Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение
Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение
В обязанности педагога дополнительного образования входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к занятиям, ведение документации, но и общение с родителями обучающихся. Иногда это общение может перейти в конфликт. Чтобы сохранить хорошие отношения и не остаться жертвой ситуации рассмотрим причины конфликтов, как их можно решить или избежать при необходимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Региональный Модельный Центр дополнительного образования детей
Курсы повышения квалификации
«Основы педагогической конфликтологии»
Аттестационная работа
«Педагог и родитель, причины конфликтов и их решение»
Автор:
Терентьева Екатерина Леонидовна,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец учащейся молодежи
Санкт-Петербурга
Куратор:
Ершова Мария Анатольевна, методист РМЦ
ГБНОУ «СПб ТДТЮ»
Санкт-Петербург
2025
Содержание:
Введение;
Причины конфликтов;
Как распознать конфликт;
Принципы решения конфликтных ситуаций;
Профилактические меры;
Баланс в жизни;
Список литературы.
Введение
В обязанности педагога дополнительного образования входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к занятиям, ведение документации, но и общение с родителями обучающихся. Иногда это общение может перейти в конфликт. Чтобы сохранить хорошие отношения и не остаться жертвой ситуации рассмотрим причины конфликтов, как их можно решить или избежать при необходимости.
Причины конфликтов
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.
В случае педагогической конфликтологии участвуют две стороны – педагог и родители обучающихся. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации у двух сторон может быть разное.
Чем могут быть недовольны родители:
стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;
педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;
требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;
позволяет себе высказываться при детях об их родителях;
завел себе «любимчиков»;
постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;
на занятии ничего не объясняет.
Но и педагогу найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые активно участвуют во всех делах и полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования педагога, не интересуются успеваемостью ребенка.
И это не единственный повод для конфликта. Родители могут:
необъективно оценивать работу педагога, постоянно придираться к его действиям;
перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи педагога;
вмешиваться в учебный процесс;
не уделять ребенку должного внимания;
при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением.
Итак, основой конфликта «педагог – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность обучающегося тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение.
Как распознать конфликт
К конфликтам между педагогом и родителями может привести следующее поведение родителей:
постоянные придирки к педагогу и отрицательная оценка его работы;
завышенное мнение о способностях своего ребенка;
отсутствие внимания к ребенку;
перекладывание ответственности за воспитание ребенка на образовательное учреждение.
Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:
игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при проведении занятия;
отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;
некомпетентность педагога в преподавании своего предмета;
пренебрежительное отношение к обучающимся;
попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.
Принципы решения конфликтных ситуаций
Чтобы разрешить конфликтную ситуацию педагогу стоит:
Оставаться профессионалом в любой ситуации.
Сохранять самообладание и быть вежливым. Если педагог во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу.
Привлекать к решению проблемы администрацию.
Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему.
Соблюдать конфиденциальность.
Нельзя делать конфликты достоянием общественности – это нарушает интересы и самого педагога, и обучающегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с обучающимися.
Любой конфликт негативно сказывается на обучающемся, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Задача родителей и педагогов – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.
Профилактические меры
Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений педагога и родителя помогут:
быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;
уважительно относиться к обучающимся, независимо от уровня их успеваемости;
держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;
спокойно относиться к тому, что у родителей и обучающихся может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;
привлекать родителей к участию в образовательному процессу, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;
разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;
держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;
не обсуждать на общих собраниях проблемы отдельной группы;
оценивать знания и умения обучющегося объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;
не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка;
создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.
Баланс в жизни
Как педагогу сохранять баланс в жизни, чтобы не доводить образовательный процесс до конфликтов:
Стараться не погружаться с головой в работу, находить время на себя, отдых, интересные увлечения, хобби;
Регулярно посещать мероприятия для педагогов, общаться с коллегами, узнавать что-то новое в своей сфере, делиться своим оптом на конференциях и семинарах;
Движение- жизнь! Двигайтесь, ходите, бегайте, гуляйте. Можно прогуляться вокруг дома, в парке или съездить за город на выходных;
По необходимости обратиться за психологической помощью и разобрать со специалистом сложные вопросы.