kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение

Нажмите, чтобы узнать подробности

В обязанности педагога дополнительного образования входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к занятиям, ведение документации, но и общение с родителями обучающихся. Иногда это общение может перейти в конфликт. Чтобы сохранить хорошие отношения и не остаться жертвой ситуации рассмотрим причины конфликтов, как их можно решить или избежать при необходимости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение»

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный Модельный Центр дополнительного образования детей





Курсы повышения квалификации

«Основы педагогической конфликтологии»





Аттестационная работа

«Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение»









Автор:

Терентьева Екатерина Леонидовна,

педагог дополнительного образования,

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец учащейся молодежи

Санкт-Петербурга



Куратор:

Ершова Мария Анатольевна, методист РМЦ

ГБНОУ «СПб ТДТЮ»





Санкт-Петербург

2025

Содержание:

  1. Введение;

  2. Причины конфликтов;

  3. Как распознать конфликт;

  4. Принципы решения конфликтных ситуаций;

  5. Профилактические меры;

  6. Баланс в жизни;

  7. Список литературы.







  1. Введение



В обязанности педагога дополнительного образования входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к занятиям, ведение документации, но и общение с родителями обучающихся. Иногда это общение может перейти в конфликт. Чтобы сохранить хорошие отношения и не остаться жертвой ситуации рассмотрим причины конфликтов, как их можно решить или избежать при необходимости.





  1. Причины конфликтов



Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.

В случае педагогической конфликтологии участвуют две стороны – педагог и родители обучающихся. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации у двух сторон может быть разное. 



Чем могут быть недовольны родители:

  • стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;

  • педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;

  • требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;

  • позволяет себе высказываться при детях об их родителях;

  • завел себе «любимчиков»;

  • постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;

  • на занятии ничего не объясняет.



Но и педагогу найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые активно участвуют во всех делах и полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования педагога, не интересуются успеваемостью ребенка.



И это не единственный повод для конфликта. Родители могут:

  • необъективно оценивать работу педагога, постоянно придираться к его действиям;

  • перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи педагога;

  • вмешиваться в учебный процесс;

  • не уделять ребенку должного внимания;

  • при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением.



Итак, основой конфликта «педагог – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность обучающегося тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение.



  1. Как распознать конфликт

К конфликтам между педагогом и родителями может привести следующее поведение родителей:

  • постоянные придирки к педагогу и отрицательная оценка его работы;

  • завышенное мнение о способностях своего ребенка;

  • отсутствие внимания к ребенку;

  • перекладывание ответственности за воспитание ребенка на образовательное учреждение.

Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:

  • игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при проведении занятия;

  • отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

  • некомпетентность педагога в преподавании своего предмета;

  • пренебрежительное отношение к обучающимся;

  • попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.






  1. Принципы решения конфликтных ситуаций


Чтобы разрешить конфликтную ситуацию педагогу стоит:

  • Оставаться профессионалом в любой ситуации. 

Сохранять самообладание и быть вежливым. Если педагог во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу. 



  • Привлекать к решению проблемы администрацию. 

Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему. 

  • Соблюдать конфиденциальность. 

Нельзя делать конфликты достоянием общественности – это нарушает интересы и самого педагога, и обучающегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с обучающимися. 



Любой конфликт негативно сказывается на обучающемся, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Задача родителей и педагогов – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.





  1. Профилактические меры



Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений педагога и родителя помогут:


  • быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;

  • уважительно относиться к обучающимся, независимо от уровня их успеваемости;

  • держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;

  • спокойно относиться к тому, что у родителей и обучающихся может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;

  • привлекать родителей к участию в образовательному процессу, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;

  • разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;

  • держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;

  • не обсуждать на общих собраниях проблемы отдельной группы;

  • оценивать знания и умения обучющегося объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;

  • не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка; 

  • создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.







  1. Баланс в жизни



Как педагогу сохранять баланс в жизни, чтобы не доводить образовательный процесс до конфликтов:



  • Стараться не погружаться с головой в работу, находить время на себя, отдых, интересные увлечения, хобби;



  • Регулярно посещать мероприятия для педагогов, общаться с коллегами, узнавать что-то новое в своей сфере, делиться своим оптом на конференциях и семинарах;



  • Движение- жизнь! Двигайтесь, ходите, бегайте, гуляйте. Можно прогуляться вокруг дома, в парке или съездить за город на выходных;



  • По необходимости обратиться за психологической помощью и разобрать со специалистом сложные вопросы.









  1. Список литературы



  • https://niidpo.ru/blog/kak-deystvovat-uchitelyu-v-sluchae-konflikta-s-roditelyami

  • https://appkk.ru/info/blog/konflikt_uchitel_roditel/

  • https://www.defectologiya.pro/zhurnal/roditel_i_uchitel_prichina_konfliktov_i_neponimaniya/

  • https://dzen.ru/a/YSXAvR2BTm22ChbT






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение

Автор: Терентьева Екатерина Леонидовна

Дата: 17.06.2025

Номер свидетельства: 671729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Сценарий семинара-практикума «Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_sieminara_praktikuma_konflikt_vospitatiel_roditiel_prichiny_vozniknov"
    ["file_id"] => string(6) "441520"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512036836"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Семинар-практикум для педагогов ДОУ "«Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения»""
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_dou_konflikt_vospitatel_roditel_prichiny_voznik"
    ["file_id"] => string(6) "548207"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1588051432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конфликты в ДОУ " Педагог- родитель""
    ["seo_title"] => string(31) "konflikty_v_dou_pedagog_roditel"
    ["file_id"] => string(6) "503902"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1553080190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Совместная деятельность "педагоги-родители -дети" как успешное сопровождение детей в спец. классах."
    ["seo_title"] => string(80) "sovmiestnaia_dieiatiel_nost_piedaghoghi_roditieli_dieti_kak_uspieshnoie_soprovoz"
    ["file_id"] => string(6) "388418"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486374166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства