План профессионального самообразования учителя начальных классов
Пешковой Вероники Владимировны
2018 – 2019 гг.
г. Камышлов
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя:
Пешкова Вероника Владимировна
Дата рождения:
05.09.1998 г.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):
Закончила ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» в 2018 г.
Специальность по диплому:
«Преподавание в начальных классах»
Место работы:
МКОУ «Троицкая СОШ №62»
Занимаемая должность:
Учитель начальных классов
Дата назначения на должность:
31.07.2018г.
Общий стаж трудовой деятельности:
Отсутствует
Педагогический стаж:
Отсутствует
Квалификационная категория, дата присвоения:
Не имеется
Сведения о повышении квалификации
Пояснительная записка
Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому одна из приоритетных задач современного образования - поиск эффективных путей и средств развития нравственных представлений обучающихся. Эти процессы невозможны без осознания важности не только внешних, но и внутренних условий развития ребёнка, активизации его возможностей и потенций, стремления личности к духовному росту и самосовершенствованию. Очевидно, что развивать духовный и нравственный потенциал личности необходимо уже на первой ступени образования – в начальной школе.
О значении формирования и развития ценностно – целевых ориентиров младших школьников в условиях современной ситуации развития общества и образовательной политики говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А). В качестве основной категории развития общества в этих документах выступает Духовно – нравственное воспитание обучающихся.
В педагогике значительное место отводится разным аспектам нравственного воспитания, акцентируется внимание на том, что ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственных представлений является возраст 6-12лет. В этот период складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя, происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Психологи, педагоги, учителя - предметники, методисты все чаще говорят о необходимости изменения стандартного подхода к изучению школьных предметов, и в частности, литературного чтения, обращая особое внимание на совершенствование умения воспринимать искусство слова как один из способов становления личности ребенка, формирования его нравственно – эстетического потенциала, гражданской позиции.
Необходимость формирования духовного и нравственного потенциала личности, и, в частности, нравственных представлений у детей, представляли в своих работах Коменский Я.А. «Наставление нравов», Анисимов С.Ф. «Мораль и поведение», Ключевской В.О. «О нравственности и русской культуре». По их мнению, уже в раннем возрасте необходимо формировать добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Исходя из актуальности рассматриваемой темы можно выделить ряд противоречий:
- между требованием ФГОС НОО, связанного с развитием нравственных представлений у младших школьников, и необходимостью выбора эффективных средств для достижения данного предметного результата;
- между возможностями процесса развития нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения и неумением учителей применять специальное программное обеспечение для разработки заданий, способствующих развитию нравственных представлений.
Сформулированные противоречия позволяют выделить проблему недостаточной разработанности заданий к художественным произведениям, обеспечивающих развитие нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Тема моего самообразования: «Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения».
Поэтому целью профессионального самообразования является повышение своего профессионального мастерства в области использования заданий, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников.
Задачи:
рассмотреть психолого-педагогические основы развития нравственных представлений;
обосновать возможности использования заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений;
проанализировать имеющийся педагогический опыт использования заданий, способствующих развитию нравственных представлений, а также примерные, комплексные (авторские), парциальные образовательные программы начального общего образования с позиции выявления возможностей использования заданий для развития нравственных представлений младших школьников;
подобрать диагностический инструментарий по определению уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Источники самообразования:
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации
Сроки реализации: 1 год (2018-2019 уч.г.).
Таблица-1 Этапы работы по профессиональному самообразованию
Содержание работы
Сроки
Форма представления результатов работы (план, доклад, конспект и т.п.)
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
Подготовительный этап работы
1.Выявление проф.проблемы на основе анализа итогов учебного года, результатов педагогического мониторинга
2.Определение темы самообразования
3.Разработка плана самообразования на год;
4.Утверждение ПС МО.
10 – 31 августа
2016
Отчет о раннее проведенных диагностиках, направленных на изучение уровня развития нравственных представлений младших школьников.
Формулирование темы.
Утвержденный план самообразования МО.
План работы по проф. самообразованию.
Выступление с отчетом о результатах диагностики на заседание ШМО
Утверждение на плана на заседании ШМО.
Теоретический этап работы
Курсовая подготовка по теме: «Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения»
Изучение нормативно-правовых документов:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 в редакции приказов МОиН РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р). URL : http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
Изучение авторефератов и диссертаций:
Сандабкина Т.В.Психолого – педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников. Москва, 2013.
Изучение интернет - документов:
Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика. URL: http://www.libsid.ru/osnovi-etiki/osnovnie-moralnie-ponyatiyaprofessionalnaya-i-prikladnaya-etika/vse-stranitsi (дата обращения: 25.03.17);
Подгайная И.Н. Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения младших школьников. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 13.10. 2015. URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/10/13/formirovanie-nravstvennyh-tsennostey-cherez-ponyatiya (дата обращения: 21.03.2017);
Ильинская И.П. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов // Начальная школа.2014.№6.
Колычёва Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно – нравственное воспитание школьников // Начальная школа.2014. №6. 15
Анализ имеющегося педагогического опыта использования заданий, способствующих развитию нравственных представлений, а также примерных, комплексных (авторских), парциальных образовательных программ начального общего образования с позиции выявления возможностей использования заданий для развития нравственных представлений младших школьников.
В течение года
В течение года
Тематическая папкапо теме «Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения» (теоретические материалы для работы по профессиональному самообразованию учителя начальных классов).
Выписки из нормативно-правовых документов, касающихся темы самообразования.
Написание и публикация статей, рефератов, анализ педагогического опыта по теме: «Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения»
Выступление с докладом по данной теме на педагогических советах, заседаниях школьного методического объединения.
Директор ОУ, завуч ОУ, учителя начальных классов, педагог-наставник
В течение года
Практический этап работы
1.Проектирование внеклассных мероприятий с использованием мультимидийного проектора и раздаточного материала.
2.Внедрение мероприятий с элементами заданий, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников (например, одной из заданий решение педагогической ситуации, ребята рассказывают о том, как они поступили бы в данном им случае).
Реализация учебных занятий в урочное время:
- на уроках литературного чтения учащиеся работают с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом и т.д. выполняют задания, направленные на: формирование умения отличать хорошие поступки от плохих при анализе образов художественного произведения; формирование умения давать характеристику герою, его поступкам, взаимоотношениями другими героями с опорой на текст;развитие умения давать оценку жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм и т.д.
Реализация запланированных проектов во внеурочное время:
- Литературный вечер «В гости к добру и справедливости!» (чтение стихотворений о добре и справедливости);
-круглый стол с родителями «Поговорим о нравственности»;
- внеклассное воспитательное мероприятие «Учимся быть дружными» (проведение игр на установление сплочения и взаимопонимания в классе).
- Стенд «Золотые ключи к сердцам».
5.Выступление на педагогических советах с отчетом «Результаты деятельности по реализации мероприятий для развития нравственных представлений младших школьников»
6.Написание статей:
« Особенности нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения »
«Выбор эффективных заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения»
7.Выступление на педагогических советах с целью обобщения опыта самообразования (Социально-педагогические чтения Б.И. Лившица»)
Сентябрь-май
2017-2018 г.
1.Рабочая программа по литературному чтению (в которую войдут темы уроков, направленные на развитие нравственных представлений младших школьников);
2.Программа по внеклассной работе (в которую войдут различного рода мероприятия, направленные на развитие нравственных представлений младших школьников);
3.Аналитическая записка по каждому проведенному мероприятию;
5.Банк дидактических материалов: сценарий литературного вечера «В гости к добру и справедливости!», круглого стола «Поговорим о нравственности», внеклассного воспитательного мероприятий «Учимся быть дружными»; сбор отзывов о проделанной работе и о стенде.
7.Свидетельства о выступлениях на пед. советах по теме: «Задания к художественным произведениям, способствующим развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения»
Выступление с программой по литературному чтению на педагогическом совете.
Заседание школьного методического объединения.
Открытые уроки, внеурочные занятия.
Директор ОУ, завуч ОУ, учителя начальных классов, педагог-наставник
В течение года
Аналитический этап работы
Написание аналитического отчёта по итогам самоанализа.
Подготовка материалов для выступления на педагогическом совете внутри ОО по теме: «Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения».
Май – Июнь 2018 г.
Итоговый отчет, презентация о результате проведенной работы.
Выступление с отчётом на педагогическом совете внутри ОО;
Тема: «Заданий к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения».
Завуч ОУ, педагог-наставник, учителя начальных классов
Список литературы:
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании 2013. №3.
Лушникова Ю.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения. Педагогика onile (педагогические публикации на региональном уровне), 15.05.2014. URL: http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&option=com_content&view=article&cati d=64&id=1904 (дата обращения: 22.03.2017).