Особенности организации воспитательной работы в школах пенитенциарной системы.
Особенности организации воспитательной работы в школах пенитенциарной системы.
Воспитательная работа в школах пенитенциарной системы направлена, прежде всего, на ресоциализацию обучающихся. Работа с врослыми обучающимися требует особых подходов, принципов, методик. Трудности заключаются в негативном опыте обучающихся и отсутствии методических разработок для школ пенитенциарной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации воспитательной работы в школах пенитенциарной системы. »
Особенности организации воспитательной работы в школах пенитенциарной системы.
Воспитательная работа согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой.
Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.
Постановка этих полезных для осужденного и общества целей не означает, что они будут полностью достигнуты за время отбывания наказания. Тем не менее, целенаправленная деятельность по их достижению, как показывает практика, приносит позитивные результаты.
Основными направлениями воспитательной работы в нашей школевыступают нравственное, правовое, патриотическое, ЗОЖ, творческое, профориентация.
Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов незыблемости основных прав и свобод гражданина, гуманизма, законности, опоры на положительные качества личности, сохранение социально - полезных связей осужденных.
Общеизвестно, что учебная работа в пенитенциарных школьных системах отличается низкими показателями общей успеваемости и низким уровнем мотивации учащихся на учебных занятиях. Объясняется это многими причинами: общим спадом интереса к образованию, длительным перерывом в образовании, прагматизмом мышления молодых поколений, дефектами эмоционально-волевой сферы учащихся. Часто опыт школьной жизни, полученный еще в детстве, по разным причинам, оказывается негативным. Часть учащихся, поступающих в школу, имеют устойчивое неприятие к образованию. Многие учащиеся проявляют антипатии к наукам, требующим знания математики, и благосклонно относятся к предметам гуманитарного цикла.
В условиях вечерней школы воспитательные функции, безусловно, превалируют над общеобразовательными. Большую роль в организации учебно-воспитательной работы играет стимулирование обучающихся.
Целями применения системы стимулов являются ресоциализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.
В школе создана и ежегодно совершенствуется система стимулов для учащихся, добросовестно относящихся к учебе, активно участвующих в дистанционных предметных конкурсах, воспитательных мероприятиях школы. Для создания портфолио учащихся были разработаны бланки «Свидетельств», наиболее активные учащиеся награждались «Благодарственными письмами», по итогам полугодий начальнику колонии были представлены ходатайства на поощрения учащихся.
Перечисленные формы поощрения получили положительный отклик у учащихся и заметно повысили их активность.
Традиционно все педагоги школы принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях (пишут сценарии, проводят репетиции, подбирают музыку и видеофрагменты, делают презентации, участвуют в сценариях), что позволяет проводить КТД на хорошем уровне и стимулирует активность учащихся.
По итогам года составляются рейтинговые таблицы активности учителей и обучающихся, активность классов отслеживается с помощью «Дерева интересных и полезных дел»