Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией
Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией
Учебное пособие для педагогов по хореографии «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией».
Содержание
Введение
Раздел I. Теоретические основы развития природных физических данных детей
1.1. Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Раздел II. Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста.
2.1. Рекомендации по использованию комплекса упражнений
3 .Заключение
4.Список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией »
«Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией».
Составитель: Савкина Н.И.
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Санкт- Петербург
2014
Содержание
Введение
Раздел I. Теоретические основы развития природных физических данных детей
1.1. Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Раздел II. Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста.
2.1. Рекомендации по использованию комплекса упражнений
3 .Заключение
4.Список литературы
Введение
Партерная гимнастика, что это такое? Какие упражнения используются в партерной гимнастике? Для того чтобы понять, что такое партерная гимнастика, сначала нужно дать определения каждому слову этого словосочетания в отдельности. И так первым и ключевым словом является гимнастика, его определение взято из большой советской энциклопедии.
Гимнастика[греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю (сь)], система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.
Слово партерпроизошло от французского - parterre (по земле): слово par —по, а слово terre — земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку. При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи.
Для успешных занятий хореографическим искусством учащимся необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой.
Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы
тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным. Данную проблему помогает решить партерная гимнастика.
Цель партерной гимнастики помочь развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Основные задачи:
— укрепление и развитие силы мышц, эластичности связок, гибкости позвоночника, подвижности суставов, выносливости, координации работы опорно-двигательного аппарата учащегося;
— формирование навыков культуры движений;
— развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления), чувства коллективизма;
— воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.
«Партерная гимнастика» предполагает целый ряд специально разработанных программ. Куда входят упражнения для спины (осанка), растяжка, упражнения для пресса, упражнения для верхней и нижней выворотности, профилактика плоскостопия (тщательная проработка стоп) и многое другое...
Все упражнения выполняются под музыку, что повышает эмоциональный тонус занимающихся, формирует у детей чувство ритма.
При приёме в творческие коллективы главным критерием отбора являются природные физические данные: шаг, гибкость, выворотность, музыкальность, подъем (гибкость стопы), координация. Все эти качества можно развить.
Задача педагога–хореографа состоит в том, чтобы учащиеся понимали свою природу и научились эффективно исправлять свои недостатки и подчёркивать достоинства. Систематические продуманные занятия по партерной гимнастике, степень мастерства педагога, а также интеллекта и трудолюбия ученика, позволят добиться хороших результатов в развитии природных физических данных и укреплении здоровья.
Раздел I. Теоретические основы развития природных физических данных детей
1.1.Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности.
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К активной двигательной деятельности могут допускаться только абсолютно здоровые дети. При поступлении в танцевальные коллективы у детей тщательно проверяют сердце, легкие, зрение, слух, состояние нервной системы, состояние всего костно-мышечно-связочного аппарата.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Например, такие как выворотность ног, гибкость стопы, «балетный шаг», гибкость тела, прыжок, координация движений. Прыжок – один из элементов хореографии, с помощью которого достигается: лёгкость, воздушность, полётность. Координация движений. Координация: нервная, мышечная, двигательная. Нервная координация: чувство ритма, равновесие, осанка и т.п. Мышечная координация – групповое взаимодействие мышц. Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени.
Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей, чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма, чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.
Существуют такие физические способности и качества, так называемой профессиональной пригодности как выворотность, подъём стопы, ширина, высота, легкость шага (сила ног) – «балетный шаг», гибкость, сила, координация, выносливость, ловкость, быстрота и многие другие.
Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная, хорошая форма ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная, пластическая форма рук, осанка.
Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие другие: чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистичность, творческое воображение, музыкальная и двигательная память, координационные способности.
Рассмотрим подробнее данные понятия природных физических данных и природных качеств.
Осанка Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины; продольная (сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую; передне-задняя (фронтальная), учитывающая строение передней и задней частей тела. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцо-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела. В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лондоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены. Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х-образных и О-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений. Серьезным недостатком осанки считаются плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
Выворотность. Её начинают разрабатывать буквально с самой первой ступени и то, развить ее в совершенстве получается не у всех. Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя. Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения, так называемой «лягушки», которое исполняется лежа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрытием бедер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице). Выворотность ног в тазобедренном суставе можно проверить и другим способом. Ребенок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 900 и осторожно отводит ее назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребенка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
При определении выворотности ног следует обратить внимание:
- на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;
- на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;
- на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного суставного аппарата и отрицательно сказывается при занятиях хореографией.
Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.
Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи¸ а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется косное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног – безусловная необходимость для будущего исполнителя.
На выворотность ног в голени влияет связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в ветлужной впадине, жёстче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая и связки эластичные.
Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В одних случаях они обращены вперёд, а в других больше в стороны.
Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра у такого ребёнка можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошего поворота бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперёд, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены на них глубоко, то такое анатомическое строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограниченна.
Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего исполнителя. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12-ти годам. К этому времени носки стоп у ребёнка оказываются повёрнутыми либо наружу, либо внутрь – «косолапее». Причем иногда при хорошей выворотности в бёдрах встречается плохая выворотность в голени и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть хорошей выворотности в бёдрах. В случае свободной выворотности в бёдрах, при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голегостопа.
Необходимо развивать природную выворотность, дающую впоследствии широкую свободу и красоту движений в различных видах танцев, возможность правильного их исполнения.
Стопа
Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выводится в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожным усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняется рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в танцах играет ещё и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъёмом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5 – 7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировках возможно улучшение сводов стоп.
Подъём стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит от строения и эластичности её связок. Различают три формы подъёма стопы: высокий, средний и маленький.
«Балетный шаг»
Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направления: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребёнок становится боком к станку, держась одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проводится активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренного суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда способствует высоте прыжка.
Необходима ширина шага, то есть возможность подъема ноги к верху – вперед, в сторону и назад. Высокий, легкий шаг, особенно важен для танцующего человека (ребёнка), он создает не только красоту пластической линии всего тела, но и предает большую выразительность позам и движениям.
Необходима природная легкость, легкий и высокий прыжок. Грациозная воздушность, легкость в прыжках сразу рождает поэтические ассоциации, образные сопоставления.
Гибкость тела
Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься каким либо видом танца. Она показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперёд (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребёнок должен медленно наклонить корпус вперёд (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперёд.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в обрасти нижних грубых и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок .
Гибкость, эластичность тела умножают выразительность телодвижений в танце. Гибкость oпpeдeляeтcя, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, уменьшает возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.
Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами.
Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого движения. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Упражнения в партере, в качестве средств воспитания гибкости на занятиях хореографией используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.
.
Координация движений Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное). Музыкально –ритмическая координация Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку. Прыжок
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность – и поэтому является его важной составной частью. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности, эластичности ахиллова сухожилия. Развитию всех этих качеств, способствует партерная гимнастика.
Сила
Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей.
Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных напряжений.
Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия, за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека. Чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.
Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при выдохе (натуживании) и наименьшая - при вдохе.
Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. Они проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.
Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).
Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена. Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.
Выносливость
Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, большой и умеренной нагрузок.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.
В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма.
Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содёржания решения двигательной задачи.
Музыкальность
Музыкальный слух, музыкальное воображение, музыкальное мышление, музыкальное восприятие, музыкальная ритмичность.
Без чувства ритма и музыкальности не мыслим ни единый шаг, не малейшее движение будущего танцовщика.
Артистичность.
Артистизм – понятие широкое, включающее в себя врожденную эмоциональность, фантазию и органическое чувство меры.
Артистизм – это способность к восприятию танцевальных композиций в целом, это способность воспринимать и откликаться танцевальным движениям на все музыкальные нюансы, способность выражать пластикой движений настроение, заложенное в музыке, это, наконец, подсознательное, поначалу интуитивное стремление и движение юного существа к созданию художественного образа.
Естественно, что все эти природные профессиональные данные, при последующих регулярных занятиях, под руководством опытных педагогов, развиваются и раскрываются с предельной широтой.
В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Приходя в систему дополнительного образования, а в данном случае в хореографический коллектив, ребёнок будет стараться отвлечься от учёбы, будет стремиться к игровой деятельности. И именно методический приём – приём игры целесообразно использовать на занятиях ритмики, а главное при работе над гибкостью (в партерной гимнастике). Детям очень интересно и увлекательно, когда их фантазия работает в полную силу, слыша такие «красочные» названия как: «корзиночка», «лягушка», «чемоданчик» «мостик», шпагат, полушпагат. По этому, для детей младшего школьного возраста при любых видах упражнений следует использовать образные названия для упражнений. Дети с удовольствием исполняю такие интересные образные упражнения.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности. В этом возрасте у детей выделяют кризис 7 лет. Психолог Л.С. Выготский говорил, что ребёнка в 7 лет отличает утрата детской непосредственности, причина этому – недостаточная дефференцированность внутренней и внешней жизни. В этом возрасте распадается единство аффекта и интеллекта (т.е. ребёнок не владеет и не управляет своими чувствами и эмоциями). В 7 лет возникает своеобразная структура переживаний: ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчён», « я добрый», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка – осмысленных переживаний: переживания приобретают смысл, и у ребёнка возникает новое отношение к себе и впервые возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств. Новообразованиями является самолюбие, самооценка. Постепенно возникает дефференцированость внутреннего и внешнего. Главная деятельность детей младшего школьного возраста – это учебная деятельность. Её цель: усвоение знаний, его воспитание. Умение учиться тесно связано с мотивацией учения, между которыми существует взаимосвязь: если интерес к учению не подкрепляется знаниями, прочными умениями и навыками, то угасает и успех учебной деятельности, развивающий мотивацию учения.
Развитие личности в младшем школьном возрасте.
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать.
Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его поступка в пространстве социальных отношений представителей разных эталонов. Позитивными качествами социального развития является расположение к другим людям (взрослым и детям), которое в общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся способности к сопереживанию.
У ребёнка ярко выражено стремление – быть как все. Оценки в учёбе влияют на отношения со сверстниками. У ребёнка в этом возрасте большой уровень притязания на успех физических упражнений, важно создать условия для удовлетворения данных потребностей.
Младший школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами партерной гимнастики.
Именно в младшем школьном возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
В онтогенетическом аспекте проблемы развития способностей выделяются два плана – индивидуальный и возрастной. Изучение возрастных особенностей развития, способностей основывается на индивидуальных данных.
Возрастные особенности – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определённый комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.
Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, на воспитательные воздействия взрослых.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь). У первоклассников, второклассников доминируют наглядно-действенные и наглядно-образное мышление, у третьего – четвертого класса появляются элементы логического мышления. Ребенок также обладает большой двигательной активностью. В этом возрасте многие дети быстро утомляются, требуется частое смена деятельности, ребенок любознателен, подвижен, общается с детьми и взрослыми.
Проявляются особенности психологического поведения ребенка, которые проявились в учебной практике: слабый, разрозненный, неорганизованный физический опыт, недостаточная координация, потребность к смене эмоционального состояний, общение в опоре на чувственные ощущения, личностная доминанта, то есть стремление самовыразиться в двигательных формах. Совместная деятельность ребенка и педагога при правильном подходе педагога будет продуктивной.
Коллектив – для ребенка младшего школьного возраста – это среда общения, где он учится сравнивать, оценивать поведение, возможности – других ребят и свои. В коллективе младший школьник начинает адекватно оценивать себя, формирует свою линию поведения, поэтому важен диалог, понимание между учителем и учеником, передача жизненного опыта, межличностное общение.
В младшем школьном возрасте ребенок лучше воспринимает информацию при показе. Показ должен быть очень точным и четким, так как дети нередко просто копируют педагога и могут повторить его ошибки. Но для развития второй сигнальной системы, пополнения терминологического запаса показ следует сопровождать кратким и доступным объяснением.
Эмоциональные проявления у детей несовершенны, волевые и нравственные качества имеют ограниченный характер. Поэтому необходимо неустанно работать над развитием этих качеств у детей, помня, что похвала и методы поощрения в этом возрасте гораздо действеннее методов наказания, при поощрении за малейшее достижение ребёнок стремится достигнуть еще большего, хорошо воздействует также ситуация успеха, положительный пример сверстников.
Музыкальное сопровождение занятий на этом этапе начальной подготовки должно быть простым, понятным и доступным, близким детям.
При применении этих методов происходит более динамичное развитие способностей ребенка.
Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте преимущество перед взрослыми на занятиях, нацеленных на растяжку и гибкость.
В этом возрасте – в возрасте младшего школьника начинают устанавливаться постоянные характеристики тела. Начинается окостенение длинных костей. Окостенение идет неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс. Оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз (дети ходят, выставив вперед живот). Вдумчивое применение упражнений партерной гимнастики помогает исправлению осанки. Так же в возрасте 7 – 10 лет мышцы полностью не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы-сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот. В этом возрасте могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности. Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребенка и его дыхательного опыта. Поэтому специалисты рекомендуют в начальный период повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.
Раздел II. Комплекс упражнений направленных на развития природных физических данных детей младшего школьного возраста
Каждое занятие должно включать в себя разминку, комплекс упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой.
Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела.
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching — растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.
Упражнения выполняются учащимися на индивидуальных ковриках без обуви (в носочках) в положении лежа (в том числе на боку) и сидя, без вертикальной нагрузки на позвоночник и суставы.
Комплекс упражнений для разминки:
Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
Бытовой шаг, ходьба на высоких и низких полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, «гусиным шагом», с вытянутого подъема стопы, с подъемом колена вверх, с подъемом на полупальцы .
Дыхание и движение
Основные понятия о дыхательной системе. Виды дыхания:
Понятия о правильном и неправильном дыхании. Три фазы правильного диафрагмального дыхания: выдох через рот, пауза и вдох через нос (по системе Е.А,Лукьяновой)
Дыхательные упражнения:
— для формирования диафрагмального дыхания — «поиграем животиками»;
— для формирования глубокого длительного вдоха — «узнай
по запаху»;
— на дифференциацию вдоха через нос и выдоха через рот, на
развитие внимания — «носик и ротик поучим дышать»;
— на выработку длительного, сильного, целенаправленного
выдоха — «загони мяч в ворота»;
— на развитие межреберных дыхательных мышц — «танец
живота».
Упражнения на координацию дыхания и движения:
— подъем рук в стороны-вверх — вдох, опускание — выдох;
— наклон тела — выдох, выпрямление — вдох;
— напряжение мышц — выдох, расслабление — вдох;
— подъем рук в стороны-вверх — выдох, опускание — вдох;
— наклон тела — вдох, выпрямление — выдох;
— напряжение мышц — вдох, расслабление — выдох.
Общеразвивающие упражнения
-Упражнения, развивающие гибкость шеи: наклоны, повороты, круговые движения головой.
--Упражнения, развивающие эластичность плеча и предплечья, подвижность локтевого сустава: опускание и поднимание, круговые движения вовнутрь и наружу, отведение вперед и назад плеч и предплечий.
--Упражнения, развивающие подвижность лучезапястных суставов, эластичность мышц кисти: одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев рук; сгибательные, разгибательные, вращательные движения кистями рук в локтевых суставах.
--Упражнения, развивающие подвижность позвоночника: сгибания и разгибания, наклоны, повороты вправо и влево, круговые движения, скручивания корпуса.
— упражнение «лягушка» — касание пола согнутыми в коленях и разведенными врозь ногами;
— упражнение «лягушка» с наклоном корпуса вперед;
— подъем на колени с вытянутыми руками вперед из положения, сидя на пятках, с руками на поясе (при седлообразной спине);
— отведение прямой ноги назад на носок, с подачей корпуса
вперед, с руками на поясе, стоя на колене другой ноги (при седлообразной спине).
Упражнение для развития танцевального шага
В положении лежа на животе:
— упражнение «лягушка» с поднятым и прогнутым назад корпусом, прижатыми пятками и животом к полу.
В положении лежа на спине:
— подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки;
— подъем ноги на 90° с выворотной и сокращенной стопой, с нагрузкой на поднятую ногу (с посторонней помощью);
— растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью).
В положении сидя:
— выпрямление согнутых в коленях ног с разворотом стоп в I позиции ног с одновременным медленным наклоном корпуса к ногам;— наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до
предела в стороны ногам;
— виды «шпагатов» — продольный, поперечный.
Упражнения для укрепления мышц брюшного
В положении лежа на спине:
— поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в воздухе;
— подъем корпуса в положение сидя с вытянутыми вперед
руками, с закрепленными на полу ногами (при седлообразной спине);
— одновременный подъем корпуса и вытянутых ног до образования угла согнутых в коленях ног и корпуса с разворотом их в разные стороны;
— забрасывание прямых ног за голову и возвращение в исходное положение;
— приподнимание головы с целью увидеть свои стопы (при сутулой спине).
В положении сидя:
— упражнение «ножницы» — поочередное выбрасывание прямых ног вверх с большой и малой амплитудой, раскрытие и перекрещивание ног над полом;
— отведение одной руки назад с взглядом на кисть в упоре на коленях (при седлообразной спине).
Упражнения на развитие гибкости позвоночника
В положении лежа на спине:
— прогиб корпуса с опорой на локти, без отрыва головы и таза от пола;
— наклон туловища вправо, влево без отрыва спины от пола;
— касание пола справа и слева коленями согнутых ног с одновременным поворотом головы в противоположную сторону;
— упражнение «березка» — выход в стойку с вытянутым вверх позвоночником опорой на плечи, локти и кисти рук, шея, свободна спина, таз, ноги вытянуты в одной плоскости вертикально вверх.
В положении сидя:
— выпрямление согнутых в коленях ног без отрыва туловища от ног с захватом пяток руками;
— наклоны корпуса вправо, влево с одновременным касанием пола локтем руки за коленом отведенных в сторону ног.
В положении лежа на животе:
— сдвиг подбородком предмета (книги) при вытянутом положении тела рук и ног (при сутулой спине);
— упражнение «лодочка» — одновременное вытягивание и приподнимание рук вперед, ног назад, с последующим раскачиванием;
— упражнение «качалка» — захват руками щиколоток согнутых в коленях ног, их вытягивание вверх с одновременным раскачиванием;
— упражнение «кольцо» — прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног;
— упражнение «мостик» — стойка на руках и ногах с одновременным прогибом спины и головы назад.
В положении упора на коленях:
— поочередное поднимание прямых противоположных руки и ноги (при сутулой спине).
Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья
В положении лежа на животе:
— подъем плеч вверх и назад, ладони рук в захвате локтей за головой без отрыва грудной клетки от пола.
В положении сидя:
— подъем таза вперед вверх с опорой на руки сзади корпуса и
на ноги.
В положении упора на коленях:
— касание подбородком пола с одновременным сгибанием рук в локтях (при сутулой спине);
— наклон корпуса вперед с последующим касанием плеч пола;
— с вытянутой одной рукой вперед (вторая рука под подбородком) отклонение таза вправо, влево;
— прогиб спины назад с касанием вытянутыми руками стоп.
Подготовительные упражнения для освоения элементов классического танца
Grand-pliés в положении на спине по I позиции ног.
Battements tendus
в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону;
— вперед на 15°—25°;
в положении на животе по I позиции ног
— в сторону;
— назад на 15°—25°.
Battements tendus jetés
в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону;
— вперед на 25°, 45°;
в положении на животе по I позиции ног
— в сторону;
— назад на 25°, 45°.
Demi-rond en dehors, en dedans
в положении на спине, животе из I позиции ног на 25°, 45°.
Relevés lents
в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону;
— вперед на 45°, 90°;
в положении на животе по I позиции ног
— в сторону;
— назад на 45°.
Положение sur le cou-de-pied в положении на спине по V пози-
ции ног («условное» спереди).
Положение passé в положении на спине по V позиции ног
(у колена).
Battements developpés в положении на спине по V позиции ног
— в сторону;
— вперед на 90°.
Grand battements jetés в положении на спине по I, V позициям ног
— в сторону;
— вперед на 90°;
в положении на животе по I позиции ног
— в сторону;
— назад на 45°, 90°.
Port de bras № 1 в положениях на спине и сидя по I позиции ног.
Комплекс упражнений партерной гимнастики, включает в себя изучаемые элементыи классического экзерсиса.
2.3 Рекомендации по использованию данного комплекса упражнений
При составлении комплексов упражнений педагогу следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями:
— тщательный подбор исходных положений для упражнений;
— всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение — расслабление, растягивание — силовая нагрузка;
— растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
— использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—8 раз);
— выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
— использование малой амплитуды движений для увеличения
интенсивности воздействия упражнений;
— контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
— контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
— использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
— контроль за утомляемостью учащихся;
— исключение физических упражнений в период острых заболеваний, использование только легких форм дыхательных упражнений;
— использование активных методов обучения и игровых технологий. Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть последовательность и систематичность; от простого к сложному.
Релаксация — обучение расслаблению, которое необходимо для снятия физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса. Релаксация может состоять из комплекса упражнений с использованием дыхательных упражнений.
Упражнения на общее расслабление мышц могут исполняться в игровой форме с использованием художественно-образных тем (например, «Тропический остров», «Волшебный сон», «Бабочка и цветы») или выполняться в позе отдыха (сидя по-турецки; лежа на спине, на боку в позе эмбриона) с закрытыми глазами под спокойную музыку, со словесным сопровождением педагогаи с последующим описанием, обсуждением представленных и нарисованных в детском воображении тематических картин.
Музыка на занятиях должна соответствовать заданию педагога, сопровождать
и дополнять его объяснение и показ, поддерживать эмоциональный настрой занятия, помогать справляться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными.
Заключение
В заключении следует сказать, что занятия партерной гимнастикой направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Упражнения важны для формирования осанки; укрепления мышц опорно-двигательного аппарата, для развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени); развитие музыкальных качеств.
В процессе занятий ребенок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует свое мастерство и свой характер.
Ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.
Список литературы
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. «Респекс» «Люкси» Санкт-Петербург 1996.
2. Лисицкая М.С. Пластика. Ритм. - М., 1990.
3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989.
4. Буренина А.И. Ритмическая пластика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 1997.
6. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. - М.: Академик. - 1998..
7. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. / А.А. Гужаловский. - Минск: Народная газета, 1978
7. Кузнецов, З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецов. - М.: Просвещение, 1967..
9. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1998.
10.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
11.Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии М.: Искусство, 1979. - 180 с. Учебное пособие для высших и средних учебных заведении искусства и культуры.
12.Интернет ресурсы.( Физические качества человека, средства и методы их воспитания. Вступительные испытания в хореографическое Училище - оценка профессиональных данных, )