсиновый рай». Он окончил колледж, на деньги, которые планировал потратить на дорогу в Грецию, он приобрел автомобиль, сделал ремонт в квартире, которая перешла ему в порядке наследства от бабушки, устроился на хорошую работу и нашел свою любовь. У него все получилось, о чем он мечтал все это время сиротской жизни – судьба подарила ему семью, которая здесь и сейчас, а не где-то «в апельсиновых» мечтах мальчика-сироты.

И в завершении своего повествования расскажу жизненную историю еще одного мальчика, с большими грустными глазами. Именно этот образ врезался в мою память – большие, грустные до боли глаза, полные тоски и оправданной боли и, к большому удивлению, в них не было ни капли злобы и ненависти. Я не случайно говорю, к удивлению. Ведь пережив то, что предстояло пережить Арману, он, по меньшей мере, должен был обозлиться на весь свет. Но он остался тем же добрым, тихим и доброжелательным мальчуганом. В его жизни было много «транзитных» взрослых, но ни один из них не смог подарить ему то тепло, которое смогло бы растопить его большое сердце, согреть. Начну с того, что родители Армана были лишены родительских прав, а через несколько лет умерли. Он остался абсолютно один. Он был одним из многих в детском доме, которые хотели бы обрести «новых» маму и папу. И вот, казалось бы, улыбнулась удача и именно его выбрали из сотен детей и забрали в теплый дом. Это была одинокая женщина, которая в последующем вернула малыша обратно в приют, объяснив это тем, что не может материально его обеспечить, не рассчитала свои силы и возможности. А каково ребенку? Его вернули как вещь, как неинтересную книжку на пыльную полку. Он замкнулся, закрылся. Пока не появилась патронатная семья, которая тоже не рассчитала своих сил, не учла материального положения, психологической подготовки и решила взять его на попечение…

Но, увы, взрослые люди снова не смогли оправдать его надежд. Они не разгадали в его глазах ту грусть, а молчаливость его приняли за психическое отклонение. А ведь нужно было совсем немного. Любовь, забота, терпение и его душа, которая за много лет одиночества и нечеловеческой тоски охладела, открылась бы для них. Но они не пожелали ждать и Арман вернулся все в тот же приют, который для него уже стал роднее отчего дома. Двойное предательство для детского сердца стало травмой на всю жизнь. Взрослые! Дети – не игрушки. А вы бьете их по больным местам, зная наверняка, что не промахнетесь, потому что вам заранее известно, где больно. А они как прирученные котята, прижимаются к вашим рукам, мурлычут, даже не подозревая, что завтра их выбросят за дверь. И, оставаясь вновь один на один с судьбой, они пытаются понять, почему не нужны тем, кто так нужен им…

Арман сейчас женат, имеет свою семью, работу, достаток. И, наверное, пытается всеми силами забыть свое страшное прошлое, чтобы строить светлое будущее.

Все эти истории подлинны и, к большой радости, со счастливым концом. Но сколько их, брошенных детей по всей стране, оставшихся без любви, тепла и без надежды, выживают днем, а ночью мечтают о счастье.

Вновь переживая бурю эмоций, связанных с судьбами героев моей статьи, хочу обратиться к взрослым людям. Прошу вас, мамы, папы! Не лишайте своих детей главного права – права быть счастливыми! А счастье для ребенка возможно лишь от теплоты маминых глаз и надежности сильных папиных рук.


С. Жумабаева –

координатор по молодежной политике

КГУ «Сервисно-технический колледж № 1, г. Кокшетау»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Право быть счастливым

Автор: Жумабаева Сауле Серикбаевна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-chto-znachit-byt-schastlivym-chieloviekom"
    ["file_id"] => string(6) "190256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427126576"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час по теме: "Счастливы счастливые" конспект "
    ["seo_title"] => string(57) "klassnyi-chas-po-tiemie-schastlivy-schastlivyie-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "118322"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413110344"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час по теме "Ваши права, дети" "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-po-tiemie-vashi-prava-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "196750"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428094898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация "Счастливы счастливые" "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-schastlivy-schastlivyie"
    ["file_id"] => string(6) "118335"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413112936"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "День Конституции Республики Крым "
    ["seo_title"] => string(34) "dien-konstitutsii-riespubliki-krym"
    ["file_id"] => string(6) "204363"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429639026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства