Дидактика: понятие и принципы. Дидактические возможности ИКТ.
Дидактика: понятие и принципы. Дидактические возможности ИКТ.
Презентация предназначена для актуализации знаний педагогов об основных понятиях дидактики.
Понятие «дидактика»
Дида?ктика (др.-греч. διδακτικ?ς — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения.
Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
История вопроса
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков.
Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Ян Амос Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
В российской педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи, среди которых: Пётр Каптерев, Николай Бунаков, Николай Корф, Владимир Стоюнин, Алексей Острогорский и другие.
В советский период проблемы дидактики разрабатывали Павел Блонский, Станислав Шацкий и Леонид Занков. Неизменным со времён Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить.
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности преподавателя) и учения (познавательной деятельности учащегося), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
разработка более современных процессов обучения;
организация учебного процесса;
новые обучающие системы;
новые технологии обучения.
Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах.
В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:
объективности, научности;
связи теории с практикой;
последовательности, систематичности;
доступности при необходимой степени трудности;
наглядности, разнообразия методов;
активности обучаемых;
прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактика: понятие и принципы. Дидактические возможности ИКТ.»
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Дидактика: понятие и принципы.Дидактические возможности информационно-компьютерных технологий
Преподаватель М.Фефелова
Понятие «дидактика»
Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения.
Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
История вопроса
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков.
Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога ВольфгангаРатке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и ЯнАмосКоменский . В начале XIX века немецкий педагог Иоганн ФридрихГербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
В российской педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи, среди которых: ПётрКаптерев , НиколайБунаков , Николай Корф , ВладимирСтоюнин , Алексей Острогорский и другие.
В советский период проблемы дидактики разрабатывали ПавелБлонский , СтаниславШацкий и ЛеонидЗанков . Неизменным со времён Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить.
Объект и предмет дидактики
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение .
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности преподавателя) и учения (познавательной деятельности учащегося), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
разработка более современных процессов обучения;
организация учебного процесса;
новые обучающие системы;
новые технологии обучения.
Основные вопросы - проблемы дидактики
Дидактические принципы
Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах.
В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:
объективности, научности;
связи теории с практикой;
последовательности, систематичности;
доступности при необходимой степени трудности;
наглядности, разнообразия методов;
активности обучаемых;
прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Дидактические принципы
Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук.
Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках.
Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных.
Дидактические принципы
Принцип связи
теории с практикой
- нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики.
Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого.
Дидактические принципы
Принцип последовательности,
систематичности
- требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности.
Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.
Дидактические принципы
Принцип доступности
- предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых.
Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых.
Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу её поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.
Дидактические принципы
Принцип наглядности
- один из старейших и важнейших в дидактике.
Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения.
При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации.
Это утверждает и известная китайская пословица, гласящая, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.
Дидактические принципы
Принцип активности обучаемых
вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося.
Именно эту особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно в учении — легко в бою».
Дидактические принципы
Принцип
прочности усвоения знаний
- требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения.
Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.
Дидактические материалы
— особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
ИКТ - понятие
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
– это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
ИКТ в образовании
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:
текстовые процессоры,
электронные таблицы,
программы подготовки презентаций,
системы управления базами данных,
органайзеры,
графические пакеты и т.п.
ИКТ в образовании
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.
Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Сферы примененияобразовательных ИКТ
Управление образованием
Учебно-методическое обеспечение
Учебный процесс
В управлении образованием:
Для распространения информации внутри учебного заведения (радио, информационные листы, афиши, объявления;
Для работы внутренней локальной сети, объединяющей структурные компоненты – педколлектив, контингент учащихся, администрацию;
Функционирования программных комплексов, помогающих составить расписание, проводить мониторинг, для сайта учебного заведения.
Учебно – методическое обеспечение:
Для информационного обеспечения образовательной деятельности
Для информационного обеспечения образовательной деятельности
Для внутренней издательской деятельности
Для внутренней издательской деятельности
Заключение
Повышение эффективности профессионального образования и качества подготовки выпускников обеспечивается и за счет развития информационно-образовательной среды учебных заведений.
Включение ИКТ в учебно-воспитательный процесс обеспечивает разнообразие форм педагогического взаимодействия, развитие практикоориентированного мышления, интереса к учебному процессу.
Суть информатизации образования состоит в создании для педагогов и учащихся комфортных условий для доступа к информации и её обработки (а не только в насыщении компьютерной техникой).