Формирование нравственно-волевой мотивации учащихся школ пенитенциарной системы в процессах обучения и воспитания
Формирование нравственно-волевой мотивации учащихся школ пенитенциарной системы в процессах обучения и воспитания
Из опыта организации учебно- воспитательной работы в школах пенитенциарной системы. Особенности контингента обучающихся, проблемы при организации учебно-воспитательного процесса и пути их решения, структура воспитательной системы школы, воспитательная идея школы, главное в обучении взрослых. Пути формирования положительных мотивов учения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственно-волевой мотивации учащихся школ пенитенциарной системы в процессах обучения и воспитания »
Формирование нравственно - волевой мотивации
учащихся школ пенитенциарной системы
в процессах обучения и воспитания.
Условия, в которых осуществляется общеобразовательное обучение осужденных, характеризуются рядом специфических признаков. К таким признакам относятся: изоляция от общества, повышенная роль принуждения, неблагоприятная в воспитательном отношении среда, система материально-бытовых ограничений. Эти признаки существенно влияют на педагогический процесс в исправительном учреждении в целом и, в частности, на учебно – воспитательную работу с осужденными.
В общеобразовательном обучении осужденных может отчетливо проступать элемент принуждения. Он проявляется, в частности, в процессе привлечения осужденных к учебе. Это связано с тем, что многие из них не считают учебу обязательным элементом отбывания наказания.
Отказываясь учиться в школе, осужденные выдвигают самые разнообразные причины: возраст, длительный срок лишения свободы, физическая усталость, желание иметь больше свободного времени для отдыха.
Среди осужденных, отказывающихся учиться, можно выделить 5 типичных групп, каждая из которых по- своему отрицательно настроена к обучению.
- К первой группе можно отнести тех, кто имел отрицательный опыт в «детской» школе, учеба
им кажется непосильным делом.
- Вторую группу составляют люди с явно выраженным психологическим барьером по отношению ко всему, что связано с выполнением каких- либо обязанностей в ИУ.
- К третьей группе можно отнести осужденных с антисоциальной направленностью. У них нередко распад личности настолько глубок, что не так просто найти опору для воспитательного воздействия.
- Четвертую группу осужденных, которые отказываются учиться, составляют те, кто потерял жизненную ориентацию, перспективы на будущее.
- В пятую группу следует выделить тех, кто длительное время дня (или ночи) занят на работе и не могут посещать занятия в школе.
Зная принципы, негативно влияющие на отношение осужденных в школе, легче формировать положительную мотивацию к учению и развитию.
В общеобразовательном процессе образовательные и воспитательные задачи всегда тесно взаимосвязаны, так как образование – это не только восприятие определенной информации, но и усвоение ее нравственного содержания. Обучение, которое ориентируется только на сообщение готовых знаний, проигрывает в воспитательном отношении. Знания, получаемые осужденными в школе, должны не только дать им представление о моральных нормах, но и вызвать потребность в таком поведении, которое соответствует этим нормам.
Однако, и одной лишь потребности в том или ином поведении еще недостаточно. Формирование положительных качеств личности становится возможным лишь тогда, когда человек овладевает способами организации того поведения, в котором выражаются эти положительные качества.
Таким образом, в общеобразовательном обучении осужденных ведущими выступают задачи воспитательные, которые реализуются, прежде всего, через овладение ими системой знаний.
Формирование нравственно – волевой мотивации учащихся во многом зависит от воспитательной системы, выстроенной в школе.
Структура воспитательной системы школы
Программа
«Правовое воспитание»
Программа
«Мир спасут добро и красота»
Воспитательная
система
Программа
«Творчество»
Программа
ЗОЖ
Программа
«Патриот»
Программа
«Профессия»
Воспитательный отдел
ИК-12
Воспитательный отдел КП-13
Биржа труда
г. Омска
Омский музей Воинской Славы
Служба занятости
Куйбышевского АО
СПИД-центр
Учебные предметы
Клуб общения.
Воспитательная идея школы состоит в создании условий для нравственного развития, гражданского становления осужденного, формирования опыта созидательного решения общественных и личных проблем, обеспечения социальной успешности.
Воспитательная работа проводится по следующим направлениям: нравственно – этическое, правовое, патриотическое, профориентация, здоровый образ жизни, творческое. Учителями школы, ответственными за определенное направление накоплен обширный материал с разработками воспитательных мероприятий. Основными являются патриотическое и нравственное направления.
Традиционными формами воспитательной работы школы стали:
- День Дублера, который в этом году прошел уже в 10 раз и по традиции заканчивается совместным торжественным педагогическим советом, посвященным Дню Учителя.
- День профориентации, где учащиеся могут не только узнать о рынке труда Омской области, но и встретиться со специалистами Службы Занятости и пройти профтестирование.
- Коллективные творческие дела (КВНы, театрализованные тематические представления, агитбригады, Праздник Последнего Звонка, Торжественное вручение аттестатов).
- Заседания «Клуба общения» по различным направлениям воспитательной системы с приглашением специалистов СПИД - центра и музеев г. Омска.
- Предметные декады, которые заканчиваются мероприятием в клубе ИУ и проводятся не только для учащихся, но и для остальных осужденных.
В школе сформировалась группа учащихся, которые принимают активное участие во всех воспитательных делах, и она постоянно обновляется и расширяется.
Уроки являются неотъемлемой частью воспитательной системы. Обучение взрослых людей должно ориентироваться на их способность к самостоятельному мышлению, подталкивать к самостоятельному поиску решения тех или иных вопросов. Главное в обучении взрослых – включить человека в активную мыслительную деятельность, которая, в свою очередь, заставит действовать познавательные мотивы обучения.
Изучение качества знаний осужденных, поступающих в общеобразовательную школу, свидетельствует о низком уровне опорных знаний по большинству учебных предметов. Особенно слабы у осужденных умения и навыки самостоятельной учебной работы. Поэтому в процессе организации учебной работы на первый план выступают задачи: поднять уровень готовности учащихся к обучению, сформировать положительные мотивы учения, поднять самооценку учащихся.
Один из путей формирования положительных мотивов учения – усиление воспитывающей роли обучения. Укрепление таких мотивов осуществляется тогда, когда человек ощущает свое продвижение по пути приобретения новых знаний, испытывает удовлетворение, убеждается в полезности знаний, замечает свой духовный рост. Другой важнейший путь формирования положительного отношения к учебе – развитие познавательных интересов. Эффективно в этом отношении создание проблемных ситуаций, вытекающих из содержания учебного материала, выполнение различного рода самостоятельных работ творческого характера, участие в научном обществе учащихся «Поиск», международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру», всероссийском конкурсе «Русский Медвежонок».
В учебной работе необходимо опираться на те эмпирические знания, которые накоплены учащимися в сфере общения и производственной деятельности и вносить в них научные коррективы.
Эффективность урока повышается при использовании таких педагогических технологий, как
-парацентрическая,
-технология уровневой дифференциации,
-технология модульного обучения,
-проблемно – диалогическая,
-информационно – коммуникативные технологии.
Мотивация учащихся напрямую зависит от ситуации успеха, поэтому все внеурочные мероприятия должны быть очень хорошо подготовлены, и тогда участие в них приносит только положительные эмоции.
Осужденные, активно участвующие в жизни школы и добросовестно относящиеся к обучению, получают Благодарственные письма, а также положительные характеристики, что существенно влияет на решение суда при рассмотрении дел на УДО и облегчение условий содержания. Каждое полугодие подводятся итоги активности классов.
Еще одним мотивом для учащихся является участие во всех коллективных творческих делах учителей школы. Вместе с учащимися они поют, участвуют в театрализованных представлениях, играют в КВН.
Согласованность и взаимодействие школы с воспитательным отделом исправительного учреждения также повышает эффективность всего процесса исправления осужденных.
«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу как дикий терновник среди пустыря».
В этих словах, сказанных еще в 18 веке Дени Дидро, - целая программа для педагогического коллектива, работающего с осужденными. Вернуть человека в общество – вот в чем задача и сверхзадача учителя в исправительном учреждении.
Подводя итоги, можно сказать, что инновационные процессы в нашей школе прижились, вызывают интерес учащихся – осужденных. Система работы, проводимой в школе, совместно с воспитательным отделом колонии дает свои положительные результаты: учащиеся школы допускают меньше правонарушений, более дисциплинированы, поэтому их с большим желанием берут на работу, уровень рецидива учащихся школы после освобождения снижается.