В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и качественные показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивирования субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио учебного заведения»
Портфолио учебного заведения МКОУ «Рассветовская СОШ»
Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности, государства в целом и, конечно же, семьи. Уровень понимания оценки качества образования для каждого из них имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения. По мнению академика РАО М.М. Поташника качество образования (КО) есть соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально,а значит предельно конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (ученика, педагога), а результаты превратились в оценку их личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. При этом используемое понятие “качество образования” будет означать качество образовательного процесса, выраженное в его результатах.
Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности?
В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и качественные показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивирования субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.
Этимология понятия “портфолио” имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв., когда архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника “на выходе” конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в “портфеле” (“папке специалиста”).
В результате углубления в сущность понимания термина “портфолио” было выявлено, что в переводе с итальянского языка слово портфолио означает “папка специалиста” или “папка с документами”. Современное российское образование трактует данный термин как “папку индивидуальных достижений ученика или учителя”. Вместе с тем “Портфолио” может рассматриваться и как “учебный портфель”, “рабочий портфель”, “портфель достижений”, “профессиональный портфель” и др. Это связано с разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания, а именно: цель формирования самого портфолио; возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать; тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу и т.д.
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин “портфолио” трактуется как “учебный портфель”, что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, “портфолио” – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
Итак, в нашем понимании “Портфолио” – это документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, который рассматривается и принимается многими его создателями в разных ипостасях, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.
Особую актуальность в технологии “Портфолио”, по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.
Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании “портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса”.
Мейер Д. рассматривает технологию “Портфолио” как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология “Портфолио” способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.
Совершенно очевидно, что все представленные позиции имеют определенную значимость в каждом конкретном случае. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассматривать технологию “Портфолио” придерживаясь четвертой позиции, поскольку это есть:“система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам”(Г.К. Селевко).
В МКОУ «Рассветовская средняя общеобразовательная школа» портфолио образовательного учреждения представляет собой порядок накопления, фиксирования и оценивания результатов деятельности школы, включая комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных достижений, а также самопрезентацию школьного качества образования, направленную на создание имиджа школы.
Цели и задачи
1. Целью Портфолио школы является:
-накопление и оценка (включая самоанализ) достижений школы за определенный период;
-коллекция работ и результатов педагогического и ученического (детского) коллективов, прогресс и достижения в различных областях;
-систематический и социально организованный сбор доказательств, используемых для мониторинга успешности школы.
2. Портфолио школы позволяет учитывать самые разнообразные результаты деятельности школы:
-учебные;
-воспитательные;
-творческие;
-спортивные;
-социальные.
Портфолио школы является современной формой оценивания, помогает решать важные задачи:
-постоянная поддержка активности и самостоятельности, поощрения школы;
-развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
Структура Портфолио
3.1. Перечень разделов, входящих в портфолио школы, определяется Советом школы и Педагогическим советом и закрепляется локальным актом школы.
3.2. Перечень может быть расширен или сокращен в зависимости от целей использования портфолио.
3.3. Портфолио школы представляет собой ряд блоков:
ПОРТФОЛИО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА – отчёт о результатах самообследования школы.
ПОРТФОЛИО ЗАПРОСОВ: учащихся, родителей, социума, государства – характеризует динамику реализации образовательных запросов, предъявляемых со стороны основных потребителей образовательных услуг.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ШКОЛЫ характеризует структуру методического обеспечения образовательного процесса и устанавливает степень его соответствия заявленным целям образования. Методическое портфолио состоит из следующих блоков:
информационно-аналитическая деятельность;
научно(учебно)-методическая деятельность;
организационно-методическая деятельность;
экспертно-диагностическая деятельность;
экспериментально-инновационная деятельность.
ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ школы характеризует систему воспитательной работы и состоит из следующих разделов:
система воспитательной работы в школе;
социальный паспорт школы;
создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования;
благоприятный психологический климат в школе, заключающийся в совокупности следующих условий:
– отсутствие мотивированных жалоб на коллектив школы;
– отсутствие постоянных или затяжных конфликтных ситуаций в школе между участниками образовательного процесса;
– отсутствие необоснованного выбытия учащихся из школы;
– отсутствие в школе необучающихся и учащихся, часто пропускающих занятия без уважительных причин, имеющих правонарушения и совершивших преступления;
– отсутствие положительной динамики правонарушений школой за последние три года;
рейтинг портфолио классных руководителей;
увеличение доли учащихся школы, охваченных дополнительным образованием непосредственно в школе;
охват учащихся школьным дополнительным образованием района.
Информация данного раздела содержится в отчёте о результатах самообследования школы и анализе УВР за истекший учебный год..
ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ характеризует годовую динамику значимых личных успехов учащихся, учителей, классных коллективов, команд, коллектива школы в целом, достигнутых во внеурочной деятельности. Портфолио достижений отражает участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах, олимпиадах; участие в инновационных проектах и исследовательских программах, программах мониторинга образования и состоит из следующих разделов:
достижения учащихся;
достижения учителей;
достижения коллектива.
ПОРТФОЛИО ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» характеризует годовую динамику реализации программы «Здоровье», где основными показателями будут: уровень сохранности здоровья учащихся, уровень травматизма по школе, а также степень сформированности здорового образа жизни у учителей и учащихся. Оно отражает динамику состояния здоровья обучающихся в школе за 3 года. Охват учащихся горячим питанием.
ПОРТФОЛИО ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ характеризует годовую динамику по созданию, поддержанию и развитию мер по обеспечению безопасности образовательного процесса. Портфолио паспорта безопасности состоит из следующих разделов:
организация работы по профилактике детского травматизма;
организация работы по обеспечению пожарной безопасности и охраны труда;
организация работы по антитеррористической безопасности.
ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ включает в себя характеристики отношения школы к различным видам деятельности, представленные родителями, средствами массовой информации отделом образования, а также письменный анализ самой школой своей конкретной деятельности и ее результатов. «Портфолио отзывов» может быть представлено в виде текстов, заключений, рецензий, отзывов, резюме, благодарственных, рекомендательных писем и др.
4. Технология формирования Портфолио
4.1. Портфолио школы формируется коллективно. Приказом директора назначаются ответственные за ведение и формирование разделов Портфолио школы.
4.2. Содержание Портфолио закрепляется решением Педагогического совета школы и согласовывается с Советом школы.
4.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
целостность, систематичность и регулярность ведения;
достоверность представленных сведений;
аккуратность и эстетичность оформления;
каждый документ, представленный в портфолио должен быть заверен директором школы.
5.Функциональные обязанности участников образовательного процесса
при ведении Портфолио школы
5.1.В формировании портфолио участвуют директор школы, заместители директора школы, учителя-предметники, родители, классные руководители, Совет учащихся, медработник школы.
5.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
директор ОУ
организует разработку и утверждает локальные акты, обеспечивающие нормативно-правовую базу работы с Портфолио;
распределяет обязанности участников образовательного процесса по формированию, ведению и оценке Портфолио;
создаёт условия для мотивации всех участников образовательного процесса к работе с Портфолио;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
заместитель директора по УВР и ВР
является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания;
участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу работы с Портфолио;
информирует педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио;
отвечает за наполнение Портфолио по закрепленным за ним разделам Портфолио школы;
осуществляет мониторинг по закрепленным за ним разделам Портфолио школы;
совместно с директором школы проводит производственные совещания и заседания педагогического совета с целью просвещения и организации деятельности по данному направлению работы;
совместно с директором осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
классный руководитель
классный руководитель оказывает помощь в процессе формирования портфолио;
осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
несёт ответственность за оформление итоговой документации, включаемой в портфолио;
участвует в оценке Портфолио школы.
учитель-предметник
организует проведение олимпиад, конкурсов, практических ученических конференций по предмету или образовательной деятельности;
разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность обучающихся;
проводит экспертизу представленных работ по предмету;
пишет рецензии, отзывы на учебные работы;
несёт ответственность за оформление итоговой документации, включаемой в портфолио;
участвует в оценке Портфолио школы.
6. Оценка качества портфолио
6.1. Процедура оценивания Портфолио школы является открытой и доступной для всех участников образовательного процесса и всех потребителей образовательных услуг.
6.2. Портфолио школы оценивается 1 раз в 3 года в сроки, установленные Советом Школы. Оценка Портфолио школы проводится согласно критериям.
6.3. Самоанализ Школы проводится один раз в три года.
6.4. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки проводится экспертной группой, назначенной приказом директора школы. В состав экспертной группы входят:
представители Совета школы;
представители Совета учащихся*;
классные руководители;
учителя-предметники;
представители администрации.
*Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления портфолио по решению Совета Учащихся.
6.5. Портфолио школы даются неформальная и формальная коллективные экспертные оценки учителей школы, родителей, учащихся, социума, представителей органов управления образования.
6.6. Помимо этого допустима качественная оценка, которая является дополнительной к результатам и ранжирование сертификатов достижений, которое определяется следующим образом:
1) результаты учебной деятельности:
количество отличников (1 учащийся) – 3 балла;
количество хорошистов (1 учащийся) – 2 балла;
количество золотых медалистов (1 учащийся) – 10 баллов;
количество серебряных медалистов ( 1 учащийся)- 5 баллов;
предметные олимпиады:
международный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 балла;
федеральный уровень: победитель – 8 баллов; призер – 6 балла;
краевой уровень: победитель – 5 баллов; призер – 4 балла;
муниципальный уровень: победитель – 4 баллов; призер – 3 балла;
школьный уровень: победитель – 3 балла;
Иные сертификаты мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами, вузами и т.д.:
международный уровень: победитель – 7 баллов; призер – 6 балла;
федеральный уровень: победитель – 5 баллов; призер – 4 балла;
краевой уровень: победитель – 4 баллов; призер – 3 балла;
муниципальный уровень: победитель – 3 баллов; призер – 2 балла;
школьный уровень: победитель – 1 балл.
7. Владение, хранение и доступ к Портфолио
7.1. Портфолио школы хранится в кабинете директора.
7.2. Доступ к портфолио имеют:
директор школы,
заместители директора школы,
председатель Совета школы или его представитель,
члены экспертной группы, назначенной приказом директора школы для оценивания Портфолио.
ЛИТЕРАТУРА
Новикова Т.Г. Оценивание с помощью портфолио//Народное образование. 2006 №7
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.
Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.
Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).
Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.
Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.