kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос повышения воспитательного потенциала в образовательном процессе. Представлен ряд идей, реализация которых существенно повышает воспитательный потенциал учебного процесса и обеспечивает успешное решение воспитательных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе»

Хвостова Людмила Александровна, учитель иностранного языка

МБОУ СШ №61 им. М.И. Неделина г. Липецка

Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

К. Д. Ушинский

Приоритетной задачей стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Труднейшая задача поставлена правительством перед педагогами страны. Школа должна давать не только полноценное образование, соответствующее современному уровню жизни, но и формировать у учащихся нравственность, гражданственность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность, конкурентоспособность и многие другие качества.

Значительные возможности для решения воспитательных задач имеются в учебном процессе, тем более, что большую часть времени в школе ребенок проводит на уроке.

К сожалению, бытует мнение среди педагогов и родителей о том, что главное на уроке – дать знания. Но знания можно приобрести при желании самостоятельно, а вот освоить социально полезный опыт общения, взаимодействия с людьми, сверстниками, старшими и младшими, научиться решать сложные жизненные проблемы возможно только при специально организованном учебно-воспитательном процессе. Кроме того, всем известно, что сами по себе знания мало, что могут значить для человека, если он не умеет ими распорядиться. Еще страшнее, если свой интеллект он изощренно использует в своих корыстных целях, ущемляя интересы других людей. Подобная ситуация возникает при низком уровне нравственности человека или ее отсутствии. Таким образом, от решения воспитательных задач зависит то, как, какими способами выпускник школы будет реализовать свой образовательный и интеллектуальный потенциал, на что будут направлены его усилия: на созидание или разрушение.

Готовясь к учебному занятию, учитель наряду с образовательными задачами определяет комплекс воспитательных задач, которые связаны с формированием у учащихся социально и личностно значимых качеств и свойств, нравственно-ценностного отношения к окружающему миру, людям, деятельности, самому себе, развитием взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими учениками, родителями, представителями различных организаций, социальных групп.

Представлю вашему вниманию ряд идей, реализация которых существенно повышает воспитательный потенциал учебного процесса и обеспечивает успешное решение воспитательных задач.

Во-первых, усиление воспитательных аспектов через содержание учебного материала.

Учителю необходимо подбирать материал для урока, связанный с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка. При определении вариативной части изучаемого предмета учитывать интересы и потребности региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей. Тщательно отбирать содержание учебного материала, акцентировать внимание на ценностных и нравственных аспектах его составляющих, привлекать материалы с фактами исторического и культурного наследия своей страны, города, школы. Использовать краеведческийматериал, учитывать местные традиции и культурные ценности при изучении предмета. Привлекать учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем. Вовлекать учащихся в разработку проблем района, города, школы, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность.

Во-вторых, развитие метапредметных связей. Благодаря осуществлению метапредметных связей в сознании учеников формируется всесторонняя картина мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний у учащихся, что усиливает мотивацию, и позволяет учителю более эффективно использовать учебное время.

В-третьих, формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе, которая является результатом, условием и средством индивидуально-ориентированного обучения и воспитания. Педагог на уроке предоставляет возможность ученикам формулировать тему и цель урока, оценивать ответ, организует самоконтроль, помогает принять ответственные решения, обеспечивает активность и взаимодействие в парах или группах.

В-четвертых, сотворчество участников учебного процесса. Сотворчество понимается как совместная целенаправленная деятельность участников учебного процесса, обладающая следующими отличительными признаками: субъектсубъектные взаимоотношения между участниками деятельности, неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта умственного и практического труда. Сотворчество сверстников, взрослых и детей – благодатная почва для развития учащихся, их гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной творческой деятельности ребенок может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, толерантность. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные способности детей.

В-пятых, это использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе. Организация экскурсий, конференций, привлечение специалистов местных предприятий, хозяйств и работников культурных центров, библиотекаря, медиков. Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к обогащению школьников впечатлениями, приближает учебные задачи к реалиям жизни.

Также повышает воспитательный потенциал образовательного процесса использование на внеурочных занятиях взаимодействия детей разного возраста, что способствует успешности освоения учащимися социальных ролей, преобразованию имеющегося опыта старших, развитие и обогащение опыта младших детей, формированию ряда социально значимых качеств личности: чуткости, толерантности, заботливости, коммуникативности, ответственности, организованности и других. Для реализации этой идеи могут создаваться временные и постоянные группы, в которых собираются учащиеся разного возраста, разных классов.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке, а затем реализация полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач.

Использовать технологии воспитания в процессе обучения, необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ.

Особенно актуальными являются сегодня методики: игровые, а также технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие форм воспитательной деятельности общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры. В работе с детьми и подростками важно продвигаться от простого к сложному – от привития им любви к своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволяет создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе

Автор: Хвостова Людмила Александровна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа развития воспитательной компоненты школы "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-razvitiia-vospitatiel-noi-komponienty-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "225149"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439456177"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему "Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(128) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-i-mietodiki-v-vospitatiel-noi-sistiemie-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "157786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421653867"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(120) "lichnostnyi-profiessional-nyi-rost-piedaghoghov-kak-nieobkhodimoie-usloviie-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "229604"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441811535"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практика внедрения ИКТ в образовательный процесс "
    ["seo_title"] => string(54) "praktika-vniedrieniia-ikt-v-obrazovatiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "104984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402776779"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства