Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана.
Нурсултан Назарбаев.
Глава государства Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана обратил особое внимание на важность развития знаний и необходимость проведения глубокой реформы в системе образования: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал», «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почему мне и моей школе надо меняться? »
Почему мне и моей школе необходимо измениться?
Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана.
Нурсултан Назарбаев.
Глава государства Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана обратил особое внимание на важность развития знаний и необходимость проведения глубокой реформы в системе образования: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал», «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации».
А русский педагог Ю.К. Бабанский заметил: «Школа - живая клетка постоянно развивающегося общества. Каждый новый исторический этап представляет повышенные требования к школе и вносит изменения в ее деятельность. Именно потребности и запросы общества, его завтрашнего дня служат основной причиной школьной реформы. Ее нацеленность на будущее, прогностичность обусловливают непреходящее социальное, политическое и духовное значение реформы».
Мне хотелось узнать о реформах образования в Китае, так как в последние годы к нам в школы приходят много детей-оралманов. И вот, что мне удалось узнать из интернет ресурсов:
«Культурная революция», происшедшая в 1966-1976 г. г, причинила образованию Китая невосполнимый ущерб. Во время этой трагедии система образования почти полностью была разрушена. Все, что было достигнуто за 17 лет после создания КНР, подверглось резкой критике, как феодальное, ревизионистское и буржуазное. Десять лет школа находилась в парализованном состоянии. В школе прекратилась нормальная педагогическая деятельность, не было учебного плана и программ, ученики занимались, главным образом, «революционной практикой», принимая участие в борьбе с классовыми врагами, постоянно работали в деревнях, на заводах, чтобы учиться у рабочих, крестьян и солдат, пытаясь таким способом сокращать разрыв между образованием и обществом. Эта реформа нарушила закономерности развития общества, поставила школьное образование в кризисное положение, стала тяжелым уроком в истории образования Китая.
Система плановой экономики была установлена в Китае сразу после создания КНР, когда молодая республика только встала на путь социалистического строительства. С 50-х гг. до конца 70-х г.г. Китай придерживался высококонцентрированной плановой экономической системы, которая сыграла позитивную роль в концентрации финансовых и материальных ресурсов, технических средств для строительства объектов общегосударственного значения. Она также способствовала рациональному распределению ресурсов, созданию исходной базы для индустриализации. В соответствии с плановой экономикой сформировалась система школьного образования Китая. Она имела следующие характеристики: Во-первых, ей была свойственна централизация. В «дорыночное» время все образовательные учреждения были государственными. Государство было единственным «хозяином» этих учреждений, и в его компетенцию входило: создать и финансировать все образовательные учреждения, обеспечивая их всем необходимым для проведения учебной деятельности; планировать процесс образования, разрабатывая программы обучения, определяя его содержание, методы и формы; подчинять школу своему управлению, определяя политику в области образования, планируя и контролируя деятельность школы и все отношения в ней; государство как монопольный учредитель всех школ, естественно, было и монопольным заказчиком на образование. Оно само определяло план приема учащихся в вузы и распределяло выпускников вузов по своему плану. При такой высокоцентрализованной системе школа существовала только по государственному плану, служила только государству. При полном подчинении командно-административному управлению она лишалась инициативы и самостоятельности. При этом значительно ограничивались возможности многоканального финансирования образования. Во-вторых, в этот период школа характеризовалась изолированностью. При плановом централизме школа Китая была ограничена только «государственным планом», что полностью изолировало ее от общества и реального мира. В школе обучение проводилось, главным образом, по «спущенным сверху» учебным планам и программам, все было ограничено государственными стандартами. В результате этого школа заботилась не об интересах учащихся, не о потребностях общества, а только о выполнении государственных планов, о высоком проценте поступающих в вузы. Стремясь к этой цели, вся школа замыкалась в стандартных учебниках, в готовых, стереотипных формулах, правилах, «вопросах и ответах», которые были необходимы для поступления в вузы. Школа была оторвана от общества, от развивающегося мира и неизбежно выпускала в жизнь многих рутинеров, дилетантов и полузнаек. В-третьих, школа была закрытой и стереотипной. Замыкаясь в «огороде» государственного плана, школа перестала воспринимать изменения в окружающем мире, превратилась в традиционную, стандартную модель: во всех школах все учащиеся обучались по одинаковым учебным планам, не учитывались ни индивидуальные интересы учащихся, ни особенности школ в разных региона ни потребности общества. В школьной деятельности центром обучения были не ученики, а учителя, которые традиционными способами передавали учащимся готовые знания, умения и навыки в соответствии с требованиями государственного плана. А эти готовые знания слабо обеспечивали развитие в детях способности к творчеству, к самостоятельному решению жизненных проблем.
Только благодаря новым реформам под руководством Дэн Сяопина школьному образованию удалось выйти из кризисного положения и пойти по верному пути развития. За последние 20 лет в китайском образовании произошли существенные изменения: школа повернулась лицом к учащемуся, к его личности, к обществу и миру, преодолевая замкнутость и отчуждение; развитие образования стало считаться важным средством восстановления страны. В Китае образование, знания, «человеческие ресурсы» стали приобретать в общественном сознании такую значимость, какой раньше никогда, не имели.
Переход от старой, традиционной образовательной модели «школа ради вуза» («Инши щяоюй») к новому образованию, «направленному на формирование качества личности» («Сучжи цзяоюй»)— это не просто инновация в методах и технологиях обучения, это является коренным поворотом в осмыслении ценностей образования. Новый подход к образованию обусловил внимание к субъектной позиции учащихся в процессе образования и воспитания. Школа постепенно превращается из традиционной, консервативной, ограничивающейся передачей учащимся знаний, умений, навыков, к школе, направляющей усилия на индивидуальное развитие личности, на становление человека с творческой инициативой, критическим мышлением, высокой нравственностью, крепким здоровьем, способностью к труду. Этот переход вызван повышенными потребностями развивающегося общества, что является общей тенденцией развития образования в мире.
В то же время реформы образования в каждой стране отличаются своей спецификой, что обусловлено национальными культурными традициями, свойственной народу ментальностью, собственной политической, экономической системой, своей философией, религией, доминирующими формами социальных отношений и т.д. В современных реформах образования в КНР проявляется такая национальная специфика, как культурное наследие конфуцианства, социалистическая государственная система, последствия влияния «культурной революции», переход от плановой экономики к рыночной, большая численность населения. Все это обусловливает неправомерность механического переноса чужого опыта, поскольку он по-настоящему не может укорениться в культуре другой страны.
Школьные реформы в Китае имеют не только национальное, но и мировое значение. Результаты и опыт этих реформ исследуются во всем мире.
Великий польский ученый Я.Корчак отметил: «Реформировать мир - значит реформировать воспитание человека». Значит, в реформе образования центральное место занимает человек, его личностное развитие. А это в свою очередь значит, что большая ответственность легла на плечи учителей новой формации, т.е. на нас. Учителя должны не только знать, как добиться улучшений в классах и школах, но и знать для чего [1]. Именно с этой целью я пришла на курсы.
Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить высшее образование или закончить те или иные курсы, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать все усилия на общественное и экономическое развитие.
В связи с вхождением Казахстана в Болонский процесс, наблюдается тенденция к стремлению овладеть различными языками. Из литературы мы знаем, что в 18 веке уроки французского брали для того, чтобы использовать в разговорной речи в салонах и чтобы посредством этого считать себя интеллигентом и знакомиться с литературой, то теперь современному человеку без знания чужого языка практически невозможно обойтись. В нынешнее время в нашей стране самым оптимальным вариантом считается понимание трёх языков: русского, английского и родного. Образованный человек, для того чтобы его понимали и чтобы он без труда смог донести свои суждения до окружающих людей, должен, в первую очередь, овладеть родным языком. Считается, что каждый должен овладеть английским языком, поскольку он является самым простым и наиболее лёгким в изучении среди всех речевых реалий, существующих в мире.
Я работаю учителем русского языка в классах с казахским языком обучения. Я и мои коллеги заметили, что в последнее время, школьники стали терять интерес к урокам русского языка, ведь его сдают на ЕНТ, но не засчитывают в баллы. И не секрет в том, что в практике преподавания учителей доминируют традиционные уроки, на которых больше говорит учитель, а учащиеся только слушают и записывают. Школьники потеряли навыки самостоятельности в обучении. Они зажаты, пассивны, на уроке чувствуют себя скованно, некомфортно, чаще отмалчиваются, отвечают на уроках одни и те же ученики. Дети совсем перестали читать, у них слабо развиты коммуникативные навыки, память. Русский язык является неродным языком для учащихся, поэтому мне как предметнику нужно в первую очередь вызвать интерес к изучению моего предмета, поднять значимость русского языка, развивать навыки общения, письма и самостоятельности в обучении изучаемого предмета. Поэтому считаю, что образование необходимо не только для того, чтобы уметь налаживать контакт, как с гражданами своей страны, так и с иностранцами, но и для сохранения престижа своей страны в числе ведущих стран мира. Ведь только развитие познаний в различных сферах жизни будет способствовать полноценному продвижению и модернизации страны. Сейчас важно не только владеть информацией, но, важно и суметь правильно воспринять и переработать поступающие сведения, чтобы использовать их в дальнейшей жизни.
Требования современного мира в первую очередь, непосредственно касаются образования. Достижение нового качественного образования - главная задача казахстанской образовательной политики. Поэтому на смену традиционному преподаванию, где главной характерной чертой являлась трансляция готовых знаний от учителя к учащимся и преобладание монолога учителя, и которое на данный момент является лидирующим в школе, должно прийти «конструктивистское преподавание, которое будет проявляться в интеграции имеющихся знаний с новыми, добытыми самостоятельно из различных источников, с преобладанием диалога в обучении». [1].
Так и в Китае, школа постепенно превратилась из традиционной, консервативной, ограничивающейся передачей учащимся знаний, умений, навыков, в школу, направляющую усилия на индивидуальное развитие личности, на становление человека с творческой инициативой, критическим мышлением, высокой нравственностью, крепким здоровьем, способностью к труду.
Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.
Пройдя первый этап курсов повышения квалификации учителей по Программе Кембриджского университета, я и мои коллеги по курсу поняли, что идеи «волшебных 7 модулей» лучше подходят для решения перечисленных проблем. Обучение критическому мышлению, обучение талантливых и одарённых, учёт возрастных особенностей при обучении, новые подходы в обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование ИКТ в обучении, руководство и лидерство в обучении – каждый из этих модулей имеет свои особенности, но в то же время они тесно взаимосвязаны между собой.
Основная задача Программы Центра Педагогического Мастерства – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.
На основе этих модулей я сделала вывод, что я должна направлять ученика, чтобы эти знания он добывал сам, работая над своим образованием, прогрессировал, достигал каких высот на определенных этапах своей деятельности, а где-то может, ошибался, но сам дошел до этого и постиг истину. Конечно, все это требование времени, хотя старых традиционных методов никто не отменял. Но мы учителя – главный инструмент в жизни детей. Как мы научим, что мы вселим в ребенка, так он и пойдет по жизни. Я считаю, что личность, уверенная в себе, в своих возможностях, столкнувшись с суровой действительностью жизни, не сломается, не упадет, а с твердостью будет строить свою жизнь в социуме, используя все свои знания и опыт, полученный в стенах школы. Читая и изучая «Руководство для учителя» я поняла, что и сельские учителя должны пересмотреть свои методы и способы преподавания. Они должны избавиться от старых взглядов и перейти на более качественный подход в преподавании. И должны обязательно всегда помнить, что в центре всей их деятельности стоит ученик, а сделать его креативным и перспективным ему поможет учитель.
Если до курсов я была учителем с отдельными взглядами и устоявшими традиционными понятиями в обучении.,.,,., Я думаю, это программа, основанная на конструктивистских подходах, поможет мне и учителям моей школы изменить свое отношение к обучению, вселить уверенность ребенку овладеть желанием учиться, быть ответственным за свое образование. Я очень рада, что образовательная система Казахстана встала на новую ступень, которая поможет нам учителям в обучении подрастающего поколения. На начальном этапе будут трудности, но мы должны их преодолеть.
Смысл данного проекта заключается в успешности учителя. Поэтому, по таксономии Б.Блума – я стремлюсь к высокому, к совершенству! И в этом мне поможет Программа Центра педагогического мастерства.
Литература.
«Руководство для учителя» (Центр педагогического мастерства, Астана)