Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания нами добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
7.Приложение к опыту_________________________ стр. 24
Верменко Галина Евгеньевна
Введение.Ключевые компетентности, как результат образования.
Понятие «ключевые компетентности» прочно вошло в оборот в конце 20 века. Появилось не как результат теоретических исследований в рамках педагогической науки, а как формулировка социального заказа к системе образования. Задача системы образования всегда стояла в формировании у поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволяют быть ему успешным вне стен школы. Не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознания значимости своей практической помощи природе. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые;
-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении.
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
-формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Ведущее место среди таких методов в педагогической практике принадлежит методу проектов. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем. Из разнообразных инновационных направлений выделяется метод проектов. По нескольким причинам. Во - первых, потому что в условиях классно- урочной системы занятий он легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать стандартов образования по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии.
Во-вторых, этот метод дает успешное усвоение материала, и способствует интеллектуальному и нравственному развитию детей.
В-третьих, потому, что проекты сплачивают учеников, развивают: коммуникабельность, желание помочь другим, уметь работать в команде.
Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к экологическому состоянию своей местности, экологическим проблемам родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания нами добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Современная ситуация требует их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.
Мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя внимание его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить
познавательную деятельность в русло, которое считаем сами наиболее важным. В итоге учебная деятельность постепенно автоматизируется от познавательной, превращаясь в скучную повинность. Разработка теории и методики применения исследовательского обучения в школе имеет давнюю историю.
Из накопленной истории и практики я сделала вывод. В современных условиях уже недостаточно тех организационных и методических решении, которые были найдены прежде. В чем же специфические особенности, содержания и организации исследовательского обучения в современной школе? В чем суть развития у школьников основных умений и навыков самостоятельного исследовательского поведения? Это поведение требует особого подхода. Оно предполагает серьезную реорганизацию образовательных программ школы, которую надо провести, сохраняя незыблемые требования образовательных стандартов и учебных программ. Такую деятельность можно проводить в рамках обычного урока, но и предусмотреть следующее:
1.Специальные семинары для педагогов по истории теории и методике использования исследовательских методов обучения в образовательной практике.
2. Тренировочные занятия по развитию у школьников умений и навыков исследовательского поиска: умение видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; объяснять; доказывать изащищать свои идеи и др. Такие занятия необходимы для каждой возрастной группы.
3. Для успешной работы исследовательского обучения желательно создать в школе центр (несколько центров) обогащения содержания образования, (библиотека, приборы, лаборатории, механизмы и т д).
4. В системе внеклассной и внеурочной работы спланировать кружки, НОУ, научно – практические конференции, конкурсы, семинары, где бы учащиеся могли публично представить, защитить результаты проектов.
Главным инструментом развития исследовательского поведения обучающихся- является проектный метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых мною.
Анализируя свой опыт работы, полученные результаты, я пришла к выводу. Современная ситуация требует не простого фрагментарного использования данного метода, а его преобладания в образовательной практике над репродуктивными методами. Тема, по которой я работаю уже несколько лет и имею положительные результаты. Развитие у школьников основных умений и навыков исследовательского поведения, как условие формирования экологической культуры личности. В более полном объёме элементы поиска представлены в проектном методе. Его я рассматриваю, как один из путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. В основу проектного метода положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний.
Основные составляющие проектного метода – выявление проблем, выработка и постановка гипотезы, наблюдение, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения. Метод проектов я использую на уроках и вне них. Ориентируюсь на интеллектуально-творческое развитие каждого ребёнка и особенно уделяю внимание одарённым детям. Образовательные задачи осуществляю путём создания специальной развивающей среды на уроках и во внеклассной работе. Основные требования, выступающие в качестве ориентиров;
опираться на собственный опыт ребёнка;
обучать в действии;
побуждать к наблюдению и экспериментированию;
чередовать индивидуальную и коллективную работу.
2. Метод проектов: принципы, особенности характеристики.
Метод проектов с начала 20 века широко применяется во всем мире, как наиболее эффективный способ вовлечения обучающихся в творческую созидательную деятельность. В нашей стране включение учащихся в проектную деятельность и для учителей и для учащихся – явление новое. А внедрение нового, всегда сопровождается трудностями. В том числе и появлением психологических барьеров. И в тоже время российские исследователи полагают, что отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность». Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проективность - образовательная тенденция будущего
Проект это буквально «брошенный вперед», прототип какого либо объекта, вида деятельности. Под проектом понимается самостоятельная, творческая, завершенная работа, выполненная учащимися или группой учащихся под руководством или при консультации учителя. Процесс создания проекта называется проектирование. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной и практической деятельности человека, символизируя новизну, нестандартность подхода к решению задач. Известные педагоги по-разному объясняют значение «метода проектов». Дж. Дьюн трактует метод проектов «как способ обучения через делание». Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию.А. С. Сиденко рассматривает метод проектов как систему обучения. Метод проектов по И. Чечелю является педагогической технологией, ориентированной на применение и приобретение новых знаний, путем самообразования. Все эти мнения объединяет то, что метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционного обучения. Для которого типично пассивность учащегося и стремление учителя напичкать его готовыми знаниями. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает
уникальные предпосылки для развития целеустремленности, самостоятельности обучающегося в постижении нового.
Метод проектов обладает рядом важных характеристик. Концептуальность, системность, воспроизводимость и универсальность. Концептуальность это опора на систему философских психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этой характеристике метод проектов уходит корнями основы гуманистической педагогики, где главное необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребенка. Системность – представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных тройной логической схемой. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования. Роли, которые отводятся в нем ученику и учителю. Способы их взаимодействия. Критерии оценки работы. Еще одна важная характеристика метода проекта его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения. Метод адаптируется к особенностям всех учебных дисциплин и в этом смысле несет в себе черты универсальности.
Целями проектного обучения являются следующее. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения. Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности. Формировать исследовательские умения. В связи с этим необходимо выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их характерные особенности, которые могут быть учтены при проектировании.
Таблица №1
Сравнительные особенности традиционной и проектной модели образования.
Параметры сравнения
«Знаниевая педагогика»
Традиционное обучение
«Способностная педагогика»
Проектное обучение
Цель.
Формирование знаний, умений, навыков.
Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем.
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к учению.
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Из выше сказанного можно выделить методологические принципы проектного обучения:
Процесс работы не менее важен, чем ее результаты;
Учебный процесс строится не на логике изучаемых предметов, а логике деятельности;
Опыт разрешения проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца;
Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе;
Комплексный характер проектного обучения создает условия для сбалансированного развития физиологических и психических функций обучающихся;
Система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес к учебной деятельности;
Имеются все основания говорить о стройной классификации проектов в зависимости от ряда типологических принципов. Проект может быть индивидуальный или групповой, монопредметный или межпредметный, краткосрочный или долгосрочный. По преобладающему виду деятельности информационные, исследовательские, прикладные. Можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания исследовательского поиска решения. Практическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность обучающихся на уроке и вне его. Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки учителей и учащихся. От учителя требуется умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов. Владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную работу учащихся. Необходимо переориентировать всю учебно-воспитательную работу по своему предмету. Применять разнообразные виды самостоятельной деятельности учеников индивидуальную, групповую, парную. Это вовсе не означает, что надо отказаться от традиционных видов работ. Речь идет о
расстановке приоритетов, смещении акцентов. Владение учителем искусством коммуникации, способностью генерировать идеи, умение устанавливать и поддерживать устойчивый эмоциональный настрой. Необходимо владеть компьютерной грамотностью. Уметь интегрировать знания из различных научных областей. От обучающихся требуется знание и владение исследовательскими методами, владение компьютером. Быть коммуникабельным и уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам. Из сказанного видно. Требования к участникам проекта достаточно высоки. Результаты выполненных проектов должны быть материальны и оформлены. Например, результаты выполненные в виде фильма, альбома, компьютерной газеты. Результат проекта оформлен в виде доклада, реферата, плаката, коллекции, рисунка, презентации, и т. д. Таковы принципы и особенности метода проектов. Ученик представляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности. Выводит всю систему организации процесса обучения на совершенно новый качественный уровень.
3. Интеграция проектной деятельности в образовательный процесс.
Исходя из социального заказа общества, требований модернизаций образования и задач опытно-экспериментальной работы школы, перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в режиме школьного эксперимента?»
Инновационный поиск новых средств привел учителей к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны действительные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.
В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и
практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность т.д.
В рамках экспериментальной работы, проводимой в школе, большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности обучающихся и групповым формам обучения.
Отличительной особенностью нашей школы является то, что в режим работы наряду с традиционными формами учебного процесса (уроками) введены: свободная самостоятельная деятельность и рефлексивные круги. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).
При этом формируются значимые, на наш взгляд, проектные умения:
Проектная деятельность
Совместность
Автономность
Выбор проблемы для индивидуального решения;
Постановка индивидуальных целей;
Планирование собственной деятельности;
Реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;
Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность.
Выбор проблемы путем согласования, для совместного решения;
Согласование целей;
Планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;
Достижение результата в совместной деятельности;
Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельности.
Один из нескольких учебных проектов, выполненных в школе, или даже мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дают право говорить, что внедрено, проектное обучение в школе.
Для того, чтобы сформировать у ученика умение проектировать, для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостна система. Организация проектной деятельности обучающихся требует грамотного, научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач.
Проектная деятельность должна охватывать все ступени образования в школе, проводится поэтапно.
Функции участников должны быть четко определены и разграничены. Для обеспечения проектной деятельности необходимы специально созданные, оптимальные условия и т.д.
Учитывая вышесказанное, мы с полным правом можем говорить о том, что в нашей школе создана целостная система по организации проектной деятельности. Опыт работы педагогического коллектива позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные этапы и логику развития проектных умений обучающихся.
Структурно-логическая схема организации проектной деятельности
Цель: через проектную деятельность развивать самостоятельность и умение работать в группе.
Социальный заказ: развитие способностей к проектированию
Результат: выпускник с развитыми способностями к проектированию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе.
Совместность:
Выбор проблемы путем согласования, для совместного решения;
Согласование целей;
Планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;
Достижение результата в совместной деятельности;
Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельности
Автономность:
Выбор проблемы для индивидуального решения;
Постановка индивидуальных целей;
Планирование собственной деятельности;
Реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;
Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность.
Участниками проектного процесса являются: обучающиеся, учителя, администрация, руководители НОУ, библиотекарь, классные руководители, психологи. Все участники находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.
Функции администрации школы, в частности, включают:
Разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемых к проведению проектных работ;
Определение графика проведения среднесрочных и долгосрочных проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
Осуществление общего контроля за проектной деятельностью.
Функции руководителей НОУ:
Определение предметных тематических блоков, в рамках которых могла бы осуществляться проектная деятельность;
Разработка примерного перечня тем проектных работ;
Координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;
Учителя – руководители проектов, являясь фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:
Проведение консультаций с участниками проектов;
Руководство проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования;
Осуществление методической поддержки проектной деятельности;
Планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;
Поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;
Координация внутригрупповой работы учащихся.
Важно отметить, что при проведении межпредметных проектных работ, целесообразно назначение двух руководителей, координирующих исследования проектных групп в рамках различных областей знаний. Вполне понятно, что при выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.
На схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символических фигурок, а степень взаимодействия субъектов «учения – обучения» обозначена путем близости изображения символов. Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.
Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциуме. Немаловажные функции отводятся и классным руководителям:
информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;
формирование проектных групп и контроль за осуществлением начального периода проектной подготовки;
организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
контроль над внешкольной проектной деятельностью;
подготовка к общешкольной «Неделе проектов»;
подготовка к общешкольной презентации «Фестиваль проектов».
Ответственные задачи в течение всего проектного периода возлагаются на библиотекаряшколы:
ресурсное обеспечение проектов;
планирование работы библиотеки с учетом проектов по работе с различными источниками информации;
предоставление участникам проектов возможностей видео - и медиатеки.
Функции психологов:
диагностика затруднений при выполнении проектов;
проведение консультаций по запросам обучающихся, педагогов;
диагностика формирования проектных умений обучающихся;
анкетирование участников проектной деятельности.
Для обеспечения учебных проектов в школе созданы оптимальные условия:
организационно-управленческие,
материально-технические,
учебно-методические, кадровые,
информационные.
Организационно-методическое обеспечение включает:
разработку нормативных методических документов, регламентирующих проведение проектной деятельности;
составление планов, графиков проектных работ, утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
предоставление места для работы над проектами (библиотека, учебные кабинеты, школьные лаборатории, компьютерный класс и др.);
разработку примерного перечня тем проектных работ;
координацию межпредметных связей в рамках проектной деятельности и др.
Материально-техническое обеспечение включает в себя набор всех необходимых для выполнения проектов материалов и оборудования (включая компьютеры). Для разных видов проектов требуется разное материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечениевключает в первую очередь учебную и методическую литературу, справочные пособия, энциклопедии, словари, методички и руководства, электронные пособия, а также разработанные в помощь начинающим работу над проектами материалы, собранные в папку (требования к проектам, типы проектов, лист защиты проекта, лист презентации проекта и др.).
Для успешной работы над проектом учащиеся имеют достаточный выбор источников информации (информационное обеспечение): фонд школьной библиотеки, Интернет, видео - и медиатека и т.д.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов. Содержание работы и деятельности учащихся и учителя на различных этапах представлены в таблице.
Таблица 2
Этапы работы над проектами
Этапы
Содержание
работы
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
1. Начинание
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Уточняют информацию. Обсуждают задание
Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
2. Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
3. Исследование
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Защита проектов
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5. Рефлексия
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки.
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).
6. Презентация
Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом.
Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.
Наблюдает, обобщает, резюмирует.
Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
4. Школьный экологический мониторинг – инструментарий развития исследовательского поведения обучающихся.
Школьный экологический мониторинг - составная часть программы комплексного мониторинга региона. В рамках Единой государственной системы экомониторинга (ЕГСЭМ) в 1996 году разработана региональная программа комплексного экологического мониторинга. В основе данной программы заложена концепция создания региональной подсистемы экомониторинга (РГСЭМ), которая должна функционировать как интегрированная среда сетевых информационных ресурсов. Программа комплексного экомониторинга включает 14 проектов. Один проект - образовательный, включающий школьный экомониторинг, участниками которого являются коллективы учреждений образования. Привлечение учащихся к исследовательской работе в рамках школьного экомониторинга позволяет обеспечить массовый учет показателей экологического состояния территорий, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений в рамках региональной государственной программы экологического мониторинга. Проведение исследований по единой программе дает возможность установить динамику изменения показателей на исследуемой территории микрорайона школы и оценить экологическое состояние изучаемой местности.
Общие положения школьного экологического мониторинга.
Школьный экологический мониторинг (ШЭМ) - это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.
Целями ШЭМ являются:
- формирование экологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практической деятельности;
- обеспечение массового учета показателей экологического состояния территорий на уровне биогеоценозов, в том числе параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений.
Основные задачи школьного экологического мониторинга
Организация системных наблюдений за природными явлениями, состоянием окружающей среды своей местности, сбор информации по результатам мониторинговых исследований, первичная обработка материалов в форме экологического паспорта микрорайона школы, являющегося единой программой исследовательской работы для всех учреждений образования области.
Методическими центрами по организации школьного экомониторинга в каждом районе являются опорные экологические школы. Координация деятельности учреждений системы образования по мониторинговым исследованиям в районе проводится на базе опорных экологических школ в следующих формах:
- учеба руководителей школ, учителей и руководителей методических объединений предметов естественного цикла, методистов учреждений дополнительного образования и воспитателей детских дошкольных учреждений;
- проведение районных экологических лагерей, практикумов по освоению методов изучения природных сред и объектов;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогических коллективов школ, по организации и проведению школьного экологического мониторинга;
- сотрудничество с наукой, специальными общественными природоохранными организациями в проведении школьного экомониторинга.
- создание единой сети школьного экомониторинга в районе, регионе, организация компьютерной поддержки.
Организация и содержание школьного экологического мониторинга.
Организация школьного экологического мониторинга проводится по единой региональной программе. Экологические исследования проводятся на ключевых участках по единым методикам. В содержание исследований входят:
- оценка чистоты воздуха, почв, воды, состояния биоты;
- оценка физического развития школьников.
Центральным звеном школьного экологического мониторинга должны являться биологические объекты, которые можно исследовать простыми, доступными для школьников методами, не требующими специальных приборов, реактивов и оборудования. В то же время они могут служить хорошими индикаторами изменений окружающей природной среды, вызванных различными загрязнениями воды, воздуха и почвы. Полученная информация в региональном эколого-биологическом центре школьников вводится в компьютер и под руководством специалистов (преподавателей кафедр экологии вузов, сотрудников проблемных экологических лабораторий) обобщается и анализируется. По материалам исследований строятся тематические и комплексные карты, графики, схемы, диаграммы; делается оценка экологического состояния природной среды региона. Полученная в результате мониторинговых исследований информация поставляется в сеть Интернет, средства массовой информации, в том числе своего района, а также направляется в районные (городские) управления образования, которые доводят ее до каждой школы района в целях использования в учебно-воспитательном процессе учреждений образования.
Результат. Экологическая культура личности. Многолетняя деятельность педагогических коллективов учебных заведений по программе школьного экомониторинга позволит привлечь к этой работе широкие слои населения, повысить экологическую грамотность, культуру поведения в природе, массовое участие в природоохранной деятельности. Необходимо изучение всех существующих связей в окружающей природе, формирование активной жизненной позиции и чувства персональной ответственности за
состояние окружающей среды, за качество жизни общества в целом и каждой личности. Целью и ожидаемым результатам такого образования должна быть экологическая культура личности. Единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры ответственной деятельности человека в окружающей среде, культуры как системы норм, ценностей, качеств человека, находящих выражение в новом качестве жизни. Совокупность практического и духовного опыта, взаимодействия (единения) человечества с природой. Формирование экологической ответственности на основе ноосферного мышления.
Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные его части:
Знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов: осознание единства в системе «природа-человек».
Эмоционально - эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
На основе программы школьного экологического мониторинга мною была разработана программа летней полевой практики исследовательского отряда «ЭКО». Данная программа выполнялась под научным руководством Нижневартовского гуманитарного университета. По этой программе готовятся студенты из университета для прохождения педпрактики. Практику они проходят в летнее время на базе летнего лагеря отдыха на базе школы № 1 города Лангепаса. Отряд «ЭКО» состоит из 30 ребят. Отряд разновозрастной. Работает данный отряд, как летом, так и в течение года. В течение года ребята входят в школьное НОУ «Знание +», которое состоит из нескольких предметных секций. В секцию экологии, химии и биологии входят ребята из отряда «ЭКО». Работа НОУ спланирована. С детьми занимаются научные руководители, психологи, библиотекари. Занятия проводятся как по секциям,
индивидуально и коллективно. Летом ребята занимаются изучением растительного мира, мира животных, изучают почву воду. Отрабатывают собранный материал в лаборатории, определяются с темой. В течение учебного года работают над выбранной темой, выполняют проекты. Затем защищают проекты в образовательных событиях в школе, где происходит их рецензия, корректировка и доработка. После этого самые удачные работы выставляются на конкурсы и конференции на более высокие уровни.
5. Результативность. Перспективы развития и использования опыта.
Продуктивность деятельности педагогов, ведущих инновационный поиск, определяется множеством факторов. Анализируя наш опыт организации проектной деятельности, мы постарались привести в систему накопившиеся факторы, которые отчетливо указывают на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы.
Результаты:
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими факторами:
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимым для учащихся (как отмечают ребята: «пригодятся жизни»);
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая группа – это проблемные учащиеся, которые учат без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышаю самооценку, приобретаю уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен не блестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа– это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа– это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащиеся различных уровне развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Несомненно, результатом работы над проектами по экологии является сопричастность к общешкольной совместной деятельности, осознание учащимися ценностей совместной работы. Учащиеся стремятся проявить себя через проектную деятельность, которая широко освещается в школе: ход «Недели проектов», отбор на общешкольную презентацию, на окружной фестиваль проектов.
У учащихся выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме (автономность):
самостоятельно выявлять проблемы;
самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
конкретизироватьтему проекта;
планировать самостоятельную работу;
выбирать рациональные и оптимальные способы достижения цели;
формулировать выводы, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать.
Умения коммуникативного характера (совместность):
организовывать внутригрупповое сотрудничество и деловое общение;
согласовывать план совместных действий;
совместно вырабатывать решения;
публично выступать, презентовать результаты совместной работы, дискутировать;
разрешать демократическим путем конфликтные ситуации и т.д.
Повышается уровень активности школьников и качество знаний в предметных областях.
Обучающиеся участвуют с проектами в различных районных, городских, областных фестивалях, конкурсах, где занимают призовые места:
Работа в качестве учителя - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов - показатель совершенствования и развития педагогов школы. Творчески работающие учителя, которые организуют выполнение проектов обучающимися, сами участвуют в различных проектах, конкурсах. Метод проектов используется в методической работе школы при проведении семинаров, педсоветов, творческих отчетов, выставок. Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе, есть трудности:
работа над проектом - объемная, кропотливая. Особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;
иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому возникает необходимость анализировать причины неудач;
совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
недостаточное владение компьютерной грамотностью;
недостаточно используются возможности, современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
5. Перспективы развития и использования опыта
увеличение доли проектов исследовательского характера;
дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
освоение педагогами и обучающимися технологии создания мультимедийных проектов;
участие в телекоммуникационных проектах и их организация;
руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;
проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов района, обмен опытом работы;
участие педагогов школы в организации и проведении районного конкурса учебных проектов;
разработка элективных курсов предметного и межпредметного содержания для профильного обучения, формой отчетности которых будет защита проектных работ;
создание широкомасштабных проектов межпредметной направленности усилиями опытно-экспериментальных лабораторий школы;
участие в конкурсах инновационных проектов.
Данный опыторганизации проектной деятельности в МОУ»СОШ №1», который указывает на несомненные преимущества применения метода проектов, может быть использован в практике работы другихобразовательных учреждений.
Он адресован педагогическим работникам, планирующим и организующим проектную деятельность - учителям-предметникам, руководителям школьных МО, руководителям районных методических кабинетов, зам.директора по научно-методической, учебной и воспитательной работе.
6. Библиографический список
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. №6.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
Демидова М.Ю. Естественно-научные проекты 10 – 11 классы// Естествознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 3, 2004.
Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. 2001. №2.
Кочнева Г.И. Организация проектно-созидательной формы обучения // Химия в школе. 1995. №3.
Морозов В.Е., Рождественская Н.Н. Проектные технологии в лицейском и гимназическом образовании // Учебный год. 2002. №4.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. №7.
Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004. №1.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в воспитательном процессе школы. // Методист. 2004. №3.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. №6.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования. 2004. №13, 15.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы. 1998. №3.
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4.
7.Приложение к опыту
Приложение №1.
Памятка. Тема проекта
Свернутое (сокращенное) описанное изучаемого свойства объекта или явления.
Например. Тема «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе»
Объект – органы дыхания, или заболеваемость органов дыхания.
Предмет исследования – (изучаемое свойство объекта) реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества.
Актуальность. Важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем.
Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей.
Цель исследования. Свернутое (сокращенное, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения экологического объекта (явления) и обобщенное описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации заинтересованным лицам).
Например. Цель. «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ содержащихся в воздухе и предложить систему мер направленных на снижение уровня заболеваний»
Задачи исследования. Краткое описание действий , которые необходимо выполнить для достижения намеченной целью результата.
Например. Задачи.
1. Выявить вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.
2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ выбрасываемым одним «усредненным» автомобилем и среднюю интенсивность движения.
3. Установить влияние на органы человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.
4. Выявить связь заболеваний органов дыхания от количества содержащихся в воздухе вредных веществ.
Цели и задачи должны быть сформулированы четко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания моделируемого исследования и , как правило не превышает пяти.
Гипотеза проекта. Предположение о причинно-следственной связи между изучаемыми в исследовании свойств экологического объекта и определенными факторами среды.
Гипотеза раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путем в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если ( далее следует описание фактора и или состояние объекта), то (дальше следует описание характера связи между объектом и фактором)».
Например. Гипотеза. Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень заболеваний органов дыхания возрастет.
Выводы. Описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, четкими, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.
Приложение №2.
Памятка. Список возможных тем проектов обучающихся.
Экология.
Безотходные химические производства.
Березовая роща. SOS.
Биоиндикация природных водоемов.
Болезни цивилизации.
Важное дело труба.
Вода на Земле.
Будущее биотехнологии.
Вероятность вокруг нас.
Воспитание человека в городе будущего.
Генетика и проблемы здоровья человека.
Как здоровье моей квартиры.
Здоровье нашего города.
Экологическая компания TRES.
Проект создания экопарка.
Животный мир лесопарка.
Растительный мир лесопарка.
Способы биоиндикации почвы.
Бездомные животные нашего города.
Наш дом. Наш двор.
Экология в произведениях литература, искусства и зодчества.
Ожерелье моей мамы.
Чай как источник витаминов.
Шампуни - польза , вред и безопасность.
Растения живее всех живых.
Тяжелые металлы и здоровье человека.
Пестициды и здоровье человека.
Имя беды – СПИД.
Экология мегаполисов и химия.
Экологические чистые продукты питания.
Мой будущий экологически чистый дом.
Экологический мониторинг природных сред города.
Экологический паспорт школьного двора.
Проект экологической тропы.
Приложение №3.
Памятка. Перечень возможных продуктов проектов.
Веб – сайт (предметный, тематический)
Видеоклип. Дневник путешествия.
Электронная презентация. Экологические программы.
Газета. Экологические акции.
Спектакль. Экологический манифест.
Справочник. Экологический марафон.
Учебное пособие. Экологическая азбука.
Рисунок, плакат.
Урок. Гербарий растений.
Игра. Экологическое пособие.
Публикация. Правила поведения в природе.
Выставка. Карта растений.
Журнал. Экологический форум.
Праздник. Интеллектуальный марафон.
Акция. Почвенная карта.
Сценарий. Бизнес план.
Социологический опрос. Законопроект.
Коллекция. Информационная справка.
Карта. Фотовыставка.
Костюм. Бюджет проекта.
Макет. Электронный справочник.
Прогноз. Пакет рекомендаций.
Приложение № 4. Информационные справки содержат информацию из проектов обучающихся школы, где описывается актуальность изучаемой проблемы.
Проект. Экологическая компания «TREH»
Информационная справка.
Меня заинтересовала проблема состояния мусорных контейнеров в городе Лангепаса. Я обратилась к этой теме, когда прослушала лекции на уроке экологии по темам «Безотходные технологии и утилизация отходов» и «Производство и окружающая среда». Во многих странах мира мусор сортируют сами жители, и это вошло в их жизнь как что -то естественное. Мусор же в моем городе не сортируется и для этого не сделано ничего. Не воспитаны жители города, нет специальных контейнеров для отходов содержащих отравляющие вещества. Меня поразили некоторые факты. Один человек в России создает бытовых отходов 225-250 кг в год. С каждым годом эта цифра увеличивается. Я считаю, что эта проблема требует не только экономического подхода, но и экологического. Например. С точки зрения загрязнения природной среды. Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от 2 до 10 лет, конфильтер от сигарет разлагается 100 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, консервная банка – 90 лет. Конечно, решить глобальные проблемы я сейчас не смогу, но разобраться с проблемами мусора своего двора можно попробовать. Мною был исследован состояние мусора в контейнерах визуально. Результаты исследования оформила в таблице.
Преобладают пластиковые отходы и металлические баночки от напитков, есть стекло.
Отходы лежат и в переполненных мусорках и возле них.
Контейнеры маленькие по размерам, мусор легко вытаскивается животными, развеивается ветром.
В нашем городе контейнеров достаточно, а мусор выбрасывается чаще мимо. Внешне контейнеры не привлекательны. Имеют большую открытую поверхность. Во многих контейнерах есть опасные отходы.
Я провела исследования через анкетирование одноклассников и некоторых взрослых. Я им в анкете предложила ответить на вопросы. Почему мусор не доносится точно в контейнер? Почему часто складывается рядом? Какие должны быть мусорные контейнеры в городе? Готовы ли вы сортировать мусор?
Проект. Экологическая охота.
Информационная справка.
Сегодня все больше появляется людей, которые предпочитают кровавой охоте охоту с фотоаппаратом. Охота с фотоаппаратом — еще более сильное увлечение, чем охота с ружьем. Она гораздо человечней, содержательней. Это — охота будущего. Охота с фотоаппаратом и охота с ружьем имеют определенное сходство. Вся обстановка охоты: поиски мест, изобилующих дичью, выслеживание, складывание, преследование, засады. Засидки, маскировки, приманки, обманное привлечение чучелами. Охота с фотоаппаратом труднее обычной охоты. Она требует большой выдержки, терпения и тренировки. Ее главная трудность в том, что смертельный выстрел может быть сделан на значительно большем расстоянии, чем удачный снимок. Поэтому приближение к добыче на короткое расстояние осложняет приемы охоты с фотоаппаратом. Для удачного снимка нужно, кроме того, выбрать соответствующее освещение и обстановку. Но от этого охота с фотоаппаратом становится еще более увлекательной. Фотография животных полезна не только для любителя. Без нее никак не обойтись специалистам. Орнитолог потратит немало времени ради того, чтобы проиллюстрировать свою книжку или журнал. Для энтомолога фотография — занятие, не имеющее предела. Ведь насекомых так много, их мир так разнообразен, и столько необыкновенных историй их жизни можно запечатлеть. Многое, например, полет птиц или насекомых, совершенство которого до сих пор занимает умы ученых, можно изучить только при помощи фотографии. Она — незаменимое вспомогательное средство изучения и проникновения в тайны природы. Ученый может охотиться, и не только как узкий специалист, но и как любитель за всякой живностью, выходящей за рамки его узкой профессии. Охотник с фотоаппаратом — не просто фотограф. Он, прежде всего наблюдатель, натуралист, любитель, художник и даже ученый. И эти качества невольно вырабатываются в каждом человеке, желающем сделать удачный и красивый снимок, «унести с собой», как говорил Тимирязев, художественное произведение природы. Охотясь за животными, фотограф невольно становится свидетелем разнообразнейших тайн жизни, приоткрывает занавес над множеством явлений, скрытых даже от профессионалов-зоологов, хотя бы только потому, что для того, чтобы снять, нужно незаметно и тайно приблизиться и посмотреть. А это уже много значит. Он неизбежно наблюдает за своей добычей, разгадывает секреты ее жизни, перед ним полнее раскрывается природа организма во всей ее красоте и неизмеримой сложности. Охота с фотоаппаратом развивает чувство любви к природе, делает человека поборником идеи ее охраны, воспитывает в нем эстетические чувства. Охотиться с ружьем можно только в определенный сезон, в строго определенных местах и территориях, отведенных для этой цели. Для охоты с фотоаппаратом не существует никаких ограничений. Весной, летом, осенью, зимой, в любом участке: будь то пашня или строго охраняемый заповедник — везде можно бродить с фоторужьем в поисках добычи. Фотоохотник свободен в своих поисках, так как никому не приносит зла. Охота с фотоаппаратом стоит того, чтобы ею заняться и полюбить, это — интереснейший труд и лучший отдых. Охотнику-стрелку не нужны сорока, ворона, совы, орлы. Ни к чему ему и мелкие певчие птицы. Он равнодушно пройдет мимо мышевидных грызунов, не обратит внимания на ящериц, лягушек, жаб, змей и, конечно, не взглянет на многообразнейших насекомых. Они не привлекут его. Его добыча та, что может быть съедена или с которой можно снять стоящий мех. У меня- охотника с фотоаппаратом гораздо больше дичи. Моя задача — художественное воспроизведение в различных состояниях всего живого. Если охотник с ружьем — добытчик, то я- охотник с фотоаппаратом — натуралист, наблюдатель, стоящий в преддверии науки. Мои интересы гораздо шире. Многогранней и способности, которые я должна развить для того, чтобы сочетать отдых и развлечение с творчеством. А так как моя добыча во много раз разнообразней, то различна по своим приемам и охота. Ее в общем можно разграничить на две заметно отличающиеся друг от друга охоты: охоту на мелкую дичь — насекомых и пауков и охоту на крупную дичь — птиц и млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных.