"Подросток и Закон" круглый стол. Цель: формировании у подростка чувства ответственности за свои поступки. Разработан для педагогов дополнительного образования, а так же классных руководителей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подросток и Закон»
ГККП «Центр детского и юношеского творчества»
«Подросток и Закон»
Круглый стол с элементами тренинга
Цель: формирование ответственности за себя и за свои действия.
Задачи:
- формировать навыки принятия решения, умений противостоять давлению, побуждающему к правонарушениям;
- способствовать выработки у учащейся молодежи защитных личных качеств: уверенности в себе, умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации.
- способствовать созданию атмосферы доброжелательности и доверия среди участников тренинга через игровое взаимодействие с собой и другими.
Продолжительность тренинга: 60 минут.
Методика проведения упражнений:
- Групповая дискуссия;
- Кооперативное обучение;
- Психогимнастика
Средства, необходимые для проведения мероприятия:
- карточки
- чистые листы А 4;
- ручки;
- компьютер;
- памятки.
Тренинг проходит с компьютерным сопровождением.
Эпиграф
«Один из самых обычных и ведущих
к самым большим бедствиям соблазнов,
есть соблазн словами: «Все так делают»».
Л.Н. Толстой
Ведущий: Добрый день! Ребята на сегодняшней встрече мы бы хотели затронуть одну из актуальных тем - правонарушение среди подростков. А начнем мы с одной притчи:
Притча
«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно. А в государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы».
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а жители счастливыми, почему чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!
Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, добиваться своих целей, при этом нередко отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях. Или же вступить на путь преступлений в поисках легкой и быстрой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее, почему же количество малолетних преступников не уменьшается? Может они не понимают и не осознают всю серьёзность поступка, а может быть они и не знают, что бывает за совершённое правонарушение?
Разобраться в этом нам поможет инспектор ПДН, которая расскажет о видах правонарушений и ответственности за них.
Выступление Инспектора
Новая информация
Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.
-Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.
Эпиграфом к нашему занятию взяты слова Л. Н. Толстого (на экране): «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая, совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Попробуйте назвать эти поступки. (По каким поступкам мы можем сказать, что эти ребята могут нарушить закон)
- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут, иногда даже без причины;
- стараются выяснять отношения с помощью силы;
- играют в карты на деньги;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество.
Если человек сразу не встанет на путь исправления, то в дальнейшем его поступки будут носить более тяжелый характер, и он должен будет ответить за них, т. е. понести наказание.
Обратите внимание на слова Л. Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему, казалось бы, невинные шалости превращаются в правонарушения? (Подростки не осознают, что нарушают закон и за этим последует наказание.)
- А что такое правонарушение?
(Определения на экране)
- Разберем эти определения.
ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
Предлагаю вам поиграть в игру «Проступок. Правонарушение. Преступление». У вас на столах лежат синие, желтые и красные карточки. Я зачитываю ситуацию, а вы определяете, что это – проступок, правонарушение или преступление. Проступок – синяя карточка, правонарушение – желтая, преступление – красная.
Ведущий: Ребята, а сейчас мы проверим насколько хорошо вы ориентируетесь в юридических понятиях и терминах.
Викторина:
Что является основным законом нашего государства? (конституция РК)
Защитник на суде? (адвокат)
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16 лет, по отдельным статьям с 14лет)
Обвинитель на суде? (прокурор)
Как называется открытое хищение имущества? (грабеж)
Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы).
Ведущий: Ребята разделитесь на группы, пожалуйста. Сейчас мы разберем ситуации из жизни, а вы определите, содержит ли данная ситуация правонарушение и какая ответственность за него предусмотрена.
Ситуация №1. «Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы и под угрозой физической расправы отбирали у них деньги, при этом говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится». Как можно расценить их поведение?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 181 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.
Ситуация №2: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Как расценить поступок ученика?
Статья 202. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившие значительный ущерб,наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей либо привлечением к общественным работам на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 136-2. КОАП РК
Уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное по неосторожности, причинившее крупный ущерб, -
влечет штраф в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей либо административный арест до сорока пяти суток.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается стоимость имущества или размер ущерба, в пятьсот раз превышающие месячный расчетный показатель.
Сноска. Кодекс дополнен статьей 136-2 в соответствии с Законом РК от 18.01.2011 № 393-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
(по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»).
Ситуация №3: «Ложный звонок»
«В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Занятия в школе были прерваны.»
Как можно расценить поведение ученика?
(ученик совершил преступление)
Статья 273. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма – наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья Уголовного кодекса, предусматривающая конкретное наказание!
Ситуация №4: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. Как расценить поведение ученика?
Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. УК РК Статья 109. Побои. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью. Разъясните, пожалуйста, толкование этой статьи. Что подразумевается под "...иные насильственные действия, причинившие физическую боль..."? Каким образом должен быть установлен и подтверждён факт причинения физической боли?
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
Кодекс РК Об административных правонарушениях Статья 73-2. Побои
1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут административный арест на срок до пятнадцати суток. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.
Ситуация №5: Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и забрал мобильный телефон из рюкзака своего одноклассника. Как расценить поступок Димы?
Статья 175. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Ситуация №6: На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Кодекс РК Об административных правонарушениях Статья 434.Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, – влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
Ситуация №7. В день своего 16-летия Петя пригласил своих друзей Юрия и Николая в парк отдыха. Там они распили принесенные Петей спиртные напитки. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания.
Кодекс РК Об административных правонарушениях Статья 440. Распитие алкогольных напитков на улицах и в других общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания, в которых продажа алкогольных напитков на разлив разрешена местным исполнительным органом, или появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, + ст 434 КАП РК мелкое хулианство
Ситуация №8: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Статья 130. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -наказывается штрафом до ста месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, либо в публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, -наказывается штрафом от ста до четырехсот месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок.
Ситуация №11: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай краской, чтоб лучше видно было!
Статья 258.Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, а равно умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах -наказываются штрафом в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.
Ситуация №12.В школе организовалась группа подростков, которые промышляли тем, что по вечерам срывали с прохожих шапки, цепочки и т.п. Вырученные деньги тратили на развлечения.
Статья 178. УК РК Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
-Что такое ответственность?
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
3. Проверка полученных знаний
Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско-правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Притча
Притча о бабочке.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Вывод: каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Беседа:
Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
-А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1. Нарушение правил дорожного движения
2. Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т. е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3. Мелкое хулиганство (драка, злословие и т. д.).
4. Незаконная продажа.
5. Злостное неповиновение.
5. Мозговой штурм
Сейчас вы поработаете в свои группах и попробуйте составить ряд причин ПОЧЕМУ подростки совершают правонарушения. Выберите человека и представьте свою работу.
А теперь давайте посмотрим ряд причин, которые я для вас приготовила:
1. Доказать, что ты не трус.
2. Нехватка денег в семье.
3. Выделиться среди остальных.
4. Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то).
5. Легкая нажива.
6. Моральная неустойчивость.
7. Плохая компания.
8. Употребление алкоголя и наркотиков.
9. Любопытство.
10. Спор.
11. Задолжал денег кому-то.
12. Желание быть не хуже других (иметь телефон и т. д.).
13. Гнев и раздражение.
14. Собственные неудачи.
15. Зависть.
16. Скука.
17. Давление старших.
18. Низкая самооценка
19. Самоутверждение.
20. Любовь к приключениям.
Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Ведущий: Завершить наше мероприятие мы хотели бы следующей притчей.
«Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла и только тогда ты доберёшься до своей цели». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он весь сверкал, на нём играла музыка, все люди были красиво одеты и радостно улыбались. Они все были во власти могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. Преодолевая бешеное сопротивление реки, он всё же переплыл на другой берег. И уже на берегу, он услышал ревущие звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад».
Я хочу вернуться к нашему эпиграфу. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».
Все ли делают так? Как в жизни поступить: сопротивляясь бурному потоку плыть к своей цели, или же повинуясь течению реки, встретится с бездной. Решать вам и только вам.
Благодарю всех за участие в круглом столе. До новых встреч!!!!!