kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья об особенностях развития памяти, внимания, мышления, речи обучающегося в младших классах. доминирующая роль учебной деятельности  в сочетании с игровой формой. В 1 -2 классах преобладает  наглядно образное мышленние в 3-4 классах логическое мышление. Младший возраст является сензетивным для развития нравственных, волевых качеств ребенка.Данная статья подготовленна учителем начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«особенности развития младшего школьного возраста »

От рождения в маленьком человечке заложен огромный потенциал любви к природе. Но если ребенок ломает ветки деревьев, топчет цветы, кидает камень в птицу и без сожаления наступает ногой на гусеницу, то виноваты в этом мы, взрослые, потому что вовремя не поддержали интерес, не познакомили с жизнью растений и животных. Окружающая природа замечательный помощник в воспитании добрых чувств в детской душе. Наблюдения за животными, растениями помогут приобрести начальные знания биологии, но и научат любить, заботиться, быть внимательными и ответственными, донесут до малыша мысль о единстве и неповторимости всего живого на земле.

Цель экологического воспитания - научить школьников быть милосерднее, добрее к природе, бережно относиться к её дарам, удивляться её красоте.

В наши дни отношение человека к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. Поэтому так важно с малых лет учить детей любить природу, быть её настоящими друзьями.

Воспитывать друзей природы нелёгкая задача. Дети учатся вести наблюдения за природой. Из окна класса наблюдать за небом.

На занятиях проводить беседы об изменениях в природе, взаимосвязи всего живого на земле, читать и обсуждать произведения природоохранного содержания. Проводить экскурсии. Которые таят в себе много полезного для развития и наблюдательности детей, стремления проникнуть в тайны природы.



















Возрастные особенности развития младшего школьника.

Игрушкам детства –свой черёд,

а зрелый опыт- поздний плод.

У.Блейк

Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или страдать? Во многом это зависит насколько широко владеет учитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается воспитательная деятельность учителя.

В шесть (семь) лет жизнь ребёнка круто меняется. Всё меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становиться учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности. Которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают его родные и близкие.

В биологическом отношении у младших школьников замедляется рост увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс ещё не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, развивается мелкие мышцы кисти. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий и коры головного мозга. Изменяется и развивается психика ребёнка. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, потому что возбудимость младших школьников очень высокая.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость. На уроках, например. ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо предварительно решить две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным, усидчивым. Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным ( и вследствие этого тоже неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Ещё одна проблема состоит в том, что углублённая и продуктивная умственная деятельность требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддерживания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют не все дети. Многие из них быстро устают.

Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающихся обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучению письму. Только на основе саморегуляции можно формировать у обучающихся интеллектуальное развитие, познавательные мотивы.

С поступлением в школу изменяется положение ребёнка в семье, у него появляются серьёзные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять повышенные требования. Родители и педагоги являются источником различных знаний, образцом для подражания.

С приходом в школу меняются детские игры. Эти изменения связаны с тем, что дети привносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь., необходимость которых связана с поступлением в школу. По словам Л.С. Выготского, эти процессы превратятся в высшие психические функции, связанные с речью, произвольными. Этому способствуют основные виды деятельности: учение, общение, игра и труд. За время обучения в младших классах дети так быстро продвигаются в своем развитии, что между первоклассниками и третьеклассниками образуются заметные различия. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития.

У первоклассников и отчасти второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвёртых классов опираются на словесно-логическое и образное мышление.

Мышление нельзя рассматривать вне развития речевых умений обучающихся. Влияние обучения на мышление и речь проявляется в том, что словарный запас становиться богаче, обучающиеся приобретают умения устно и письменно излагать свои мысли.

Внимание становится произвольным, но ещё конкурирует с непроизвольным, недостаточно устойчиво и ограничено по объёму. В ходе развития внимания развиваются концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объём, развивается привычка быть внимательным. Внимание связано с мотивацией учения. Чувством ответственности за собственную учебную деятельность и её результативность.

Память этого возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за четыре года прогрессирует быстро, несколько отстает в своём развитии логическая память. Память младших школьников имеет преимущественно наглядно-образный характер. Поэтому на уроках ребята запоминают и легко воспроизводят то учебный материал, который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно. Необходимо развивать навыки самоконтроля.

Поступление ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. На личностное развитие влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, так как именно в них складываются деловые качества.

Начало школьной жизни даёт большие возможности для развития трудолюбия.

Младший школьный возраст является сензитивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- усвоения социальных норм, нравственного развития.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
особенности развития младшего школьного возраста

Автор: Чурикова Елена Алексеевна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Материалы к педсовету. Доклад. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. "
    ["seo_title"] => string(106) "matierialy-k-piedsovietu-doklad-psikhologhichieskiie-osobiennosti-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "142840"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418376264"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Курсовая работа Тема: «Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(105) "kursovaia-rabota-tiema-razvitiie-dvighatiel-nykh-sposobnostiei-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "137376"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417344391"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях   хореографией "
    ["seo_title"] => string(153) "partiernaia-ghimnastika-kak-sriedstvo-razvitiia-prirodnykh-fizichieskikh-dannykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-na-zaniatiiakh-khorieoghrafiiei"
    ["file_id"] => string(6) "108793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403861372"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Психологические особенности обучения младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(78) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-obuchieniia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "217985"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433563895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства