kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие "Дидактика". Основные дидактические категории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает понятие "Дидактика", наглядно показывает основные дидактические категории, ее функции и виды, а также упоминаются основоположники современной дидактики - В.Ратке и Я.Каменский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие "Дидактика". Основные дидактические категории.»

   ПОНЯТИЕ ДИДАКТИКА.  ОСНОВНЫЕ  ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

ПОНЯТИЕ ДИДАКТИКА.

ОСНОВНЫЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

КАТЕГОРИИ

ДИДАКТИКА (греч. “didaktikus ” – учу)  область педагогики,  которая разрабатывает  теорию обучения  и образования

ДИДАКТИКА

(греч. “didaktikus ” – учу)

область педагогики,

которая разрабатывает

теорию обучения

и образования

 ДИДАКТИКА  Наука об обучении  и  образовании,  их целях и содержании,  методах,  средствах и достигнутых  результатах

ДИДАКТИКА

Наука об обучении

и

образовании,

их целях и содержании,

методах,

средствах и достигнутых

результатах

ДИДАКТИКА  отвечает на вопросы :  для чего учить?  Как учить?  Где учить? В каких организационных формах?  дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

ДИДАКТИКА отвечает на вопросы :

  • для чего учить?
  • Как учить?
  • Где учить?
  • В каких организационных формах?

дает научное обоснование целям,

отбору содержания образования,

выбору средств и методов обучения,

определяет формы организации обучения.

КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ процесс обучения принципы обучения содержание образования методы формы организации обучения

КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ

  • процесс обучения
  • принципы обучения
  • содержание образования
  • методы
  • формы организации обучения
ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ   (1571— 1635)    немецкий педагог  впервые употребил термин  « Дидактика»

ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (1571— 1635)  

немецкий педагог

впервые употребил термин

« Дидактика»

ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ Его основные положительные методы :   -В воспитании все должно быть не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний.  -Необходимо частое повторение , ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме.  -Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя.  - Ничего не учить исключительно на память , ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума.  -Во всем обучение должно быть единство .  Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил, пока ученик не ознакомился с материалом.

ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ

Его основные положительные методы :

-В воспитании все должно быть не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний. -Необходимо частое повторение , ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме. -Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя. - Ничего не учить исключительно на память , ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума. -Во всем обучение должно быть единство . Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил, пока ученик не ознакомился с материалом.

ЯН КОМЕНСКИЙ  (1592-1670 )   отец  современной  педагогики

ЯН КОМЕНСКИЙ (1592-1670 )

отец

современной

педагогики

ЯН КОМЕНСКИЙ   автор:  - классно-урочной системы,  -деления учеников на классы,  -учебного времени - на учебные годы,  -четверти с каникулами между ними, ежедневных занятий - 45-мин. уроки и  10- 20-мин.перерывы.  -предметной системы преподавания с определенными программами и учебниками, экзамены в конце года.

ЯН КОМЕНСКИЙ

автор:

- классно-урочной системы,

-деления учеников на классы,

-учебного времени - на учебные годы,

-четверти с каникулами между ними, ежедневных занятий - 45-мин. уроки и

10- 20-мин.перерывы.

-предметной системы преподавания с определенными программами и учебниками, экзамены в конце года.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ  природосообразности,  гуманизма,  демократизма

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

  • природосообразности,
  • гуманизма,
  • демократизма
СТРУКТУРА УРОКА организационный момент предметное наблюдение разъяснение учителя упражнения домашнее задание.  Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие,  а классно-урочная система существует по сей день.

СТРУКТУРА УРОКА

  • организационный момент
  • предметное наблюдение
  • разъяснение учителя
  • упражнения
  • домашнее задание.

Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие,

а классно-урочная система существует по сей день.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ  целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие творческих способностей учащихся

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие творческих способностей учащихся

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ  это система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

это система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса

ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ  принцип наглядности  все то, что можно в обучении предоставить восприятию с помощью органов чувств учащихся, было преподнесено, чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус.

ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ

принцип наглядности

все то, что можно в обучении предоставить восприятию с помощью органов чувств учащихся, было преподнесено, чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения

ВИДЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  предполагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося в соответствующий вид познавательной деятельности:  рассказ учителя — это метод, побуждающий учащегося слушать, осмыслить услышанное,  беседа — метод, стимулирующий мыслительную деятельность учащегося и побуждающий его к ответу на задаваемые учителем вопросы.

ВИДЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

предполагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося в соответствующий вид познавательной деятельности:

рассказ учителя — это метод, побуждающий учащегося слушать, осмыслить услышанное,

беседа — метод, стимулирующий мыслительную деятельность учащегося и побуждающий его к ответу на задаваемые учителем вопросы.

Формы организации обучения  отражают особенности объединения учащихся для организуемых педагогом занятий,  в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность

Формы организации обучения

отражают особенности объединения учащихся для организуемых педагогом занятий,

в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность

Взаимосвязи между основными  дидактическими категориями

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями

ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ ОБУЧАЮЩАЯ Совместная деятельность учителей и учащихся. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации РАЗВИВАЮЩАЯ Развитие творческих способностей. Планомерная организация и управление. Целостность и единство целей, средств и результат. Соответствие закономерностям возраста. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся

ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ

ОБУЧАЮЩАЯ

  • Совместная деятельность учителей и учащихся.
  • Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации

РАЗВИВАЮЩАЯ

  • Развитие творческих способностей.
  • Планомерная организация и управление.
  • Целостность и единство целей, средств и результат.
  • Соответствие закономерностям возраста.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  • Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся
 Дидактический процесс Двусторонний характер. Совместная деятельность учителей и учащихся. Руководство со стороны педагога, который организует деятельность учащихся. Развитие творческих способностей. Планомерная организация и управление. Целостность и единство целей, средств и результат. Соответствие закономерностям возраста. Наряду с обучением, происходит развитие и воспитание учащихся.

Дидактический процесс

  • Двусторонний характер.
  • Совместная деятельность учителей и учащихся.
  • Руководство со стороны педагога, который организует деятельность учащихся.
  • Развитие творческих способностей.
  • Планомерная организация и управление.
  • Целостность и единство целей, средств и результат.
  • Соответствие закономерностям возраста.
  • Наряду с обучением, происходит развитие и воспитание учащихся.

ОБЩАЯ ДИДАКТИКА  понятие преподавание, учение, факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА  методика преподавания учебных предметов
  • ОБЩАЯ ДИДАКТИКА

понятие преподавание, учение, факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты

  • ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА

методика преподавания учебных предметов

КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННАЯ  Я.А.Коменский, И. Пестолоци  ПРАГМАТИЧЕСКАЯ  Д.Дьюи, Л.Толстой, В.Лай  СОВРЕМЕННАЯ  И.Занков, Давыдов, Ильин

КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  • ТРАДИЦИОННАЯ

Я.А.Коменский, И. Пестолоци

  • ПРАГМАТИЧЕСКАЯ

Д.Дьюи, Л.Толстой, В.Лай

  • СОВРЕМЕННАЯ

И.Занков, Давыдов, Ильин

ТРАДИЦИОННАЯ  Деятельность учителя

ТРАДИЦИОННАЯ Деятельность учителя

 ПРАГМАТИЧЕСКАЯ  Деятельность учеников

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ Деятельность учеников

СОВРЕМЕННАЯ  Взаимодействие учителя и ученика

СОВРЕМЕННАЯ Взаимодействие учителя и ученика


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие "Дидактика". Основные дидактические категории.

Автор: Клочкова Ольга Викторовна

Дата: 29.06.2016

Номер свидетельства: 336526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Дидактика: понятие и принципы. Дидактические возможности ИКТ."
    ["seo_title"] => string(59) "didaktikaponiatiieiprintsipydidaktichieskiievozmozhnostiikt"
    ["file_id"] => string(6) "258944"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448615669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок "Именительный падеж существительного""
    ["seo_title"] => string(50) "urok_imienitiel_nyi_padiezh_sushchiestvitiel_nogho"
    ["file_id"] => string(6) "396946"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488367472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства