Основные направления внеурочного воспитания и обучения
Основные направления внеурочного воспитания и обучения
В статье представлен материал по исследованию проблемы улучшения внеурочного воспитания и обучения в средних профессиональных учебных учреждениях. Раскрыты разные формы организации внеурочной занятости и развития познавательной активности учащихся. На примере практического материала определены наиболее эффективные методы работы с учащимися во внеурочное время.
Ключевые слова: мотивация, познание, творчество, формы внеурочной деятельности.
Цель статьи: раскрыть важность влияния внеурочной занятости учащихся на мотивацию к познанию и творчеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные направления внеурочного воспитания и обучения»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВНЕУРОЧНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Т.И. Гончарова
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий и торговых процессов и кулинарного мастерства»
Аннотация
В статье представлен материал по исследованию проблемы улучшения внеурочного воспитания и обучения в средних профессиональных учебных учреждениях. Раскрыты разные формы организации внеурочной занятости и развития познавательной активности учащихся. На примере практического материала определены наиболее эффективные методы работы с учащимися во внеурочное время.
Ключевые слова: мотивация, познание, творчество, формы внеурочной деятельности.
Цель статьи: раскрыть важность влияния внеурочной занятости учащихся на мотивацию к познанию и творчеству.
Изложение основного материала.
Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. В.А. Сухомлинский
Среднее профессиональное образование имеет ярко выраженную собственную специфику воздействия на учащегося по подготовке его к рабочей деятельности. Одним из способов достижения весомых результатов обучения будущих рабочих является включение учащегося в процесс внеурочной работы, которая имеет существенное воспитательное и развивающее значение. Каждому педагогу известно, как много дает внеурочная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Преподаватели и мастера производственного обучения рассматривают внеурочную работу как составную часть учебно-воспитательного процесса и ставят перед собой такие цели: развитие у учащихся мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, адаптация их к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Внеурочные занятия, по сравнению с учебными, имеют ряд положительных моментов: они способствуют углублению и расширению программных знаний, позволяют развить индивидуальные потребности в познаниях, помогают совершенствовать профессиональные умения и навыки, побуждают учащихся к самосовершенствованию и развитию потребности в самообразовании.
В процессе внеурочной работы меняется роль педагога и учащегося. Учащийся становится не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Педагог из информатора превращается в организатора учения. Правильно организованная учебно-познавательная и внеурочная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям современного общества.
Во внеурочной деятельности учащемуся особенно необходимы направление, педагогическая поддержка, одобрение, победа и успех , а это, в свою очередь - здоровье, добрые положительные эмоции, перспективы. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить следующие группы:
Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание и самообразование. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, подготовка рефератов, сообщений, презентаций и проектов. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся, следовательно, тесного общения преподавателей с социальным педагогом и практическим психологом.
Помимо самостоятельной работы учащихся, к индивидуальным формам внеурочной работы относится работа, как с отстающими учащимися, так и с одаренными детьми. Данная работа проводится в виде индивидуальных занятий с учащимися, личных консультаций педагога и учащегося, помощи в выполнении домашних заданий, подготовке к текущему и итоговому оцениванию, внутриколледжным и городским олимпиадам. Все это дает положительные результаты и способствует успешной реализации учебно-воспитательного процесса.
Кружковая работа
Система кружковой работы способствует созданию атмосферы комфорта, возможности приобрести дополнительные знания, максимальной реализации себя в разнообразных видах творческой досуговой деятельности, условий для проявления своего мастерства, способностей и талантов.
Кружковая работа проводится в форме кружков, секций, клубов, студий. Это добровольные объединения творческой молодежи из числа учащихся колледжа, связанных по интересам к предмету, будущей профессии или специальности, творческой деятельности или поисково - исследовательской работы. Кружковая работа осуществляет свою деятельность на основании локального акта «Положение о предметных кружках» и в соответствии с планом работы кружка. Положение регламентирует процесс взаимодействия педагогов и учащихся во внеурочное время при проведении кружковой работы. График работы предметных кружков рассматривается на заседаниях цикловых комиссий, утверждается заместителем директора по учебно-методической работе колледжа и доводится до всех учащихся. Отчетом о кружковой работе являются открытые заседания предметных кружков, выставки учебно - исследовательских работ и наглядных пособий, изготовленных членами кружка.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в нашем колледже. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Большой популярностью пользуется такая форма массовой внеурочной работы, как предметные недели и недели профессий, что обусловлено масштабами работы, количеством участников и разнообразием видов деятельности.
Работа в предметной неделе формирует: умение понимать поставленную задачу, определять характер взаимодействия со сверстниками и преподавателями; планировать конечный результат работы и представлять ее в вербальной форме; оценивать результаты, поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно; конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.Помимо этого, позволяет пробудить у обучающих интерес к учебным предметам, выявить одаренных учащихся, воспитать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы, возможности. В учебном году в рамках предметных недель проведены увлекательные мероприятия.
В рамках предметных недель особый интерес учащихся вызывает проведение интегрированных мероприятий преподавателями общеобразовательного и профессионального циклов:
панорамный семинар на тему: «Еда в твоей жизни», подготовленный преподавателями химии, биологии и технологии приготовления пищи;
бинарный «Час поэзии», подготовленный преподавателями украинской и русской литературы, английского языка;
Неделя профессий- особый вид внеурочной деятельности, который интегрирует работу преподавателей и мастеров производственного обучения. Пример мероприятий проводимых в рамках предметных недель в ГБОУ СПО «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства» представлен в Таблице 1. «Мероприятия предметных недель»
Выводы. Внеурочная деятельность, проводимая на протяжении всего учебного года, делает обучение и воспитание учащихся более интересным, содержательным и разнообразным.
Таблица 1.
Мероприятия предметных недель
Предмет
Наименование мероприятий
История, право
Викторины:
- «Знай свои права!»
-«История Руси»
Лекция «Законодательство ЛНР»
Поисково- исследовательская работа «10 значимых мест Луганщины» (проведение экскурсий по значимым местам города Луганска и систематизация материалов о таких местах, как: Мемориальный комплекс «Острая Могила, Музей В. Даля», водолечебница, ЛГАКИ имени М. Матусовского, Краеведческий музей и др.)
Пополнение материалов музейного уголка
«Урок мужества - Дебальцевский котел»
Урок – экскурс на тему: «Луганщина от прошлого к будущему»
Английский язык
Интеллектуальный марафон знатоков английского языка;
Презентация проекта «Защита окружающей среды»
«Значимые места Британии»
«Моя семья»
«Меню моего ресторана»
Выставка стенгазет
Литературные чтения «Британская поэзия сквозь века»
Урок-деловая игра «Заочное путешествие по Англии»
Просмотр фильмов на английском языке
Музыкальные встречи: прослушивание и исполнение песен любимых иностранных певцов
Биология, экология
КВН «День Земли»
Урок-телепередача «Эко - новости»
Выставка тематических стенгазет «Экология и здоровье человека»
Агитационные выступления учащихся всех курсов по теме «За здоровый образ жизни»
Акция «Конфета вместо сигареты»
Устный журнал «Витамины в жизни человека»
Проектная работа «Экологический дом»
Викторина «Умники и умницы».
Русский язык и литература
Лингвистическая викторина;
Конференция на тему: «Даль – наш земляк»;
Бинарный урок - анализ на тему: « Жанр басни от Эзопа до наших дней »
Театральная постановка басен И. Крылова «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Мартышка и очки»
Литературная гостиная на тему «Есенин - это вечное»
Открытый урок на тему «Глагол как часть речи» с демонстрацией инновационных подходов к развитию речевых и коммуникативных способностей учащихся
Лингвистический конкурс «Знаешь ли ты русский?»
Физика, астрономия
Конкурс стенгазет
Физическая головоломка (решение ребусов и кроссвордов)
Математическая игра «Математика - гимнастика ума» Выставка математических поделок
Викторины: «Физика вокруг нас», «Ю.А. Гагарин – первый космонавт планеты»
Экскурс в историю физики «Знаковые имена: Николай Тесла»
Дидактическая игра «Сильное звено»
Защита проектов на тему «Физика на кухне»
Физическая культура
«Часы спортивных игр» (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис)
Спортивные соревнования (внутри колледжа и между командами разных учебных учреждений)
Лекции «О здоровом образе жизни»
Спортивный праздник «А ну-ка парни!»,посвященный Дню 23 февраля
«День Здоровья» - походы
Физическая культура
«Часы спортивных игр» (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис)
Спортивные соревнования (внутри колледжа и между командами разных учебных учреждений)
Лекции «О здоровом образе жизни»
Спортивный праздник «А ну-ка парни!»,посвященный Дню 23 февраля
«День Здоровья» - походы
Неделя профессии «Повар, кондитер»
Открытое занятие кружка «Кондитер» на тему: «Новые технологии в оформлении кондитерских изделий».
Заседание клуба знатоков (дисциплина «Техническое оснащение и организация рабочего места»)
Конкурс профессионального мастерства среди учащихся по профессии «Повар», «Кондитер»
Мастер-класс на тему: «Приготовление изделий из рубленого мяса».
Мастер-класс на тему: «Приготовление пирожных»
Мастер-класс на тему: «Приготовление пирогов»
Олимпиада по ПМ. 01 Приготовление блюд из овощей и грибов.
Конференция на тему: «Кухни народов мира»
Экскурсия на передовые предприятия ресторанного бизнеса