Педагогические условия применения "Информационно- методического обеспечения" в современном обучении
Педагогические условия применения "Информационно- методического обеспечения" в современном обучении
Липецкий государственный педагогический университет
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы использования информационно-методического обеспечения для разработки и применения «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин». Обосновывается разработка и применение информационной базы ИТ – особой обучающей компьютерной программы (ОКП) для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин. Описаны возможности ОКП при обучении школьников общеобразовательным дисциплинам.
Ключевые слова:информационно-методическое обеспечение, информационное обучение, современный учитель, обучающая компьютерная программа.
Abstract:The article discusses the use of information and methodological support for the development and application of "educational computer programs for study and research of general subjects". Substantiates the development and application of the knowledge base of IT - a special computer program training (GST) for study and research of general subjects. Possibilities GST at training general education students.
Keywords:information and methodological support, information training, modern teacher, educational computer program.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» модернизация системы общего образования ориентируется на новые приоритеты в деятельности педагога: не только научить учащихся осваивать конкретные учебные действия, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ответов на жизненно-важные вопросы. Информационные технологии, являясь составной частью урока в современной школе, позволяют внести вклад в модернизацию современного образования в вузе. Сегодняшний учитель – это педагог информационной системы образования, способный использовать в своей работе все «преимущества и возможности программно-аппаратных средств продуцирования учебно-научной информации» (И.В. Роберт). В изменившихся социальных условиях одной из задач становится активное применение «преимуществ и возможностей» разработанных и апробированных средств: обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций, Интернет проектов, существенно повышающих эффективность учебного процесса (Е.И. Машбис). Перечисленные средства, являясь основой информационной технологии, осуществляемой с помощью компьютерной техники, позволяют решать ряд традиционных задач общего образования. Вместе с тем в образовательном процессе нарастают новые потребности в применении «совокупности средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи информации для получения заведомо ожидаемых результатов» (И.В. Роберт). Использовать компьютер для достижения положительных результатов в обучении (формирование знаний-умений) – это задача уже из прошлого. В современном образовании в соответствии с принятым Законом РФ «Об образовании» подчёркивается необходимость перехода на новый уровень обучения: на формирование компетенций как «необходимой суммы знаний, умений, определяющих будущую деятельность личности как носителя ценностей и идеалов» (В.А. Мижериков).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия применения "Информационно- методического обеспечения" в современном обучении»
И.В. Матыцин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПрименениЯ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» в СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ
Липецкий государственный педагогический университет
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы использования информационно-методического обеспечения для разработки и применения «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» . Обосновывается разработка и применение информационной базы ИТ – особой обучающей компьютерной программы (ОКП) для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин. Описаны возможности ОКП при обучении школьников общеобразовательным дисциплинам.
Ключевые слова:информационно-методическое обеспечение, информационное обучение, современный учитель, обучающая компьютерная программа.
Abstract:The article discusses the use of information and methodological support for the development and application of "educational computer programs for study and research of general subjects".Substantiates thedevelopment and application ofthe knowledge baseof IT-a specialcomputer programtraining(GST) for study and researchof general subjects. Possibilities GST at training general education students.
Keywords:information and methodological support, information training, modern teacher,educational computerprogram.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» модернизация системы общего образования ориентируется на новые приоритеты в деятельности педагога: не только научить учащихся осваивать конкретные учебные действия, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ответов на жизненно-важные вопросы. Информационные технологии, являясь составной частью урока в современной школе, позволяют внести вклад в модернизацию современного образования в вузе. Сегодняшний учитель – это педагог информационной системы образования, способный использовать в своей работе все «преимущества и возможности программно-аппаратных средств продуцирования учебно-научной информации» (И.В. Роберт). В изменившихся социальных условиях одной из задач становится активное применение «преимуществ и возможностей» разработанных и апробированных средств: обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций, Интернет проектов, существенно повышающих эффективность учебного процесса (Е.И. Машбис). Перечисленные средства, являясь основой информационной технологии, осуществляемой с помощью компьютерной техники, позволяют решать ряд традиционных задач общего образования. Вместе с тем в образовательном процессе нарастают новые потребности в применении «совокупности средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи информации для получения заведомо ожидаемых результатов» (И.В. Роберт). Использовать компьютер для достижения положительных результатов в обучении (формирование знаний-умений) – это задача уже из прошлого. В современном образовании в соответствии с принятым Законом РФ «Об образовании» подчёркивается необходимость перехода на новый уровень обучения: на формирование компетенций как «необходимой суммы знаний, умений, определяющих будущую деятельность личности как носителя ценностей и идеалов» (В.А. Мижериков).
Наша задача: показать, что в системе высшего педагогического образования можно осуществить следующий шаг и ввести обучение предметную программу: «Обучающая компьютерная программа для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин» (Свидетельство государственной регистрации № 2012614174, правообладатель – И.Г. Гузенко, авторы – И.Г. Гузенко, В.А. Власова). Программа позволяет решать образовательные задачи на новом уровне «получения заведомо ожидаемых результатов» в процессе обучения, способствует формированию научного стиля мышления в ходе учебно-исследовательской деятельности, влияет на коммуникативную готовность учителя к профессиональной деятельности.
Одной из задач модернизации образования, отражённой в Законе РФ «Об образовании», является развитие информационно-методического обеспечения. Использование в образовании информационно-методического обеспечения предполагает повышенное внимание к обобщённым понятиям информационной технологии: «совершенствование информационного обмена»; решение ряда предметных задач для учебных дисциплин; «компьютерная визуализация» учебно-научной информации; «интерактивное взаимодействие с незамедлительной обратной связью»; «автоматизация информационно-поисковой деятельности» (Е.И. Машбис, Роберт И.В. и др.). Обобщённые понятия нашли отражение в функционально-логистическом алгоритме (ФЛГ) И.Г. Гузенко, моделирующем дистанционное обучение на базе «Обучающей компьютерной программы для изучения и исследования общеобразовательных дисциплин».
Педагогические условия применения технологии на базе ОКП, ориентированной на решение совокупных образовательных задач (И.Г. Гузенко), определяемых Законом РФ «Об образовании», предполагают:
– организация познавательной деятельности учащихся на основе формирования компетенций «знаний, умений, определяющих личностные качества как носителя ценностей и идеалов» современного человека;
– применение в процессе обучения эффективных средств информационной технологии (ИТ) на базе обучающей компьютерной программы (ОКП);
– реализация на практике открытой системы образования на основе ИТ, позволяющей осуществить широкий доступ учителя к использованию ОКП;
– использование ОКП и свойств компьютера, позволяющих индивидуализировать учебный процесс и решить задачи, выдвинутые в Законе РФ «Об образовании».
Структура ОПК базируется на положении о том, что процесс передачи и усвоения новых знаний осуществляется с помощью алгоритма линейно упорядоченного изложения учебной информации во времени с использованием всех известных средств и методов обучения.
ОКП состоит из бумажного (книжного) и электронного носителя (И.Г. Гузенко), состоящего из двух объектов. Первый дается в бумажном и электронном виде и представляет собой «Презентацию образца (ПО)» для будущего пользователя (учащихся): изучение структуры, содержания и управления ОКП с обязательным педагогическим сопровождением учителя. Второй – «Презентация самостоятельного учебного исследования (ПС)» непосредственно на компьютере с помощью ОКП: задаётся блок информации из учебной программы, и учащиеся выполняют исследование её по схеме ПО, педагогическое сопровождение – консультация и контроль учителя.
Использование ОКП в образовании дает возможность осуществлять индивидуализацию процесса обучения, суть которой заключается в том, что каждый учащийся может воспринимать материал в соответствии со своими индивидуальными способностями к обучению.
На практике в процессе обучения наблюдается порой непростая методическая ситуация: учащиеся неравномерно усваивают учебный материал и показывают неоднородные статистические данные: на высоком уровне усваивают только 5% от общего числа, на среднем – 40 – 60 %, на низком – от 35 до 50 %. В результате учитель испытывает затруднения в продолжении обучения по традиционной системе, в соответствии с которой необходимо, чтобы учащиеся находились на одном уровне знаний перед изучением нового материала [2]. И здесь на помощь приходит ОКП. Она позволяет учащимся самостоятельно с помощью компьютера и при поддержке родителей выполнять повторение учебной информации и осуществлять контроль знаний-умений посредством бально-рейтингового теста, содержащегося в ОКП.
Рассматриваемая программа даёт возможность достичь оптимального сочетания учебных занятий под руководством учителя с самостоятельной работой учащихся по заданию педагога. Наряду с перечисленными преимуществами использования ОКП существуют и проблемы их применения. К ним относятся: информационная культура, готовность учителя к применению информационной технологии в обучении, техническое оснащение компьютерами школ и семей учащихся (Е. С. Полат).
Тем не менее, становится очевидным, что применение ОКП, позволяет более углублённо осуществить исследования и разработку «Информационно-методического обеспечения» для реализации «заранее заданного результата» (И.В. Роберт) в образовательном процессе.
Литература:
1. Гузенко, И.Г. Педагогика рефлексивной праксиологии: монография / И.Г. Гузенко:– Л.: Издательство ЛГПУ, 2009.– 304 с.
2. Власова, В.А. Особенности применения обучающей программы в дистанционном обучении / В.А. Власова // Социализация молодежи в меняющемся мире. – Елец: ЕГУ им. И. Бунина, 2010. – С.42-45.
3. Машбис, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбис. – М., Педагогика, 1988. – 243с.
4. Полат, Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат. – М., Академия, 2009. – 348с.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические аспекты). 2-е издание.– М.: ИИО РАО 2008. – 274.
6. Федеральный закон об образовании от 23 июля 2013г. N 203-ФЗ.
7. Цой, М.Н. Создание электронных учебников: теория и практика / М.Н. Цой, Р.Х. Джураев, Н.И. Тайлаков. – Т.: ГНИ “УзМЭ”, 2007. –160 с.
8. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ
№ 2012614174. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, зарегистрировано 11.05. 2012г.