Просмотр содержимого документа
«Организация педагогических условий формирования информационной культуры обучающихся в условиях до»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства»
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живет в мире электронной культуры. Меняется роль педагога в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу в сфере дополнительного образования организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке занятия, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
При подготовке к занятию с использованием ИКТ (например, в виде мультимедийной презентации, демонстрации фото- и видеоматериалов и пр.) педагог не должен забывать, что это УРОК, а значит, составлять план занятия, исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.
Для занятия с применением ИКТ свойственны следующие особенности:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия обучающегося и педагога; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у обучающегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
Применение ИКТ в процессе обучения повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность обучающихся. Для этого педагогу необходимо овладеть рядом умений:
- технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
- методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения;
- технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных занятиях.
Использование ИКТ на занятиях позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип доверительности
2. Принцип обратной связи
3. Принцип занятия исследовательской позиции.
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- в общем, способствует повышению качества образования.
Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления
- формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирования навыка самостоятельной деятельности (поиск, анализ и систематизация материалов в сети Интернет).
Кроме этого, используя компьютерные технологии, как педагогу, так и обучающимся, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры, презентации.
При подготовке к занятиям педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:
- мультимедийные курсы;
- презентации по определённым темам;
- логические игры;
- тестовые работы;
- ресурсы Интернет;
- электронные энциклопедии.
Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных тем, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к определённой теме.
Преимущества использования ИКТ:
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы обучающихся;
3. расширение информационных потоков при использовании Internet;
4. компьютер дает педагогу новые возможности, позволяя вместе с ребёнком получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены знакомой среды, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем;
5. интегрирование обычного занятия с ИКТ позволяет педагогу переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
6. использование педагогом ПК при обработке результатов диагностик;
7. освоение обучающимися современных информационных технологий в процессе овладения компьютерной грамотностью и использования в работе с материалом один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер. Это – хорошая возможность для обучающихся развить и проявить свои творческие способности.